Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 ноября 2015 55 просмотров

Организация организует международную перевозку. Экспедитор самостоятельно обеспечивает организацию процесса перевозки груза, но с привлечением для исполнения договора сторонних организаций. Вся выручка от покупателей признается доходом компании.Стороны прописали в договоре, что цена формируется на каждую заявку в отдельности и устанавливается отдельным доп.соглашением.Определили общую стоимость перевозки. Перевозка международная.Вопрос:Вправе ли экспедитор применять нулевую ставку по международной перевозке, по которой определена единая ставка, если в цепочке оказания услуг присутствует ЖД перевозка? Или данную перевозку нужно выделить отдельным документом и применить к ней ставку 18 %?

Экспедитор не вправе применять ставку 0% по перевозке ж/д транспортом только в случае, если он является перевозчиком на железнодорожном транспорте. Привлечение же исполнителей – перевозчиков не оказывает влияние на возможность применения ставки 0%.

Вознаграждение, получаемое экспедитором по договору транспортной экспедиции в случае оказания в рамках этого договора транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, как по нулевой ставке, так и по ставке 18 процентов, то вознаграждение экспедитора в части таких услуг облагается налогом соответственно по ставкам 0 и 18 процентов.

То есть если среди услуг, оказываемых экспедитором, есть те, которые не содержатся в перечне, то в отношении них нужно экспедиторское вознаграждение облагать по ставке 18%.

Например, услуги по поиску и предоставлению железнодорожного подвижного состава, не перечислены в пункте 1 статьи 164 НК РФ, облагаются по ставке 18%. В такой ситуации, если экспедитор определяет вознаграждение как выручку по договору, ему придется разделить ее на 2 части, выделив данные услуги по 18%, а остальные, которые есть в пункте 1 статьи 164 НК РФ- по 0%.

Обоснование

Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

При каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.199.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.

2. Письмо Минфина России от 20 октября 2015 г. № 03-07-08/60010

«Вопрос: Об НДС для услуг по поиску и предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемого товара и вознаграждения экспедитора за услуги, облагаемые по ставкам НДС 0% и 18%.

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, связанных с поиском и предоставлением железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров, оказываемых российскими организациями, не являющимися перевозчиками на железнодорожном транспорте и не владеющими железнодорожным подвижным составом, сообщает.

Согласно положениям подпунктов 2.1и 2.7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении оказываемых российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, осуществляемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, и услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава, для осуществления международных перевозок, а также оказываемых российскими организациями, владеющими железнодорожным подвижным составом на указанных основаниях, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и транспортно-экспедиционных услуг для осуществления перевозки (транспортировки) экспортируемых товаров при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по поиску и предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления указанных перевозок, оказываемых российскими организациями, не являющимися перевозчиками на железнодорожном транспорте и не владеющими железнодорожным подвижным составом на вышеуказанных основаниях, данными подпунктами и другими подпунктами пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено. Поэтому такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Что касается вопроса о применении налога на добавленную стоимость в отношении вознаграждения, получаемого экспедитором по договору транспортной экспедиции в случае оказания в рамках этого договора транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость как по нулевой ставке, так и по ставке 18 процентов, то вознаграждение экспедитора в части таких услуг облагается налогом соответственно по ставкам 0 и 18 процентов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка