Журнал, справочная система и сервисы
17 ноября 2015 200 просмотров

Как правило,при объявлении аукционов и конкурсов на право заключения государственного контракта объявляется максимальная цена контракта и смета,которая обосновывает данную цену.Смета обычно включает в себя НДС.Если аукцион по максимальной цене выигрывает организация,применяющая УСН, должна ли в таком случае сумма контракта уменьшиться на сумму НДС? Или здесь действуют другие правила?Как поступать в случае значительного снижения?

Согласно нормам Закона № 94-ФЗ (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт. При этом в Законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.

Госконтракт заключается по цене победителя аукциона вне зависимости от системы налогообложения, которую он применяет. Официальные органы подтверждают, что применение последним упрощенной системы налогообложения не влечет изменения условий контракта.

Следовательно, «упрощенцы» имеют право участвовать в торгах на общих основаниях (письма Минэкономразвития России от 25.11.11 № Д28-618 и от 27.09.10 № Д22-1740 и Минфина России от 28.12.11 № 02-11-00/6027).

«Упрощенец» — участник торгов при представлении заявки на участие в торгах в цене контракта вместо указания суммы налога может проставить прочерк. Такая мера позволит также уменьшить предлагаемую цену на товары, работы или услуги, реализуемые компанией по сравнению с другими претендентами.

При оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны, в том числе, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009.

Обоснование

1. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 20, октябрь 2012

Особенности исчисления НДС и налога на прибыль, если услуги и работы выполняются по госконтракту

Государственный заказ выполняют многие компании: ремонтируют или обслуживают различные госучреждения, поставляют товары в больницы, детские сады и школы и т. д. Однако сотрудничество с государством нередко приводит к сложностям при расчете налога на прибыль и НДС

Стать исполнителем по государственному контракту может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Это следует из положений статьи 8 Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ ).

В целом налогообложение сделки, по которой одной из сторон выступает государство, зависит от юридических особенностей, присущих госконтракту. В частности, такой договор заключается по результатам торгов на условиях, указанных в извещении об их проведении и документации к ним по цене, которую предложил победитель торгов ( п. 3 ст. 29 и п. 3 ст. 38 Закона № 94-ФЗ). В общем случае цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения ( п. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ ).

Из-за этих особенностей инспекторы нередко обращают повышенное внимание на сделки по госконтрактам.

Полученные средства от контрагента-государства не облагаются НДС, только если они являются компенсацией за применение регулируемых цен

По сути, в рамках госконтракта государство просто оплачивает работу организации или предпринимателя. По мнению Минфина России, получаемые исполнителем суммы в такой ситуации должны облагаться НДС на общих основаниях. Денежные средства выделяются из бюджета на оплату реализуемых товаров, работ, услуг и признаются полученными в счет увеличения доходов. Следовательно, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ такие суммы включаются в налоговую базу по НДС (письма Минфина России от 17.08.11 № 03-07-11/227 и от 09.06.11 № 03-03-06/1/337 ).

Однако на практике бывают случаи, когда в связи с применением более низких государственных цен по сравнению с рыночными или предоставлением различных льгот налогоплательщики могут получать субсидии из бюджета ( п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса ). В этом случае чиновники сходятся во мнении, что обязанность уплачивать НДС не возникает (письма Минфина России от 22.03.11 № 03-07-11/65 и УФНС России по г. Москве от 23.06.09 № 16-15/63905 ). Объясняется это тем, что бюджетные средства выделены на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов, работ, услуг или на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых или льготных цен ( абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ ).

Но даже если при проверке налоговики и требуют от компаний начислить налог, суды занимают сторону последних. При этом арбитры отмечают, что если организация осуществляет реализацию товаров, работ и услуг по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает ей фактически полученные убытки, связанные с применением таких цен путем предоставления субвенций (субсидий) из бюджета, то такие суммы не включаются в базу при расчете НДС. Основание — их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров, работ или услуг (например, постановления ФАС Северо-Кавказского от 15.02.12 № А22-926/2011 , Центрального от 21.03.11 № А64-4275/2010 и Московского от 10.03.11 № КА-А40/1128-11 округов).

Соответственно если компания начисляет НДС с сумм, получаемых из бюджета в оплату ее работ, то «входной» НДС, относящийся к этой деятельности, подлежит вычету в обычном порядке.

Если цена госконтракта указана с учетом НДС, то «упрощенцу»- исполнителю придется уплатить налог в бюджет

Если же компания получает субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров, работ, услуг с учетом НДС, принятый к вычету налог в этой части придется восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ. При этом стоит учитывать, что речь идет именно о субсидиях из федерального бюджета. К субсидиям из регионального или местного бюджета это требование не относится.

Чтобы избежать потерь по НДС, «упрощенец» может не выделять НДС в цене госконтракта

Сложности обложения НДС «упрощенцем» операций по реализации в рамках госконтракта в большей степени касается разногласий не с налоговиками, а с самим контрагентом, в качестве которого выступает государство.

Госконтракт заключается по цене победителя аукциона вне зависимости от системы налогообложения, которую он применяет. Официальные органы подтверждают, что применение последним упрощенной системы налогообложения не влечет изменения условий контракта. Следовательно, «упрощенцы» имеют право участвовать в торгах на общих основаниях (письма Минэкономразвития России от 25.11.11 № Д28-618 и от 27.09.10 № Д22-1740 и Минфина России от 28.12.11 № 02-11-00/6027 ).

Чем грозит «упрощенцу» выделение суммы НДС из цены госзаказа? С налоговой точки зрения ситуация стандартная. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ в случае выставления лицом, применяющим УСН, покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога подлежит уплате в бюджет (письма УФНС России по г. Москве от 21.03.11 № 16-15/026297@ и Минфина России от 07.09.09 № 03-07-11/219 ).

Чтобы не возникло подобных недоразумений, «упрощенец» — участник торгов при представлении заявки на участие в торгах в цене контракта вместо указания суммы налога может проставить прочерк. Такая мера позволит также уменьшить предлагаемую цену на товары, работы или услуги, реализуемые компанией по сравнению с другими претендентами.

При несвоевременном получении оплаты по госконтракту компания вправе получить отсрочку или рассрочку по уплате налоговых платежей

Похожее дело рассматривал ФАС Московского округа в постановлении от 20.09.11 № 40-477/11-67-4 .Компания, приняв участие в аукционе, была надлежащим образом осведомлена о порядке формирования цены товара, подлежащего поставке, и о том, что в цену контракта включаются все налоги, в том числе НДС. Получив от заказчика проект государственного контракта, в котором в цену товара был включен НДС, организация сообщила ему о том, что не является плательщиком этого налога. Однако впоследствии согласилась на заключение контракта в соответствии с условиями, указанными в извещении о проведении аукциона, то есть на включение НДС в цену контракта.

Суд решил, что преддоговорный спор сторон и факт подписания исполнителем контракта в предложенной заказчиком редакции в силу статьи 432 ГК РФ придали оспариваемой формулировке значение существенного условия контракта. И изменение такого условия возможно только в судебном порядке. А при таких обстоятельствах требование компании о понуждении заказчика исключить из контракта условие о включении суммы НДС в цену контракта является неправомерным.

Если же компания утратила свой статус «упрощенца», то НДС со стоимости работ, выполненных в рамках госконтракта, придется уплатить в бюджет за счет собственных средств. Ведь взыскать дополнительную сумму, равную размеру начисленного НДС, с заказчика не удастся в любом случае ( п. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ ). На это указывает постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.09 № А17-3381/2008 .

2. Из статьи журнала «Учет в сфере образования», № 5, май 2012

Если госконтракт заключен с фирмой, которая не уплачивает НДС…

Если победителем конкурса (аукциона) стала организация, не уплачивающая НДС, у бухгалтера встает вопрос, надо ли уменьшать стоимость контракта на сумму налога. Чиновники высказали свою точку зрения на данную тему. Проанализируем ситуацию.

О.А. Киселева, юрисконсульт Института госзакупок РГТЭУ

Допуск к торгам

Размещение госзаказа для государственных или муниципальных учреждений регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг…» (далее – Закон № 94-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 данного нормативного акта, к участникам размещения заказов относятся лица, претендующие на заключение контракта. Ими могут быть любые организации (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения) или физлица, в том числе индивидуальные предприниматели. Причем в указанной статье нет норм, препятствующих участию в конкурсе (аукционе) лиц, освобожденных от уплаты НДС. Это подтверждают и специалисты Минэкономразвития России в своих разъяснениях (письма от 14 ноября 2011 г. № Д28-565от 12 октября 2011 г. № Д28-452).

В свою очередь, отказ в допуске к участию в торгах может быть связан только с отсутствием необходимых документов или несоответствием критериям участия, прописанным в статье 23 Закона № 94-ФЗ. Несоблюдение подобных норм влечет административную ответственность в соответствии со статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отсюда следует, что победителем торгов может стать и неплательщик НДС. Но возникает вопрос: кто будет уплачивать сумму этого налога, ведь цена контракта устанавливается с учетом НДС?

Корректировать ли цену контракта?

Финансисты пояснили, что в указанной ситуации цену контракта следует рассчитывать без НДС (письма Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-06/2/121от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02).

Однако чиновники не ответили на все вопросы, ведь можно предположить, что цена, предложенная участником, должна корректироваться на сумму НДС путем заключения допсоглашения о расторжении контракта на эту сумму. В письме Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957 отмечено, что контракт с таким участником должен заключаться и исполняться по цене, указанной им в заявке. То есть на сумму НДС контракт не корректируется и исполняется в полном объеме.

Ситуация разъяснена письмом Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-11/21. Чиновники отметили, что в соответствии с пунктом 10 статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ контракт заключается по цене, предложенной победителем, вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Причем в соответствии с подпунктами 7 и 8пункта 3 статьи 41.6 Закона о госзакупках при проведении открытого аукциона в электронной форме в документации о торгах устанавливается начальная (максимальная) цена.

При оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках контракта, заключенного с победителем, в том числе налогоплательщиком, который применяет «упрощенку», уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Выходит, что, если цена контракта установлена, к примеру, в 106 790 руб. (в том числе НДС по ставке 18% – 16 290 руб.), исполнитель контракта выполняет работы на сумму 106 790 руб. При этом в контракте НДС отдельно указывать не надо.

Важно запомнить

При заключении контракта с фирмой, применяющей спецрежим, его цена на сумму НДС не уменьшается, а поставленные товары оплачиваются по цене, указанной в контракте.

3. Из статьи журнала «Учет в сфере образования», № 4, апрель 2011

Контрагент применяет спецрежим. Как заключить госконтракт?

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, которые работают на спецрежиме, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). Исходя из этого, на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.

Ю.А. Шавылина, ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

П.Н. Корнилов, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС

Цена контракта может быть уменьшена?

В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее спецрежим (например, «упрощенку»), на чей счет следует отнести экономию (доход), связанную с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС? Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт. При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы налога ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что « при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость». Фактически в этом случае сумма НДС, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Если заказчик при заключении контракта будет менять условия такого контракта, предложенные лицом, с которым заключается контракт, то это может повлечь за собой привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности постатье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Такой вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см., например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).

Можно ли ограничить участие в торгах фирм на спецрежиме?

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами.

При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но когда участник должен заявить о работе на спецрежиме?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 2541.8 и 44 Закона о госзакупках. Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.

Можно «выровнять» предложения?

С одной стороны, действительно, сразу обращает на себя внимание тот факт, что фирма, которая работает на спецрежиме, находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается, так как организация применяет «упрощенку»)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что, исходя из общих правил, побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим. Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: специальные налоговые режимы направлены главным образом на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупах не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения. Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47Закона о госзакупках, также не оговорены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками. В частности, если участник работает на спецрежиме (например, на «упрощенке») и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.

Возможно определить цену контракта без НДС?

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика. Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.266.2-6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение налога на добавленную стоимость – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможность ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих спецрежим.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка