Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 ноября 2015 223 просмотра

Имеется иностранная организация, которая планирует покупать недвижимость (квартиры) на территории РФ. Какие налоги она будет платить при покупки? Если иностранная организация организация решит продать ранее приобретенную недвижимость, какие налоги в данной случае возникнут (цена продажи вырастет). Нужно ли иностранной организации открывать филиал или представительство для покупки продажи недвижимости? Если иностранная организация приобрела офис, какие налоги возникнут, и как учитывать расходы?Может ли физическое лицо (нерезидент) открыть ИП на территории РФ и приобретать недвижимость для следующей перепродажи.Какие налоги возникают если физическое лицо (нерезидент) приобретает недвижимость.

Так как планируется осуществление деятельности на территории РФ на регулярной основе, нужно зарегистрировать филиал или представительство иностранной компании в РФ.

С 1 января 2015 года статья 21 Закона об иностранных инвестициях устанавливает одинаковый порядок создания представительства иностранного юридического лица и филиала. Поэтому все правила по созданию, открытию на территории РФ филиала, приведенные ниже в обосновании, применимы и для представительства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ филиалы иностранной организации являются самостоятельным налогоплательщиком с обязанностью по уплате налогов и сборов на территории РФ (см. также постановление Президиума ВАС РФ от 4 июля 2006 г. № 1782/06). Поэтому при аренде офиса, при покупках и продажах недвижимости доходы и расходы формируются так же, как и у российских организаций.

Иностранец может зарегистрироваться в качестве ИП в России только если он имеет вид на жительство или разрешение на временное пребывание.

Вы можете создать ООО с иностранными инвестициями (это дешевле, чем создавать филиал).

Обоснование

Что выбрать иностранному инвестору: открыть филиал иностранной организации в России или создать на территории РФ ООО с иностранными инвестициями

Критерий анализа Филиал иностранного юридического лица ООО с иностранными инвестициями
Стоимость открытия

Государственная пошлина за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории РФ, – 120 тыс. руб. за каждый филиал (подп. 5 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Дополнительно оплачивается аккредитационный сбор, который зависит от срока регистрации и срока аккредитации:

на один год – 20 тыс. руб. в обычном, 35 тыс. руб. – в ускоренном порядке;на два года – 35 тыс. руб. в обычном, 50 тыс. руб. – в ускоренном порядке;на три года – 50 тыс. руб. в обычном, 65 тыс. руб. – в ускоренном порядке;на пять лет – 75 тыс. руб. в обычном, 80 тыс. руб. – в ускоренном порядке

Государственная пошлина за регистрацию юридического лица составляет 4 тыс. руб (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)
Документы, необходимые для государственной регистрации Решение иностранного юридического лица об открытии филиала на территории РФ, который будет осуществлять коммерческую деятельность и реализовывать часть или все функции самого юридического лица Устав
Возможность осуществления коммерческой деятельности на территории РФ Только филиал может осуществлять коммерческою деятельность на территории РФ (в отличие от представительства иностранной организации) ООО может осуществлять коммерческую деятельность
Юридический статус Не является юридическим лицом Является юридическим лицом
Имущество Головная компания может передавать филиалу любое имущество, также филиал может самостоятельно приобретать имущество, необходимое для его оперативной деятельности Общество может иметь в собственности или аренде любое имущество, не запрещенное к обороту в соответствии с законодательством РФ
Срок аккредитации От одного года до пяти лет Нет ограничений
Особенности налогообложения Филиал не имеет права применять упрощенную систему налогообложения. Предусмотрены льготы по НДС в части аренды помещений при условии закрепления аналогичных льгот в международном договоре ООО имеет право применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении требований налогового законодательства. Аналогичных льгот по НДС не предусмотрено

Из рекомендации А.И. Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Какие документы нужно представить вместо копии паспорта гражданина России. Заявитель – иностранный гражданин

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранный гражданин должен представить:

Подтверждением того, что иностранный гражданин вправе постоянно проживать в России, является вид на жительство (абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

В качестве документа, подтверждающего право временно проживать в Российской Федерации, выступает разрешение на временное проживание. Его оформляют в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 94 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 214).

Следовательно, иностранному гражданину, временно проживающему в России, достаточно представить для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишь копии страниц паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), включая копию страницы с отметкой о разрешении на временное проживание.

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Признается ли отделение иностранной организации постоянным представительством. Отделение иностранной организации заключило единичный договор (например, займа, продажи недвижимости и т. д.) с российской организацией

Нет, не признается.

Постоянное представительство иностранной организации образуется, если через него организация регулярно ведет предпринимательскую деятельность в России (п. 3 ст. 306 НК РФ). При этом под предпринимательской понимается деятельность, направленная на систематическое получение дохода (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Понятие «систематичность» следует использовать в значении, применяемом в пункте 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ, два раза и более в течение календарного года. Такая трактовка этого понятия была закреплена в пункте 2 раздела 4 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ (утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729). На сегодняшний момент этот документ утратил силу (приказ ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173). Однако предложенное толкование понятия «систематичность» сохраняет свою актуальность, что подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2005 г. № А28-4710/2005-34/29).

Таким образом, если иностранная организация заключила единичный договор (например, на предоставление займа, продажу недвижимости и т. д.), то эту операцию нельзя отнести к предпринимательской деятельности, которая ведет к образованию постоянного представительства для целей налогообложения прибыли.

Данный вывод подтверждают, например, письма Минфина России от 1 октября 2008 г. № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 24 августа 2006 г. № 20-12/75586.

Из рекомендации Татьяны Ситновой, руководителя юридического департамента холдинга Kira Plastinina

Как создать филиал иностранной организации в России и чем он отличается от ООО с иностранными инвестициями

Одной из форм привлечения иностранных инвестиций на российский рынок, помимо создания российской организации с иностранными инвестициями, является создание филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ. При этом можно вывести ряд преимуществ как для инвестора, выбирающего открытие филиала иностранной организации в России, так и для инвестора, выбирающего создание российской организации с иностранными инвестициями (см. сравнительную таблицу).

Для начала деятельности иностранной организации необходимо провести обязательную аккредитацию своего филиала на территории РФ, порядок проведения которой определяется Правительством РФ. Правовой основой создания в России обособленных подразделений иностранных юридических лиц является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях).

Что представляет собой филиал иностранной организации в России

Филиал иностранного юридического лица – это обособленное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.

Филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). При создании и регистрации они наделяются имуществом создающих их иностранных юридических лиц. Их деятельность регламентирована положением о филиале, утвержденным головной организацией. Руководители филиалов назначаются самим юридическим лицом и действуют на основании доверенности, выданной юридическим лицом.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления в России той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация (абз. 1 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях). Иначе говоря, если иностранная организация создает филиал на территории РФ с целью осуществления предпринимательской деятельности, то и деятельность головной организации должна иметь коммерческий характер, то есть в стране своего резидентства головная компания должна быть зарегистрирована как коммерческая организация.

Внимание! Иностранному инвестору необходимо учитывать, что имущественную ответственность по обязательствам, принятым филиалом от имени головной организации, несет сама головная организация

Исключение составляет только вопрос налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ филиалы иностранной организации являются самостоятельным налогоплательщиком с обязанностью по уплате налогов и сборов на территории РФ (см. также постановление Президиума ВАС РФ от 4 июля 2006 г. № 1782/06).

Право иностранного инвестора на создание филиалов иностранной организации на территории России обременяется специальной обязанностью в виде аккредитации филиалов (на филиалы российских компаний такая обязанность не возлагается).

Что такое аккредитация филиала иностранных организаций

Аккредитация представляет собой официальное признание (подтверждение) правового статуса филиала иностранной организации.

При этом сам процесс аккредитации филиала иностранного юридического лица можно рассматривать как совокупность действий уполномоченных государственных органов РФ по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на открытие подразделений иностранного юридического лица на территории РФ, к которым, в частности, относятся и филиалы.

Кроме того, аккредитация филиалов иностранных юридических лиц является опосредованным государственным контролем за иностранным инвестированием в российскую экономику.

Как проводится процедура аккредитации филиала иностранных организаций

За аккредитацию филиалов, а также представительств иностранных юридических лиц с 1 января 2015 года отвечает Федеральная налоговая служба (абз. 2 п. 1 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506).

Заявление об аккредитации необходимо представить в течение 12 месяцев со дня принятия решения об открытии филиала или представительства (ч. 2 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях). Форма заявления установлена в приказе ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/681@ «Об утверждении форм и форматов заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций)».

Порядок аккредитации утвержден приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680@ (далее – Порядок № 680). Этот приказ также определяет:

  • порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в Государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • порядок прекращения действия аккредитации иностранного филиала, представительства;
  • порядок аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации;
  • перечень представляемых документов для проведения указанных выше процедур.

Государственная пошлина составляет 120 тыс. руб. за каждый филиал (подп. 5 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Аккредитация осуществляется в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (ч. 5 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях).

Подтверждением аккредитации является документ о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Законодатель указал причины отказа в аккредитации. В аккредитации откажут при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в части 3 статьи 21 Закона об иностранных инвестициях.

Отказ в аккредитации можно обжаловать в судебном порядке.

На сайте Федеральной налоговой службы своего региона можно подробнее узнать информацию об аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Что происходит после аккредитации филиала иностранных организаций

После завершения процедуры аккредитации филиалу выдается разрешение на открытие. Срок аккредитации составляет 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (ч. 5 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях).

При этом днем аккредитации будет считаться день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (абз. 2 ч. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Внимание! Филиалы иностранных юридических лиц, которые были аккредитованы до 1 января 2015 года и у которых не истек срок действия аккредитации, будут обязаны не позднее 1 апреля 2015 года представить сведения для внесения их в государственный реестр

Такое правило содержится в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 106-ФЗ).

Исключение составляют иностранные кредитные организации и представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, поскольку:

Для внесения сведений в реестр необходимо обратиться в территориальный орган ФНС России.

Формы и порядок представления сведений установлены в приказе ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/684@ «Об утверждении форм, форматов и порядка представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 года и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 года, для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц».

Госпошлина за внесение сведений в реестр не взимается.

После внесения сведений в реестр филиалы иностранных юридических лиц считаются аккредитованными до окончания срока действия аккредитации (п. 7 ст. 8 Закона № 106-ФЗ).

Если филиал иностранного юридического лица не внесет сведения в реестр (т. е. не пройдет перерегистрацию), то с 1 апреля 2015 года прекращается действие аккредитации такого филиала (п. 11 ст. 8 Закона № 106-ФЗ).

После аккредитации организация должна выполнить следующее.

1. Как и российское юридическое лицо, иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе в связи с открытием филиала на территории РФ.

Для этого иностранное юридическое лицо обязано подать заявление в налоговый орган по установленной форме по месту открытия филиала в течение 30 календарных дней со дня начала осуществления филиалом деятельности на территории РФ (ст. 83 НК РФ, приказ ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах», приказ Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»). Одновременно с этим заявлением иностранная организация предоставляет все необходимые документы согласно перечню, установленному пунктом 10 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (приложение к приказу Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н).

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации является дата создания филиала иностранной организации, указанная в заявлении о постановке ее на учет.

2. В необходимых случаях при открытии филиала провести аккредитацию работников.

Персональную аккредитацию обязаны пройти все постоянно работающие в России иностранные сотрудники филиалов и при необходимости члены их семей.

Российские граждане проходят аккредитацию только в случае назначения их на пост главы филиала. Персональная аккредитация иностранных граждан подтверждает их официальный статус и обеспечивает право работать в России без получения дополнительного разрешения в органах ФМС.

Срок персональной аккредитации ограничивается периодом действия аккредитации филиала.

Аккредитованным сотрудникам филиала и членам их семей предоставляется паспортно-визовая поддержка. Всем персонально аккредитованным сотрудникам на период аккредитации выдается документ – аккредитационная карточка.

Когда филиал иностранной организации может заключать договоры в рамках деятельности на территории России

Филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность (заключать договоры и пр.) на территории РФ со дня аккредитации.

И с этого же дня на филиал распространяются все гарантии, льготы и защита, предоставляемые Законом об иностранных инвестициях.

Таким образом, для филиалов иностранных юридических лиц момент возникновения гражданской правоспособности определяется моментом окончания процедуры аккредитации филиала.

Что представляет собой представительство иностранного юридического лица (чем оно отличается от филиала иностранной организации)

Закон об иностранных инвестициях не раскрывает понятия «представительство иностранного юридического лица» наряду с понятием «филиал иностранного юридического лица».

Разница состоит в преимуществе налогообложения представительства, поскольку деятельность иностранной компании через представительство (не через филиал) не подпадает под определение «постоянное представительство иностранной организации» (ст. 306 НК РФ).

С 1 января 2015 года статья 21 Закона об иностранных инвестициях устанавливает порядок создания представительства иностранного юридического лица наряду с филиалом. Поэтому все указанные выше правила по созданию, открытию на территории РФ филиала применимы и для представительства.

Какими нормативными актами регулируются инвестиционные отношения

Инвестиционный климат страны во многом зависит от той нормативной базы, которая регулирует эти отношения, от уровня администрирования и объема гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. В связи с этим основной задачей законодательства, регулирующего инвестиционные отношения, является установление максимально прозрачных правил игры, исключающих возможность злоупотреблений как со стороны инвестора, так и со стороны государства.

Система отечественного законодательства содержит как общие, так и специальные нормативные акты, касающиеся иностранных инвестиций.

1. К общим нормативно-правовым актам, распространяющимся на иностранных и на национальных инвесторов, относятся следующие.

Кроме того, инвестору нужно учитывать региональные нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиции в отдельно взятом регионе РФ.

2. К специальным нормативно-правовым актам, направленным на регулирование исключительно иностранных инвестиций, относятся следующие.

Говоря о нормативной базе, регулирующей инвестиционные отношения, важно упомянуть международные договоры, которые применяются в силу пункта 1 статьи 3 Закона об иностранных инвестициях. Это, в частности:

Важно отметить, что, как правило, вложение капитала преследует цель извлечения прибыли от такого вложения вне зависимости о того, о каком инвесторе идет речь – национальном или иностранном. Эта цель достигается через осуществление предпринимательской деятельности. Иными словами, цель инвестиций – это получение прибыли от реализации товаров (работ, услуг) с использованием объекта инвестирования. И с этой точки зрения представляется обоснованным рассматривать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в целом в сфере предпринимательства, как часть законодательства об иностранных инвестициях (например, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы об отдельных видах коммерческих организаций, федеральные законы о регистрации юридических лиц и отдельных видов сделок и т. д.).

© Материал Юридической справочной системы «Система Юрист»
www.1jur.ru

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка