Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в кадровых вопросах

Подписка
Срочно заберите все!
№23
6 ноября 2015 5 просмотров

Наша компания осуществляет перевозку контейнеров из морского порта СПб только по России по договору транспортной экспедиции. Счета за перевозки клиентам выставляем с НДС 18%. Один клиент настаивает на выставлении счетов с НДС 0%, т.к. наша перевозка является частью международной перевозки контейнера. Имеем ли мы право выставлять счета с НДС 0%? Если да, то какие документы нам необходимо будет предъявить в налоговую для подтверждения ставки 0%?

Если Вы являетесь участником в цепочке исполнителей-перевозчиков по товару, который является предметом внешнеэкономического контракта, Вы обязаны применять ставку 0%, даже если перевозка осуществляется только на территории РФ. Применение ставки 0% является обязанностью организации, а не правом. Данная точка зрения подтверждается письмами Минфина России и судебной практикой.

Список документов необходимых для подтверждения ставки 0% представлен в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ. Обратите внимание, что в обязательном порядке Вам нужно получить копию договора между российским покупателем и иностранным контрагентом, которая подтвердит, что Вы являетесь звеном перевозки товара по внешнеэкономической сделке.

Обоснование

1. Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

При каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.199.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.

2. Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

можно ли применять нулевую ставку НДС при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным (воздушным) транспортом. Организация оказывает услуги по договору, заключенному с экспедитором

Да, можно, если есть документы, подтверждающие факт международной перевозки.

Транспортно-экспедиционные (и приравненные к ним) услуги, перечисленные в подпункте 2.1пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, облагаются НДС по ставке 0 процентов. Это правило действует и в том случае, если организатор перевозки (экспедитор), заключивший договор транспортной экспедиции с экспортером или импортером, привлекает для оказания услуг третьих лиц (субисполнителей).

Форма договора между экспедитором и субисполнителем не важна. Например, это может быть договор перевозки или договор возмездного оказания услуг. Количество субисполнителей, привлеченных для международной перевозки товаров, тоже значения не имеет. Например, если на одном этапе маршрута экспортируемые товары перемещаются воздушным транспортом, а на другом – автомобильным транспортом, право на применение нулевой ставки НДС имеют оба перевозчика. Право на нулевую ставку НДС сохраняется и в тех случаях, когда начальные и конечные точки определенных этапов транспортировки находятся в России. Главное, чтобы эти этапы входили в общий маршрут международной перевозки экспортируемых или импортируемых товаров.

Для подтверждения права на нулевую ставку НДС субисполнители, привлеченные для оказания услуг по международной перевозке товаров, должны представить в налоговую инспекцию:
– договор (копию договора), заключенный с иностранным или российским заказчиком услуг по международной перевозке. Если заказчик не является экспортером или импортером, дополнительно понадобится копия договора, заключенного между ним и экспортером (импортером);
– копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (ввоз товаров в Россию), с учетом особенностей, установленных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2014 г. № А32-26468/2013). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243 и от 17 октября 2014 г. № 03-07-08/52436.

Пример применения нулевой ставки НДС при международной перевозке. Для выполнения договора экспедитор на разных этапах перевозки привлекает различных исполнителей

Экспортер – акционерное общество «Импекс» вывозит товары в Финляндию. Для организации международной перевозки «Импекс» заключил договор транспортной экспедиции с ООО «Гермес». На разных этапах исполнения договора экспедитор «Гермес» привлекает в качестве субисполнителей:

  • ООО «Альфа» – для перевозки товаров воздушным транспортом из Новосибирска в Москву;
  • ООО «Бета» – для погрузочно-разгрузочных работ в аэропорту Москвы;
  • ООО «Гамма» – для перевозки автомобильным транспортом из Москвы в Хельсинки.

При документальном подтверждении вывоза товаров на экспорт и при наличии правильно оформленных перевозочных и товаросопроводительных документов право на нулевую ставку НДС имеют все четыре исполнителя: «Гермес», «Альфа», «Бета» и «Гамма».

<…>

Ситуация: можно ли при реализации товаров на экспорт начислять НДС по ставке 18 (10) процентов. Организации заранее известно, что она не сможет собрать документы, необходимые для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС

Нет, нельзя.

Налоговые ставки являются обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). Независимо от обстоятельств и условий конкретных сделок организация не вправе произвольно менять размер установленных налоговых ставок или отказываться от их применения. Кроме того, пониженные (в т. ч. нулевые) налоговые ставки не являются налоговыми льготами, которыми организации могут пользоваться по своему усмотрению. Таким образом, при реализации товаров на экспорт (как в государства – участники Таможенного союза, так и в другие страны) организации обязаны применять нулевую ставку НДС, установленную пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пунктом 3 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Правомерность такого подхода подтверждается определением Конституционного суда РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П, разъяснениями контролирующих ведомств (см., например, письма Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134ФНС России от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693) и арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2006 г. № 14555/05).

<…>

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.06.2015 № 03-07-08/37366

«В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, сообщаем, что согласно Положению о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 года № 169, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию указанными видами транспорта между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным в Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

В случае оказания услуг, связанных с перевозкой товаров, ввозимых в Российскую Федерации и не предусмотренных указанным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется по ставке 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

При применении подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014года № 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса). При этом действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

При оказании вышеназванных услуг, облагаемых по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения этой ставки и предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка