Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 ноября 2015 38 просмотров

Организация продала гостиницу Документы на нового собственника оформляются В переходный период коммунальные платежи по гостинице исполняет продавец С покупателем заключили соглашение на возмещение всех расходов продавца в переходный период. Каким образом нам, продавцу оформить возмещаемые расходы, в частности, от имени кого будут выставляться СФ покупателю: от имени продавца или от имени коммунальных служб. И как отразить эти расходы по проводкам.

В данном случае абонентом коммунальных услуг является организация - продавец, но данная организация не является организацией, напрямую оказывающей услуги. Поэтому такая организация не может от своего имени выставлять документы на коммунальные услуги и выделять в них НДС, а так же не может изменять цены на указанные услуги. Но при этом, между абонентом (продавцом) и субабонентом (покупателем) может быть заключено соглашение о возмещении расходов на коммуналку. По данному соглашению субабонент возмещает расходы абоненту на основании предоставленных копий первичных документов и расчетов, составленных в произвольной форме. Такой порядок оформления документов является верным.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как организовать и оформить расчетыпо коммунальным платежам заарендованное имущество

По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608пункта 2статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Компенсация услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420421779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420,421779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество. Организация применяет общую систему налогообложения

Ситуация: Вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует. Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем

Нет, не вправе.

Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/86от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99,определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)). Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 г. № 560/07).

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры за коммунальные услуги. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи167171172 Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606611 ГК РФ). Следовательно, предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг, а арендатор – предъявить к вычету НДС по ним.

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08.

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

Некоторые суды придерживались точки зрения, полностью соответствующей позиции Президиума ВАС РФ (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 июня 2008 г. № Ф09-4255/08-С2от 29 февраля 2008 г. № Ф09-861/08-С2от 21 января 2008 г. № Ф09-11295/07-С2, Московского округа от 26 августа 2008 г. № КА-А40/7882-08от 1 октября 2007 г. № КА-А41/10014-07). В то же время некоторые суды подтверждали позицию контролирующих ведомств (см., например, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановления ФАС Центрального округа от 14 февраля 2008 г. № А48-1629/07-6, от 10 октября 2007 г. № А36-2553/2006, Восточно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № А10-1581/08-Ф02-6877/08от 30 октября 2008 г. № А10-845/08-Ф02-5264/08, А10-845/08-Ф02-5607/08, Поволжского округа от 4 марта 2008 г. № А65-8421/2007-СА1-37от 6 февраля 2008 г. № А55-6796/2007-53, Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)от 27 августа 2008 г. № Ф04-5231/2008(10532-А03-25) и от 24 марта 2008 г. № Ф04-2074/2008(2736-А45-41)).

С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-1804/2007Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А33-12783/08-Ф02-2566/09Московского округа от 10 июля 2009 г. № КА-А40/6262-09,Центрального округа от 29 апреля 2009 г. № А48-3884/08-17Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А65-20968/2008Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф04-5497/2009(19433-А45-29)Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. № А52-3899/2008Уральского округа от 25 февраля 2009 г. № Ф09-10444/08-С2).

Из статьи журнала «Учет в строительстве», №3, март 2013

Компенсация затрат заказчика на охрану стройплощадки

При заключении договора строительного подряда застройщик (заказчик) обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок – строительную площадку. При этом он вправе сам оказывать услуги или привлекать другие организации для их оказания, например по охране стройплощадки. Каков порядок компенсации указанных затрат?

Обязанности по охране возложены на заказчика

Разберем следующую ситуацию. Заказчик выставил подрядчику только счет на компенсацию затрат на охрану объекта в сумме 65 000 руб. (НДС не указан) согласно договору подряда с приложением копий актов охранной фирмы. При этом охранная фирма является плательщиком НДС. Стоимость ее услуг – 65 000 руб., включая НДС. Обязан ли подрядчик оплачивать этот счет, если нет актов выполненных работ по охране объекта от заказчика?

Подрядчик в свою очередь на данный объект нанял субподрядчика – фирму, не уплачивающую НДС. Может ли подрядчик перевыставить аналогичный счет субподрядчику? Требуется ли акт выполненных работ и счет-фактура для субподрядчика? Какая сумма должна быть в них указана – с учетом НДС? И вообще, могут ли данные затраты быть признаны для подрядчика выручкой?

Обязанности сторон по содержанию стройплощадки определяются условиями договора подряда. По всей видимости, в указанной ситуации такая обязанность возложена на заказчика, поскольку именно он заключает договор на охрану и «потребляет» услуги охранной фирмы. Цена работ, выполняемых подрядчиком по договору подряда, устанавливается в соответствии со статьей 709 Гражданского кодекса РФ: она должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение. Как правило, цена определяется на основании сметы. В смету могут быть заложены расходы на охрану строительной площадки. Значит, заказчик, перечисляя подрядчику оплату за работы, перечисляет ему и средства на покрытие расходов на охрану. А поскольку договор на охрану заключен заказчиком самостоятельно, он перевыставляет подрядчику эти расходы, прилагая к счету копии документов от охранной фирмы. При этом сам заказчик услуги по охране подрядчику не оказывает. Такой порядок должен быть предусмотрен условиями договора.

Учет расходов

Если все сделано так, как описано выше, то расходы подрядчика, связанные с компенсацией заказчику расходов на охрану, будут являться экономически обоснованными и справедливо включенными в стоимость выполняемых работ, в том числе для целей налогообложения.

Что касается НДС, то, по мнению автора?, заказчик должен выставить подрядчику для компенсации всю сумму расходов, включая НДС. Правда, при этом заказчик не может выписать счет-фактуру, так как сам этих услуг не оказывал. Тогда подрядчик должен включить в свои расходы всю сумму, с учетом налога.

Отношения между подрядчиком и субподрядчиком по расходам на охрану строятся так же, как и между заказчиком и подрядчиком. Подрядчик может выставить эти расходы субподрядчику при выполнении следующих условий:

  • в цене договора субподряда предусмотрена оплата подрядчиком субподрядчику таких расходов;
  • договором установлена компенсация расходов на охрану со стороны субподрядчика и порядок ее уплаты;
  • подрядчик выставляет счет на оплату расходов в том же порядке, что и заказчик подрядчику.

Из статьи журнала «Учет в строительстве», №6, июнь 2010

Коммунальные платежи: решаем проблемы

Учет коммунальных расходов, возникающих у компании на стадии строительства, всегда вызывает сложности. Можно ли переложить эти затраты на субподрядчиков и каким образом в таком случае определить стоимость оказываемых генподрядчиком услуг?

Как возместить расходы?

Рассмотрим ситуацию. Организация (генподрядчик) ведет строительство дома. На разные виды работ было привлечено пять субподрядчиков. Руководство приняло решение о возмещении всех коммунальных платежей (за энергию, воду) за счет субподрядчиков. Они не против (коммунальщики предоставление услуг субабонентам не запрещают). С каждым субподрядчиком было заключено допсоглашение к основному договору об оплате «коммуналки». Можно ли продать эти услуги дороже, чем купили? Как все это оформить и отразить в учете?

С какими проблемами придется столкнуться

Если договором или дополнительным соглашением предусмотрено возмещение коммунальных расходов субподрядчиками, возникает закономерный вопрос: а являются ли полученные суммы доходами строительной организации? И, значит, должна ли она учитывать их при исчислении НДС и налога на прибыль? То есть фактически вопрос заключается в следующем: можно ли считать, что строительная компания оказывает коммунальные услуги своим субподрядчикам? Скажем сразу: однозначного решения не существует. Рассмотрим ситуацию с разных точек зрения.

Налог на добавленную стоимость

Позиции чиновников и судей различны.

Генподрядчик может быть поставщиком

Арбитры считают, что генподрядчик (абонент) может выступать в качестве поставщика электроэнергии в отношении своих субподрядчиков (субабонентов). То есть указывать себя в счетах-фактурах в качестве поставщика, но при условии, что основной поставщик (энергоснабжающая организация) не против (ст. 545 Гражданского кодекса РФ). А субабонент имеет право предъявлять к вычету «входной» НДС, выставленный абонентом. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2008 г. по делу № А56-50375/2007. Аналогично в постановлении ФАС Уральского округа от 16 октября 2008 г. № Ф09-7459/08-С2 суд решил, что заказчик-застройщик хотя и не является энергоснабжающей организацией, все же реализовывал электроэнергию, так как приобретал ее у энергоснабжающей организации, в том числе и для перепродажи своему подрядчику.

Столичные налоговики также ранее указывали на то, что если генподрядная организация от своего имени заключает договор с Мосэнерго на приобретение электроэнергии, часть которой использует субподрядчик при выполнении строительно-монтажных работ, то генподрядчик обязан при передаче электроэнергии субподрядчику отражать ее реализацию и выписывать счета-фактуры (письмо УМНС по г. Москве от 24 января 2002 г. № 24-11/3696).

НДС начислять не нужно

Однако Федеральная налоговая служба РФ в настоящее время придерживается противоположной позиции. В частности, в письме от 4 февраля 2010 г. № ШC-22-3/86@ даны следующие разъяснения (хотя они посвящены отношениям арендодателя с арендатором, те же принципы применимы и к отношениям между генподрядчиком и субподрядчиком по возмещению коммунальных платежей). В случае если платежи взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора о возмещении затрат, эти платежи (компенсационные выплаты) при определении налоговой базы по НДС арендодателем не учитываются. И счет-фактуру на них он не составляет. Такая позиция (для рассматриваемой ситуации) влечет два последствия:
– генподрядчик не может поставить к вычету суммы НДС, предъявленные коммунальными службами в части услуг, потребленных и компенсированных субподрядчиком;
– субподрядчик не вправе предъявлять суммы НДС по потребленным коммунальным услугам к вычету.

Специалисты главного финансового ведомства с этим согласны. О том, что операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров для целей НДС, говорилось в письмах Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 03-07-11/392, от 26 декабря 2008 г. № 03-07-05/51 и др. Таким образом, единства мнений между чиновниками и судьями по этому вопросу нет.

Как быть?

На сегодняшний день схема возможных действий такова:
– если стороны решили руководствоваться официальной позицией, то генподрядчик не должен начислять НДС и выставлять счет-фактуру на сумму возмещения стоимости коммунальных услуг, предъявляемую субподрядчику. При этом он лишается возможности вычета «входного» НДС в части, приходящейся на услуги, потребленные и возмещенные субподрядчиком (субподрядчик также не имеет возможности вычета НДС по этим услугам);
– если стороны готовы к спорам с налоговой инспекцией исходя из сложившейся арбитражной практики, генподрядчик может выставлять счет-фактуру на коммунальные услуги, предъявляемые к оплате (компенсации, возмещению) субподрядчику, выделяя в нем сумму НДС. При этом он имеет право на вычет «входного» НДС, предъявленного ему коммунальными службами, а субподрядчик имеет право на вычет НДС по возмещаемым суммам.

Налогообложение прибыли

В случае если организация (генподрядчик) решила выставлять субподрядчику НДС (руководствуясь вышеизложенной позицией), она признает доходы и расходы от реализации коммунальных услуг в общем порядке (как если бы она их оказывала).

Если же генподрядчик решил этого не делать, здесь возможны варианты. Вокруг вопроса о том, нужно ли считать получаемую генподрядчиком сумму возмещения (компенсации) коммунальных платежей его доходом в целях налогообложения прибыли или исчисления единого налога при упрощенной системе, ситуация также сложилась неоднозначная.

Обратимся вновь к практике возмещения коммунальных платежей при аренде (применяя ее по аналогии).

Официальная позиция

Если на возмещение коммунальных расходов между сторонами заключен отдельный договор, то данные платежи должны учитываться у арендодателя (генподрядчика) в составе доходов от реализации на основании пункта 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ. При этом арендодатель (генподрядчик), заключающий договоры с коммунальными службами, может учитывать эти суммы в составе своих материальных расходов (письмо УФНС России по Московской области от 3 февраля 2005 г. № 21-27/28632).

Разъяснений для «упрощенки», значительно больше. Финансисты, ссылаясь на то, что суммы возмещения коммунальных платежей не упоминаются в статье 251 Налогового кодекса РФ в перечне «непризнаваемых» доходов, делают вывод, что они должны учитываться арендодателем (для нас – генподрядчиком) в составе доходов. Об этом говорится в письмах Минфина России от 16 июля 2009 г. № 03-11-06/2/130 и от 10 февраля 2009 г. № 03-11-09/42. При этом арендодатель (генподрядчик) вправе включить в расходы, уменьшающие базу по единому налогу, затраты на коммунальные услуги на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 5 декабря 2006 г. № 02-6-10/216@).

Арбитражная практика противоречива

Некоторые арбитры с налоговиками согласны (постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2009 г. № Ф03-1657/2009, Поволжского округа от 4 октября 2007 г. по делу № А57-9388/06).

Другие поддержали налогоплательщиков, считая, что суммы возмещения не являются доходом арендодателя, поскольку они компенсируют его расходы (постановление ФАС Уральского округа от 4 августа 2009 г. № Ф09-4747/09-С2 и др.).

То есть арендодатель (для нашей ситуации – генподрядчик) не получает от этих операций никакой экономической выгоды.

Нужно ли спорить?

С позицией финансистов и налоговиков можно спорить. Но актуально это лишь для тех, кто применяет «упрощенку» с объектом «доходы», – им невыгодно увеличивать свои доходы на сумму компенсации, полученной от арендаторов. А вот тем, кто применяет общий режим или спецрежим с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», спорить нет смысла. Ведь, если они отстоят свое право не увеличивать доходы на суммы полученной компенсации, они автоматически утратят право на признание расходов на оплату данных коммунальных платежей (в части компенсированных расходов).

Если компенсация производится в равных суммах (без накрутки), фактически для них ничего не изменится: следуя указаниям чиновников, они увеличат доходы и уменьшат расходы на одинаковую сумму возмещаемых субподрядчиками платежей.

Таким образом, налоговая база в целом останется прежней, а результатом спора с налоговиками станет непризнание доходов в виде суммы компенсации, но и невозможность списания расходов в этой части. То есть при проигрыше налоговая база тоже не поменяется, а вот нервы потрепать придется...

У субподрядчика при выплате генподрядчику компенсации никаких проблем с признанием расходов быть не должно. Их можно включать в состав материальных расходов как при общем, так и при упрощенном режиме (подп. 5 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Если оформить посреднический договор

На практике часто прибегают к иному варианту оформления отношений – заключают не дополнительное соглашение о возмещении коммунальных платежей, а посреднический договор, по которому генподрядчик как агент или комиссионер оказывает посреднические услуги по обеспечению субподрядчика (принципала, комитента) электроэнергией, водой и т. д. и участвует в расчетах с поставщиками коммунальных услуг. В данном случае генподрядчик совершает операции от собственного имени, но по поручению и за счет субподрядчика.

Условия о посреднических отношениях могут быть включены также в договор подряда (или в дополнительное соглашение к нему).

Плюсы и минусы договора

Плюсы. Поскольку посреднические договоры – возмездные, в них помимо суммы, которая подлежит перечислению поставщикам коммунальных услуг, включается посредническое вознаграждение. Это является способом легализации взимания с субподрядчика суммы, превышающей покупную стоимость указанных услуг (тарифы превышать нельзя). При этом включать в состав доходов (и в налоговую базу по НДС) генподрядчику нужно только сумму своего посреднического вознаграждения и на эту же сумму генподрядчик должен выставлять счета-фактуры своим субподрядчикам (принципалам, комитентам).

Кроме того, генподрядчик должен перевыставить субподрядчикам счета-фактуры поставщиков за коммунальные услуги в части, потребляемой субподрядчиками, и уже субподрядчики имеют возможность предъявить НДС по этим счетам-фактурам к вычету. У генподрядчика же в этой части не возникает ни доходов, ни расходов, ни необходимости начислять НДС по перевыставленным услугам (но не будет и права предъявить к вычету данные суммы).

Минусы. Однако при всех кажущихся плюсах во всей этой схеме есть один большой минус. Как разъяснено в пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85, сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. То же справедливо и в отношении агентских договоров. Иными словами, если договоры с коммунальщиками генеральным подрядчиком заключены до подписания посреднических договоров с субподрядчиками, совершаемые сделки посредническими признаны не будут. На это не раз обращали внимание и финансисты (письма Минфина России от 10 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/24, № 03-11-06/2/25 и др.).

И скорее всего в таком случае налоговики будут настаивать на доначислении налогов на всю сумму полученных от субподрядчика платежей (а не только на вознаграждение посредника). Значит, во избежание такой ситуации генподрядчику следует заключить сначала договоры с субподрядчиками, а уже затем с коммунальными службами.

Особенности налогообложения

Исчисление НДС по оказываемым посредническим услугам производится в соответствии с порядком, определенным статьей 156 Налогового кодекса РФ. В налоговую базу включается только сумма посреднического вознаграждения (на основании данных отчетов комиссионера или агента). Составление счетов-фактур при этом осуществляется в соответствии с пунктом 24 Правил... утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Посредник (генподрядчик) должен:
– зарегистрировать счет-фактуру, выставленный ему поставщиком коммунальных услуг, в книге покупок (только на сумму услуг, потребленных самой организацией);
– выставить субподрядчику счет-фактуру на сумму своего вознаграждения и зарегистрировать его в книге продаж;
– перевыставить субподрядчику (принципалу или комитенту) счет-фактуру поставщика коммунальных услуг на стоимость услуг, потребленных субподрядчиком, с отражением показателей из счетов-фактур поставщиков (без регистрации в книге продаж, с последующим хранением в журнале учета выставленных счетов-фактур).

Если генподрядчик применяет упрощенную систему, плательщиком НДС он не является и выставлять счета-фактуры на сумму своего посреднического вознаграждения не должен. А вот перевыставить счета-фактуры поставщиков коммунальных услуг в рамках посреднического договора нужно в общеустановленном порядке. Значит, если коммунальщики предъявляют счета-фактуры с НДС, генподрядчик должен хранить их и выписывать счета-фактуры на стоимость коммунальных услуг, потребленных субподрядчиками, от собственного имени с отражением в них показателей из счетов-фактур поставщиков. При этом вести книгу покупок и книгу продаж генподрядчику, применяющему «упрощенку», не надо и никаких обязанностей по уплате НДС и подаче деклараций по этому налогу у него не возникает. На основании таких счетов-фактур субподрядчики могут принимать НДС к вычету.

Субподрядчик, если он является плательщиком НДС, регистрирует в книге покупок оба счета-фактуры, полученные от генподрядчика (и на сумму посреднического вознаграждения, и на сумму коммунальных услуг). Выделенный в них налог он может смело предъявлять к вычету.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка