Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 ноября 2015 14 просмотров

В муниципальной квартире отсутствует индивидуальный прибор учета, хотя технически установить его возможно. Устанавливать его обязаны собственники, т.е. ОМС. Тогда почему УК должна начислять на пользователя?

То, что отсутствует индивидуальный прибор учета, не мешает управляющей компании начислять коммунальные услуги по конкретному помещению. А на пользователя (в данном случае нанимателя жилого помещения) муниципальным жильем согласно ст. 67 ЖК РФ возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов. Если наниматель пожелает установить прибор учета, то он решает этот вопрос с собственником, т.е. ОМС (на практике муниципальные собственники не охотно соглашаются устанавливать индивидуальные приборы учета или компенсировать нанимателю их установку, поэтому многие собственники сами и за свой счет устанавливают прибор учета). Но пока прибор учета не установлен управляющая компания будет начислять по нормативу, в т.ч. с увеличением его на повышающий коэффициент.

Обоснование

1. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как управляющей компании (ТСЖ, ТСН) рассчитать объем переданной горячей (холодной) воды и тепловой энергии<…>Расчет в отсутствие счетчиков

Если счетчики не установлены, расчет объема переданной горячей (холодной) воды зависит от:

  • площади помещения;
  • количества лиц, постоянно или временно проживающих в помещении;
  • норматива потребления воды на человека (с учетом повышающих коэффициентов, если есть техническая возможность установить счетчики);
  • норматива потребления на общедомовые нужды (с учетом повышающих коэффициентов, если есть техническая возможность установить счетчики).

Нормативы потребления устанавливают региональные власти (п. 5 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Более подробно о методике расчета см. таблицу.*

Ситуация: как определить количество лиц, постоянно или временно проживающих в жилом помещении при расчете объема переданной горячей (холодной) воды. Расчет производит управляющая компания (ТСЖ, ТСН) для определения платы за коммунальные услуги. Приборы учета в жилом помещении не установлены

При наличии данных о фактическом количестве проживающих расчет производите на основании этого показателя. При отсутствии такой информации количество проживающих установите на основании протокола об административном правонарушении.

Оплата предоставленных коммунальных услуг является одной из обязанностей потребителей таких услуг (подп. «и» п. 34 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). При этом к потребителям относятся лица, пользующиеся помещением в многоквартирном доме (п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Поэтому количество лиц, постоянно или временно проживающих в жилом помещении, можно определять на основании данных регистрационного учета. Оно равняется количеству зарегистрированных в помещении граждан.

Вместе с тем, нормы Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, сформулированы таким образом, что следует вывод: факт проживания не обязательно должен подтверждаться наличием регистрации по месту жительства (пребывания).

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд (п. 56 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Становиться на регистрационный учет он при этом не должен (п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713).

Человек, с которым был заключен договор на коммунальное обслуживание, при этом обязан информировать управляющую компанию (ТСЖ, ТСН) об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в т. ч. временно) в занимаемом им жилом помещении, которое не оборудовано счетчиками. Выполнить эту обязанность нужно не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений.

Если человек не выполнит обязанность, управляющая компания (ТСЖ, ТСН) имеет право установить количество проживающих в помещении самостоятельно (например, опросив соседей или посетив помещение). Результат проверки нужно оформить актом об установлении количества проживающих. В течение трех дней такой акт направьте в территориальные органы миграционной службы и внутренних дел для установления факта административного правонарушения. На основании протокола об административном правонарушении определите количество проживающих.

Это следует из подпункта «з» пункта 34, подпункта «е(1)» пункта 32, пунктов 56(1) и 58 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Таким образом, количество лиц, проживающих в жилом помещении, определяйте следующим образом. При наличии данных от владельца квартиры о фактическом количестве проживающих расчет производите на основании этого показателя. При отсутствии такой информации количество проживающих определяйте на основании протокола об административном правонарушении.*

Пример расчета объема переданной горячей (холодной) воды по нормативам

В управлении компании «Альфа» находится многоквартирный дом, в котором нет общедомового прибора учета горячей и холодной воды (счетчик невозможно установить).

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме – 2189,8 кв. м. Общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в доме – 2710,8 кв. м.

Нормативы потребления воды на общедомовые нужды согласно региональному законодательству составляют:

  • 0,0392 куб. м/кв. м – по холодному водоснабжению;
  • 0,03 куб. м/кв. м – по горячему водоснабжению.

Норматив потребления на холодное водоснабжение на 1 человека составляет 3,832 куб. м, норматив потребления на горячее водоснабжение на 1 человека – 2,743 куб. м.

Объем переданной воды в отношении 1-комнатной квартиры площадью 42 кв. м с количеством проживающих 2 человека, в которой прибор учета не установлен, составит:

  • 7,664 куб. м (2 чел. ? 3,832 куб. м/чел.) – холодное водоснабжение в порядке индивидуального пользования;
  • 1,33 куб. м (0,0392 куб. м/кв. м ? 2189,8 кв. м ? 42 м : 2710,8 кв. м) – холодное водоснабжение на общедомовые нужды;
  • 5,486 куб. м (2 чел. ? 2,743 куб. м/чел.) – горячее водоснабжение в порядке индивидуального пользования;
  • 1,02 куб. м (0,03 куб. м/кв. м ? 2189,8 кв. м ? 42 м : 2710,8 кв. м) – горячее водоснабжение на общедомовые нужды.

<…>

2. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как управляющей компании отразить в бухучете и при налогообложении применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг

С 1 января 2015 года действуют повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг. Вступили в силу положения постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 и постановления Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1380.

Новые положения вызывают немало вопросов. В этой рекомендации вы найдете ответы на следующие из них:

Как применять повышающие коэффициенты

Нормативы потребления коммунального ресурса с учетом повышающего коэффициента утверждают региональные власти. Если они это сделали, то бухгалтер принимает к расчету такой повышенный норматив, а если нет – то плату рассчитывает по базовым нормативам. Однако есть и исключения.

Бухгалтер управляющей компании самостоятельно умножает базовый норматив на коэффициент в следующих случаях:

  • закончился срок расчета коммунальной платы исходя из среднемесячного потребления, и плату нужно считать по повышенным нормативам. А по среднемесячному расходу плату считали по причине того, что счетчик вышел из строя (утрачен, закончен срок его эксплуатации) либо потребитель не подавал показания счетчиков;
  • жилец два и более раза не пустил исполнителя в квартиру для проверки состояния и показаний счетчика, а исполнитель этот факт оформил актом;
  • на доме отсутствует общедомовый прибор учета, хотя технически установить его возможно.

То есть это случаи, перечисленные в пунктах 60, 60(1) и 60(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Обращаем внимание, что если плату за отопление вы рассчитываете по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, и по нормативам, которые действовали на 30 июня 2012 года, повышенные нормативы не применяются.

Такие выводы следуют из Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, пункта 3 Правил и приложения 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 и письма Минстроя России от 18 марта 2015 г. № 7288-АЧ/04.

О том, в каких случаях надо применять нормативы с учетом повышающих коэффициентов, читайте в рекомендациях:

Что делать с разницей

Когда бухгалтер рассчитывает плату за коммунальную услугу с использованием норматива с учетом повышающего коэффициента, то может возникать разница. Происходит это потому, что с собственников жилья взимается сумма с учетом коэффициента, а услуги ресурсоснабжающей компании оплачивают в меньшем размере без применения повышающих коэффициентов. Как поступать с этими разницами?

Эти суммы управляющая компания обязана направить на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Именно так написано в подпункте «у» (1) пункта 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Конкретный перечень работ, которые управляющая компания должна выполнить, диктуют ей поставщики коммунальных ресурсов. На федеральном уровне утвержден лишь примерный, рекомендуемый перечень. А региональные власти вправе утвердить свой, дополняющий его.*

Так, к мероприятиям по повышению энергосбережения и энергетической эффективности, в частности, относят:

  • промывку и восстановление изоляции трубопроводов отопительной системы;
  • замену исчерпавшего срок службы оборудования (отопительного, системы водоснабжения и газоснабжения);
  • установку приборов учета электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения.

Такой порядок следует из пунктов 5, 10 и 11 статьи 12 Закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, Перечня, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 июля 2010 г. № 338.

Все эти виды работ законодатель выделяет в отдельную категорию – «мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». И эти работы управляющая компания выполняет в рамках своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Об этом прямо говорит подпункт «ж» пункта 10 и подпункт «и» пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

А это значит, что суммы в виде разницы от применения повышающих коэффициентов получают в составе платы за коммунальную услугу, а расходуют на другое – содержание общего имущества в многоквартирном доме. Причем с ограничением по использованию: только на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Бухучет

В бухучете операции, связанные с получением от жильцов и расходованием сумм, предназначенных для мероприятий по энергосбережению, отражайте в следующем порядке.

Выручку от реализации коммунальных услуг отразите в обычном порядке, в полной сумме (т. е. вместе с разницей из-за повышающих коэффициентов):

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации коммунальной услуги.

Себестоимость коммунальной услуги списывайте в сумме согласно счету ресурсоснабжающей организации:

Дебет 90-2 Кредит 20
– списана себестоимость коммунальной услуги.

При получении платы за коммунальные услуги сделайте проводку:

Дебет 51 Кредит 62
– получена от потребителей плата за коммунальные услуги.

Выполнив какие-либо работы по энергосбережению, отразите списание их себестоимости:

Дебет 90-2 Кредит 20
– списана себестоимость работ по энергосбережению.

Такой порядок следует из Инструкции к Плану счетов.

ОСНО

Средства, полученные от жильцов в виде разницы, которая образовалась из-за применения повышающих коэффициентов, с точки зрения налогового законодательства целевыми не являются (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому заплатить налог на прибыль с них придется. Объясним почему.

Такие суммы были начислены и получены как плата за коммунальные услуги. И тот факт, что управляющая компания может их расходовать только на строго определенные цели, не позволяет квалифицировать эти суммы в налоговом учете как целевые поступления (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому при расчете налога на прибыль доход в виде разницы отдельно не учитывайте, а признайте его в составе платы за коммунальные услуги. Расходы учтите в том же порядке, как и расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Ситуация: должна ли управляющая компания начислять НДС на разницу, которая возникла из-за применения нормативов потребления коммунального ресурса с учетом повышающих коэффициентов

Да, должна, причем по расчетной ставке. Так в своих частных разъяснениях говорят специалисты Минфина России.

По общему правилу реализация управляющей компанией коммунальных услуг жильцам НДС не облагается (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако не облагается лишь тогда, когда управляющая компания реализует коммунальные услуги по той же стоимости, по которой приобрела их у ресурсоснабжающей организации. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 5 марта 2013 г. № 03-007-14/6462.

А что в таком случае понимать под стоимостью приобретения? В частных разъяснениях специалисты финансового ведомства говорят, что это общая сумма счета ресурсоснабжающей организации, а не цена единицы коммунального ресурса.

Выходит, что на разницу, которая образовалась из-за применения нормативов с учетом повышающих коэффициентов и которая остается у управляющей компании, нужно начислить НДС.

Налог начислите по расчетной ставке 18/118. Ведь тарифы для населения региональные власти утверждают уже с учетом НДС. А когда реализуют имущество, которое приобретено с учетом налога, НДС начисляют по расчетной ставке. Более того, в такой ситуации управляющая компания вообще не вправе начислять налог поверх тарифа.

Такой вывод следует из пунктов 3 и 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 72.

УСН

По общему правилу при расчете единого налога в доходах не учитывают суммы, полученные как целевое финансирование (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Однако средства, полученные от жильцов в виде разницы, которая образовалась из-за применения повышающих коэффициентов, с точки зрения налогового законодательства целевыми не являются (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому учесть их в доходах нужно. Объясним почему.

Такие суммы управляющая компания начисляет и получает как плату за коммунальные услуги. И тот факт, что их расход ограничен только строго определенными целями, не позволяет квалифицировать эти суммы в налоговом учете как целевые поступления (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому при расчете единого налога и независимо от объекта налогообложения доход в виде разницы отдельно не учитывайте, а признайте в доходах в составе платы за коммунальные услуги.

Управляющие компании на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» могут учесть еще и расходы, связанные с энергосбережением. Порядок для этого тот же, что и для расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Поскольку именно в рамках этих мероприятий управляющая компания выполняет работы по энергосбережению.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка