Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 ноября 2015 84 просмотра

Недоимку по страховым взносам обнаружили при выездной проверке контролеры. Страхователь заплатил недоимку и пени до окончания проверки. Вопрос: в акте проверки все-равно будет отражена эта недоимка и начислены пени и штраф?

В акте камеральной или выездной проверки внебюджетных фондов выявленные нарушения, сумма недоимки и пени фиксируются в обязательном порядке. Размер штрафа указывают в решении по акту проверки.

Формы актов камеральных и выездных проверок и требования к их содержанию установлены приказом Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н. В соответствии с этим документом, в описательной части акта проверки указываются выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, причем в акте выездной проверки приводятся:

  • сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
  • сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
  • сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
  • сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • сведения о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

В итоговой части акта выездной проверки указывают, в том числе, сумму неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов. Размер штрафных санкций устанавливают в решении по акту проверки.

За неуплату или неполную уплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы, неправильного расчета взносов или других неправомерных действий, выявленных в ходе проверки, организации придется заплатить штраф. Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40 процентов.

Обоснование

Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов

Результаты камеральной и выездной проверки сотрудники внебюджетных фондов оформляют по-разному.

Когда речь идет об итогах камеральной проверки страховых взносов Пенсионным фондом РФ и ФСС России, все зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие. Возможны два варианта:

А вот при выездной проверке такой зависимости нет. Пенсионный фонд РФ и ФСС России действуют по единой схеме.

Камеральная проверка: нарушений нет

По итогам камеральной проверки сотрудники фондов пришли к выводу, что организация не нарушала законодательство о страховых взносах. В этом случае никаких документов по ее результатам они составлять не будут. Законодательство этого не требует.

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки, если нарушений нет, проверяющие тоже не обязаны – в законодательстве о страховых взносах опять же нет такого требования (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 приложения 30 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н).

Камеральная проверка: нарушения есть

По итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах. В этом случае результаты мероприятия они зафиксируют в акте (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 приложения 30 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н). Формы актов для каждого контролирующего ведомства свои. Они есть в приложениях к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Сотрудники Пенсионного фонда РФ составляют акт по форме 16-ПФР, а ФСС России – акт по форме 16-ФСС РФ.

Камеральная проверка: составление акта

Законодательство о страховых взносах устанавливает четкие требования к оформлению актов камеральной проверки (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, приложение 30 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н).

Составить акт камеральной проверки сотрудники Пенсионного фонда РФ и ФСС России должны не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 приложения 30 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н).

О сроках проведения камеральной проверки страховых взносов Пенсионным фондом РФ и ФСС России подробнее см.:

Проверяющие составляют два экземпляра акта: один из них остается на хранении во внебюджетном фонде (Пенсионный фонд РФ, ФСС России), другой вручают проверенной организации (п. 9 приложения 30 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н).

Камеральная проверка: решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) сотрудники фонда принимают окончательное решение и оформляют его. На это им отведено 10 рабочих дней. В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение подписывает руководитель отделения фонда (Пенсионного фонда РФ или ФСС России). Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В зависимости от сделанных выводов руководитель контрольного органа (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений части 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В первом случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 19-ПФР, ФСС России – решение по форме 19-ФСС РФ.

Во втором случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 20-ПФР, ФСС России – решение по форме 20-ФСС РФ.

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов проверки руководитель органа контроля (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

  • нарушила ли организация законодательство о страховых взносах;
  • предусмотрена ли законодательством о страховых взносах ответственность за выявленное нарушение;
  • есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).

Об этом говорится в части 6 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

О том, что обязательно должно быть в решении, см. таблицу Содержание решения по результатам проверки законодательства о страховых взносах.

Выездная проверка: акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы актов выездной проверки приведены в приложениях к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Пенсионный фонд РФ составляет акт по форме 17-ПФР, ФСС России – акт по форме 17-ФСС РФ.

Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 6 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться частью 2 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и приложением 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Проверяющие составляют два экземпляра акта по форме 17-ФСС РФ: один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. Акт по форме 17-ПФР составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй – у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установлены пунктом 9 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Выездная проверка: решение по акту

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его. Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.

<…>

Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как организации перечислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в бюджет

Пени за просрочку

Внимание: если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени (ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная сумма страховых взносов ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования,
действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе и за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления ежемесячного платежа по страховым взносам по день его уплаты включительно. Например, если последний срок уплаты взноса установлен 15-го числа, а фактически взнос был перечислен 25-го числа того же месяца, то пени должны быть начислены за 10 календарных дней (с 16-го по 25-е число включительно).

Это следует из положений частей 3, 5 и 6 статьи 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Недоимку по страховым взносам территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России могут взыскать в принудительном порядке.

Штрафы за неуплату взносов

Внимание: если при проверке контролирующие ведомства выявят неуплату (неполную уплату) страховых взносов из-за занижения расчетной базы, неправильного расчета взносов или других неправомерных действий, организации придется заплатить штраф (ст. 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40 процентов. Это следует из частей 1, 2 статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р.

Штрафы взыскивают территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

При начислении штрафов за неуплату (неполную уплату) взносов на обязательное пенсионное страхование величина недоимки (база для начисления штрафа) должна определяться как общая сумма недоимок по взносам на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии несмотря на то, что каждый из этих видов взносов зачисляется в бюджет Пенсионного фонда РФ по отдельному КБК. Поэтому если недоимка по одному виду пенсионных взносов меньше, чем переплата по другому виду пенсионных взносов, то в целом обязанность по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование должна быть признана исполненной. Основания для взыскания штрафа в подобной ситуации отсутствуют. Такой вывод следует из положений пункта 1 части 5 статьи 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 апреля 2012 г. № А29-4107/2011).

<…>

Из Приказа Минтруда России от 27.11.2013 № 698н

Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов

Приложение 30. Требования к составлению акта камеральной проверки

4. Акт камеральной проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

5. Вводная часть акта камеральной проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом плательщике страховых взносов и должна содержать:

номер акта (присваивается акту при его регистрации в органе контроля за уплатой страховых взносов);

дату акта (под указанной датой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку);

фамилию, имя, отчество, должность лица, проводившего камеральную проверку;

наименование органа контроля за уплатой страховых взносов;

полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица, представившего расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам;

регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов;

код подчиненности (для формы 16-ФСС РФ);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);

адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) или адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица;

период, за который проведена камеральная проверка;

указание на то, что камеральная проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";

дату начала и дату окончания проведения камеральной проверки;

перечень документов, представленных организацией (обособленным подразделением), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, в отношении которых проводилась проверка (далее - лицо, в отношении которого проводилась проверка), а также других документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, на основе которых проведена камеральная проверка.

6. Описательная часть акта камеральной проверки содержит:

сведения о выявленной недоимке по страховым взносам;

сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

7. Итоговая часть акта камеральной проверки содержит:

выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с лица, в отношении которого проводилась проверка, суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов;

предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений;

указание на право лица, в отношении которого проводилась проверка, представить письменные возражения по акту камеральной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

Приложение 31. Требования к составлению акта выездной проверки

4. Акт выездной проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

5. Вводная часть акта выездной проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом плательщике страховых взносов и должна содержать:

номер акта (присваивается акту при его регистрации в органе контроля за уплатой страховых взносов);

дату акта (под указанной датой понимается дата подписания акта лицами (лицом), проводившими(им) проверку);

фамилии, имена, отчества, должности лиц, проводивших выездную проверку, с указанием руководителя проверяющей группы;

наименование органа контроля за уплатой страховых взносов;

наименование налогового органа, должностные лица которого привлекались к проведению проверки;

полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица;

регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов:

код подчиненности (для формы 17-ФСС РФ);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);

адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) или адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица;

период, за который проведена проверка;

указание на то, что проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";

указание места составления акта выездной проверки;

дату начала и дату окончания проведения проверки;

дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки. В случае приостановления или возобновления выездной проверки указываются дата и номер решения о приостановлении или возобновлении проверки;

фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде;

сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный);

перечень документов, представленных организацией (обособленным подразделением), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, в отношении которых проводилась проверка (далее - лицо, в отношении которого проводилась проверка), а также других документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, на основе которых проведена проверка. Указываются виды проверенных документов и при необходимости перечень конкретных документов;

перечень непредставленных документов;

номер и дату акта предыдущей выездной проверки с указанием периода проверки и сведений об устранении выявленных недостатков и нарушений.

6. В описательной части акта выездной проверки указывается, выявлены или не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах описательная часть акта должна содержать:

сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);

сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;

сведения о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

7. Итоговая часть акта выездной проверки содержит:

выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с лица, в отношении которого проводилась проверка, сумм неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов;

предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений;

указание на право лица, в отношении которого проводилась проверка, представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

<…>

Из справочников

Что должно быть в решении по результатам проверки страховых взносов

Что должно быть в решении
о привлечении к ответственности об отказе в привлечении к ответственности

– обстоятельства нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте проверки;

– документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;

– решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием соответствующих нарушению статей Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;

– размер недоимки по взносам, сумма штрафов и пеней.

Основание: часть 9 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

– обстоятельства, на основании которых было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности;
– могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней.

Основание: часть 10 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

– срок на обжалование вынесенного решения;
– порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов;
– наименование и адрес органа контроля, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
– иные необходимые по мнению руководителя органа контроля (его заместителя) сведения.

Основание: часть 11 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка