Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 ноября 2015 378 просмотров

Скажите, пожалуйста начисленные и уплаченные авансы по налогу на прибыль в 4 кв 2015 и 1 кв 2015 г. (уплачиваем налог на прибыль, исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале) каким то образом должны засчитываться? Не могут же эти довольно большие суммы зависнуть просто так.Начисленные авансовые платежи превысили сумму налога. К уплате налог за 3 кв 115342 руб. Начислены авансовые платежи на 4 кв 334231(налог на прибыль за 9 месяцев минус налог на прибыль за полугодие). Такие же авансовые платежи и на 1 кв 2016 г. Платим налог на прибыль фактический и авансовые платежи. Мы же переплачиваем.Может авансовые платежи не платить?

При расчете итоговой суммы к уплате по итогам отчетного периода (квартала), уплаченные ранее авансовые платежи (включая ежемесячные) вычитаются из начисленной суммы налога.

Например, организация впервые рассчитывает прибыль по итогам 9 месяцев. Прибыль составила 100 тыс. руб. Начислен налог – 20 тыс. руб. Авансы на 4 квартал (всего) и 1-й – по 20 тыс. руб.

По итогам 2015 года прибыль составила, к примеру, 200 тыс. руб. Начислен налог – 40 тыс. руб. Авансов к этому моменту уже уплачено 40 тыс. руб. (20 тыс. по итогам 9 месяцев и 20 тыс. ежемесячных авансов за октябрь-декабрь). Значит, в бюджет по итогам года ничего платить не придется.

Если суммы авансов недостаточно, то в бюджет доплачивается только разница между начисленным налогом и уплаченными авансами.

Например, в условиях предыдущего примера, прибыль по итогам года составила 300 тыс.руб. Налог, соответственно, 60 тыс. руб. По сроку 28.03.2016г. надо будет доплатить 20 тыс. руб. (т.к. 40 тыс. уплачено авансом по итогам 9 месяцев и ежемесячно с октября по декабрь).

Если так получилось, что по итогам года налоговая база снизится, переплату по авансам можно либо зачесть в счет предстоящих платежей (в т.ч. ежемесячных авансов), либо вернуть. Для этого рекомендуем составить заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В случае неправомерной неуплаты авансовых платежей, ИФНС вправе списать их с р/сч организации в принудительном порядке.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как перечислять налог на прибыль ежемесячно исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале

Организация обязана перечислять ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале, если одновременно выполняются два условия:

  • она не подала заявление о переходе на перечисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли;
  • ее доходы за четыре предыдущих квартала превышают в среднем 10 000 000 руб. в квартал.

Такие условия содержатся в пунктах 2 и 3 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

Отчетные периоды

Ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале, перечисляют по итогам отчетных периодов:

  • I квартал;
  • полугодие;
  • девять месяцев календарного года.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 285 Налогового кодекса РФ.

То есть платят такие авансы каждый месяц, а отчитываются каждый квартал.

Расчет ежемесячных авансовых платежей

Ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль в течение I квартала перечисляйте в размере ежемесячного авансового платежа, который платили в IV квартале предыдущего года (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ситуация: как перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль в течение I квартала, если по итогам девяти месяцев прошлого года получен убыток. Организация рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала

Авансовые платежи в течение I квартала в данном случае не перечисляйте.

В пункте 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ установлен единый порядок определения суммы авансового платежа. При этом предусмотрено, что по результатам расчета сумма ежемесячного авансового платежа может быть равна нулю (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячный платеж по налогу на прибыль в течение II квартала рассчитывайте по формуле:

Ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль на II квартал = Авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам I квартала : 3


Ежемесячный платеж в течение III квартала рассчитывайте по формуле:

Ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль на III квартал = Авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам полугодия Авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам I квартала : 3


Ежемесячный платеж в течение IV квартала рассчитывайте по формуле:

Ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль на IV квартал = Авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам девяти месяцев Авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам полугодия : 3


Ежемесячные авансовые платежи перечисляйте в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца квартала (п. 1 ст. 287 НК РФ). Например, за I квартал перечисляйте три платежа: до 28 января, до 28 февраля и до 28 марта.

Каждый месяц перечисляйте одну треть квартального авансового платежа. Если сумма квартального платежа не делится без остатка, то остаток прибавляйте к платежу за последний месяц квартала (п. 5.11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600).

По расчету авансовый платеж может получиться отрицательным или равным нулю. Тогда за этот квартал ничего не нужно перечислять в бюджет (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Пример расчета и перечисления авансовых платежей по налогу на прибыль. Организация перечисляет авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале

ООО «Альфа» рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Размер ежемесячного авансового платежа в I квартале 2015 года определен на основании ежемесячного платежа в IV квартале 2014 года и составляет 50 000 руб. Эту сумму организация перечисляла 28 января, 27 февраля и 27 марта 2015 года.

По итогам I квартала «Альфа» получила прибыль в 1 000 000 руб. Сумма доплаты с учетом авансовых платежей по итогам I квартала составила:
1 000 000 руб. ? 20% – 50 000 руб. ? 3 = 50 000 руб.

Сумма ежемесячного авансового платежа на II квартал составляет:
1 000 000 руб. ? 20% : 3 = 66 666 руб.

27 апреля организация перечислила в бюджет ежемесячный авансовый платеж за апрель (II квартал) и доплату по итогам I квартала:
50 000 руб. + 66 666 руб. = 116 666 руб.

28 мая и 26 июня 2015 года организация перечисляет ежемесячные авансовые платежи в размере соответственно 66 666 руб. и 66 668 руб.

За первое полугодие 2015 года прибыль «Альфы» составила 2 200 000 руб. Поэтому сумма доплаты по итогам полугодия составила:
2 200 000 руб. ? 20% – (50 000 руб. ? 3) – 50 000 руб. – 200 000 руб. = 40 000 руб.

Сумма ежемесячного авансового платежа на III квартал составляет:
(2 200 000 руб. ? 20% – 1 000 000 руб. ? 20%) : 3 = 80 000 руб.

27 июля организация перечислила в бюджет ежемесячный авансовый платеж за июль (III квартал) и доплату по итогам первого полугодия:
80 000 руб. + 40 000 руб. = 120 000 руб.

28 августа и 28 сентября 2015 года организация перечисляет ежемесячные авансовые платежи в размере 80 000 руб.

Доплата налога

По итогам отчетного периода определите налоговую базу исходя из фактически сложившихся доходов и расходов (п. 2 ст. 286 НК РФ). Если сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам отчетного периода, превышает сумму авансовых платежей, перечисленных в этом периоде, то сумму налога нужно доплатить (п. 1 ст. 287 НК РФ). Сумму доплаты определите по формуле:

Доплата по налогу на прибыль по итогам отчетного периода = Налоговая база за отчетный период ? 20% (или ниже, если это установлено региональным законодательством) Авансовые платежи, перечисленные в течение отчетного периода


Срок уплаты этого платежа – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ).

Возврат или зачет налога

Если сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам отчетного периода, оказалась меньше суммы авансовых платежей, перечисленных в этом периоде, переплату можно зачесть или вернуть (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Переход на перечисление авансовых платежей исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале

Ситуация: как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль на I квартал. Начиная с I квартала организация перечисляет авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала. А в прошлом году платила налог ежемесячно исходя из фактической прибыли

Размер ежемесячного авансового платежа на I квартал рассчитайте по формуле:

Ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль на I квартал = Авансовый платеж по налогу на прибыль за январь–сентябрь Авансовый платеж по налогу на прибыль за январь–июнь : 3

Такие правила установлены абзацем 10 пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

Если сумма авансовых платежей, перечисленных в III квартале, равна нулю, то в течение I квартала авансовые платежи по налогу на прибыль перечислять не нужно.

Глава 25 Налогового кодекса РФ не требует, чтобы организации, переходящие на перечисление авансовых платежей исходя из прибыли предыдущего квартала, сообщали об этом переходе в налоговую инспекцию. Однако информация об изменении способа уплаты авансовых платежей необходима для налогового контроля. В связи с этим Минфин России рекомендует организациям направлять в инспекции такие сведения.

Составить заявление можно в произвольной форме. В нем приведите расчет суммы ежемесячных авансовых платежей, которые будете перечислять в бюджет в I квартале нового года. Кроме того, эти суммы должны быть указаны в декларации по налогу на прибыль за 11 месяцев истекшего года (абз. 13 п. 5.11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600).

Новый способ уплаты авансовых платежей нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Например, можно написать так: «ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль осуществляются равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за предыдущий отчетный период».

Такие выводы следуют из положений пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 апреля 2012 г. № 03-03-06/1/196 и ФНС России от 11 декабря 2009 г. № 3-2-10/30.

Пример расчета авансовых платежей по налогу на прибыль на I квартал. Начиная с I квартала организация перечисляет авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале. В прошлом году организация платила налог ежемесячно исходя из фактической прибыли

С 1 января 2015 года ООО «Альфа» сменило способ уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. В 2014 году организация перечисляла авансы ежемесячно исходя из фактической прибыли за отчетный (налоговый) период. В 2015 году ежемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

В 2014 году авансовые платежи по налогу на прибыль начислены в следующих размерах:

– за январь–сентябрь – 111 000 руб.;
– за январь–июнь – 78 000 руб.

Сумму ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль на I квартал 2015 года бухгалтер «Альфы» рассчитал следующим образом:

(111 000 руб. – 78 000 руб.) : 3 мес. = 11 000 руб.

Общую сумму авансовых платежей на I квартал 2015 года бухгалтер отразил в строке 320 листа 02 декларации по налогу на прибыль за январь–ноябрь 2014 года. Эту же сумму с разбивкой по месяцам нужно указать в подразделе 1.2 раздела 1 налоговой декларации.

29 декабря 2014 года в налоговую инспекцию было подано заявление о переходе на уплату авансовых платежей исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Ситуация: нужно ли перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в I квартале текущего года. Организация потеряла право на упрощенку с 1 октября прошлого года. Средняя величина доходов за прошлый год превысила 10 млн руб. в квартал

Нет, не нужно.

Если организация утратила право применять упрощенку, она должна платить налог на прибыль в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). А вновь созданные организации начинают перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации (п. 6 ст. 286 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации датой государственной регистрации считается дата, когда организация перешла на общую систему налогообложения. То есть 1 октября прошлого года. Соответственно, первым полным кварталом, по истечении которого организация должна перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, является IV квартал прошлого года.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм законодательства первые авансовые платежи по налогу на прибыль организация, утратившая право на применение упрощенки с 1 октября прошлого года, должна перечислять в бюджет в I квартале текущего года (по срокам не позднее 28 января, 28 февраля и 28 марта). Однако суммы ежемесячных авансовых платежей в I квартале текущего года приравниваются к суммам ежемесячных авансов за IV квартал прошлого года (абз. 3 п. 2 ст. 286 НК РФ). В IV квартале прошлого года авансовых платежей по налогу не было. Следовательно, у организации нет данных для начисления авансовых платежей в I квартале текущего года.

Получается, что в рассматриваемой ситуации организация не обязана перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль в течение I квартала текущего года. Впервые такая обязанность появляется у нее во II квартале. По срокам не позднее 28 апреля, 28 мая и 28 июня организация должна перечислять в бюджет авансовые платежи в размерах, указанных в подразделе 1.2 раздела 1 декларации по налогу на прибыль за I квартал.

Ответственность: авансовый платеж перечислен поздно

Если организация перечислила авансовый платеж по налогу на прибыль позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить ей пени (ст. 75 НК РФ). Кроме того, инспекторы могут взыскать неуплаченную сумму авансового платежа с расчетного счета или за счет имущества организации (ст. 46, 47 НК РФ).

Для начала инспекторы направят требование об уплате налога, если организация опоздает с перечислением авансовых платежей (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98). В этом требовании они укажут размер задолженности и срок ее погашения (п. 1 ст. 69 НК РФ). Такое требование могут предъявить в течение трех месяцев начиная со дня, следующего за днем выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).

По истечении срока уплаты, указанного в требовании, инспекция примет решение о взыскании авансового платежа по налогу. Сделать это инспекция может не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Штраф на сумму неуплаченных авансовых платежей организации начислить не могут (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция принудительно взыскать разницу между расчетным и фактически уплаченным налогом. Организация перечисляет авансовые платежи по налогу на прибыль в размере меньшем, чем указано в декларации

Да, может.

Если организация занизила размер авансовых платежей по сравнению с суммой, заявленной в декларации, то у нее образуется задолженность перед бюджетом. Ведь перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль – обязанность, прописанная в пункте 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ. Взыскать возникшую задолженность налоговая инспекция вправе в принудительном порядке (ст. 46, 47 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письме УФНС России по Московской области от 28 февраля 2006 г. № 22-22-И/0094. Подтверждает эту позицию и арбитражная практика (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Кроме того, за задержку авансовых платежей инспекция может начислить пени (ст. 75, 58 НК РФ). Если фактическая сумма налога по итогам отчетного (налогового) периода будет меньше первоначально заявленной, то пени пересчитают.

Ситуация: должна ли налоговая инспекция пересчитать пени за перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль в меньшем размере, чем по первоначальному расчету. По итогам отчетного (налогового) периода налог к уплате меньше заявленных авансовых платежей

Да, должна.

Допустим, организация должна была перечислить в течение квартала авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала, но не перечислила их в срок. По итогам отчетного (налогового) периода сумма авансового платежа оказалась меньше общей суммы авансов, рассчитанных исходя из прибыли предыдущего квартала и заявленных ранее к уплате. Тогда и пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей инспекция должна уменьшить соразмерно. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 19 января 2010 г. № 03-03-06/1/9, от 18 марта 2008 г. № 03-02-07/1-106, ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127 и постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Под соразмерным уменьшением следует понимать пересчет пеней исходя из суммы ежемесячного авансового платежа, которая определяется по формуле:

Сумма ежемесячного авансового платежа, исходя из которого нужно начислять пени = Сумма авансового платежа, рассчитанного по итогам отчетного периода : 3

Пример соразмерного уменьшения пеней, начисленных за несвоевременное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль. По итогам отчетного периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, оказалась меньше заявленной первоначально

Организация рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Размер ежемесячного авансового платежа в I квартале 2015 года составляет 90 000 руб. Эту сумму организация должна была перечислить в бюджет 28 января, 2 марта и 30 марта 2015 года. Общая сумма авансовых платежей, которые она должна была перечислить в I квартале, составляет 270 000 руб. (90 000 руб. ? 3 мес.). Организация перечислила эту сумму только 27 апреля 2015 года.

В течение января–марта 2015 года организация не перечисляла авансы по налогу на прибыль. Начиная с 29 января, 3 марта и 31 марта инспекция начисляла организации пени, общая сумма которых на 27 апреля 2013 года составила:
90 000 руб. ? 1/300 ? ((88 дн. + 54 дн. + 27 дн.) ? 8,25%) = 4183 руб.

Сумма налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет по итогам I квартала, составила не 270 000 руб., а 210 000 руб. Инспекция должна пересчитать пени (письмо ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127). Сумма пеней пересчитывается исходя из 1/3 суммы авансового платежа, рассчитанного по итогам отчетного периода. Скорректированная сумма ежемесячных авансовых платежей в I квартале 2015 года составляет 70 000 руб. (210 000 руб. : 3 мес.):

Месяц Сумма авансового платежа, с которой взимаются пени по итогам I квартала Сумма пеней
Январь 70 000 руб. 1694 руб.
(70 000 руб. ? 1/300 ? 8,25% ? 88 дн.) 
Февраль 70 000 руб. 1039 руб.
(70 000 руб. ? 1/300 ? 8,25% ? 54 дн.) 
Март 70 000 руб. 520 руб.
(70 000 руб. ? 1/300 ? 8,25% ? 27 дн.)
Всего 210 000 руб. 3253 руб.

Если по итогам налогового периода у организации сложился убыток, пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль сторнируются полностью (письмо ФНС России от 11 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18934).

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как вернуть или зачесть излишне уплаченные (взысканные) суммы – налоги, пени, штрафы

Возвращать суммы из бюджета нужно в зависимости от того, по какой причине у организации образовалась переплата и каким способом вы планируете ее вернуть. Возможны три варианта:

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция.

Если первыми это сделали инспекторы (например, в ходе внутренней проверки), то в течение следующих 10 рабочих дней они должны письменно сообщить об этом организации (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90. При этом под датой обнаружения переплаты следует понимать день, когда сотрудник налоговой инспекции выявил излишне уплаченную сумму по конкретному налогу. Эта дата будет указана в самом сообщении.

Зачет в счет недоимки

Если у организации есть недоимка по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то в первую очередь сумма переплаты направляется на ее погашение. Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой недоимки засчитать переплату, и сообщить об этом организации.

Причем зачесть переплату коммерческой организации инспекция вправе без помощи суда.

Также организация вправе подать в инспекцию заявление о зачете с указанием, в счет какого налога (сбора, пеней, штрафа) зачесть переплату. Инспекция может предварительно назначить сверку расчетов с бюджетом.

В любом случае инспекция принимает решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку);
  • с момента вступления в силу решения суда (в т. ч. если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение налоговая инспекция принимает по заявлению организации. Предварительно могут назначить сверку расчетов с бюджетом.

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе. Заявление должен подписать руководитель или представитель организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Главбух советует: если планируете зачесть переплату в счет предстоящих платежей (по тому же или другому налогу), то заявление о зачете лучше подать заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. В противном случае инспекция может начислить пени.

Налог считается уплаченным со дня вынесения инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь, инспекция принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит от организации заявление о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если подать заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), то проверяющие могут не успеть с зачетом. И тогда у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ).

И что обидно, если инспекция примет решение о зачете своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), то оспорить пени не удастся. Ведь действия контролеров соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.

Ситуация: как определить срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов

Ответ на этот вопрос зависит от вида налога. Вернее, от того, предусмотрены ли авансовые платежи по этому налогу.

Общий срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога – три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Но что считать днем уплаты? Зависит как раз от того, есть ли авансы по налогу.

Переплата по налогу, по которому перечислять авансовые платежи не нужно

Например, по НДС, НДПИ, ЕНВД, налогу на игорный бизнес. В таком случае трехлетний срок для подачи заявления отсчитывайте со дня перечисления излишней суммы налога. Если переплата возникла в результате нескольких платежей, то срок для заявления определяйте отдельно по каждому из них. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-1890/09, постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2008 г. № КА-А40/10257-08).

В бюджет переплатили налог, для которого предусмотрены авансовые платежи

Например, это налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог. Для них трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать:

  • со дня представления декларации за налоговый период – если организация сдала декларацию в установленный срок или досрочно. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 20 марта 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 20 марта 2018 года;
  • с даты, установленной для подачи налоговой декларации, – если организация сдала декларацию с опозданием. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 15 апреля 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 28 марта 2018 года.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012).

Заметьте: даже если вы не успели подать заявление в трехлетний срок, вернуть или зачесть налог можно через суд.

Пример обжалования решения налоговой инспекции об отказе в возврате суммы переплаты по налогу

Организация «Альфа» 27 января 2015 года подала в налоговую инспекцию заявление на возврат излишне уплаченного транспортного налога за 2011 год. По декларации за 2011 год сумма налога составила 390 000 руб., по уточненной декларации – 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной налоговой ставки.

Транспортный налог за 2011 год «Альфа» перечисляла авансовыми платежами. Авансы были уплачены тремя платежными поручениями:
– 26 апреля 2011 года – 130 000 руб.;
– 19 июля 2011 года – 130 000 руб.;
– 25 октября 2011 года – 130 000 руб.

Инспекция отправила «Альфе» решение от 13 февраля 2015 года. В решении инспекция указала, что отказывает в возврате налога, потому что трехлетний срок для подачи заявления пропущен. День, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 25 октября 2011 года.

Бухгалтер принял решение обжаловать решение налоговой инспекции. 20 февраля 2015 года организация обратилась в региональное УФНС России с письменной жалобой.

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет

Да, можно.

Для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что трехлетний срок, о котором сказано в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, установлен для внесудебного зачета (возврата) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд можно, если инспекция отказалась возвращать (зачитывать) излишне уплаченные суммы или вообще не ответила на заявление организации в установленный срок (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).

Срок исковой давности

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) об этом (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Чем подтвердить трехлетний срок

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции сообщение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

День получения разъяснений от ФНС России и Минфина России

Суд должен учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела (постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08). Например, если организация обратилась в ФНС России или Минфин России с запросом по поводу определения налоговой базы, срок исковой давности может исчисляться с момента получения разъяснений. Ведь до получения разъяснений организация не могла правильно рассчитать сумму налога.

А вот дата подачи уточненной налоговой декларации, в которой организация показала уменьшение налога, не является точкой отсчета для исчисления срока давности. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

День получения акта выездной проверки

Начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли.

В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на банковский счет.

Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2015 г. № Ф08-2175/2015, ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3).

День составления акта сверки расчетов

Организация может сослаться на то, что узнала о переплате при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях срок исковой давности начинается с даты подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Прерывание срока давности

Следует отметить, что срок исковой давности может прерываться. Для этого необходимо, чтобы инспекция совершила какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ).

Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. Следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов.

Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Главбух советует: старайтесь проводить сверку расчетов с бюджетом не реже чем один раз в год. Это позволит вовремя обнаружить переплату и заявить о зачете (возврате) излишне перечисленных сумм. К тому же предварительная инвентаризация обязательств (в т. ч. и налоговых) необходима, чтобы составить годовую бухгалтерскую отчетность (п. 38 ПБУ 4/99, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, ч. 1 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция списать переплату по налогу, если по ней истек срок исковой давности

Да, может, но только при выполнении нескольких условий.

Вообще Налоговый кодекс РФ не предусматривает списание переплаты по налогам. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговая инспекция вправе это сделать, если одновременно выполняется ряд условий:

  • инспекция уведомляла организацию об имеющейся переплате;
  • организация не имеет недоимки по другим налогам и сборам;
  • в течение трех лет со дня уплаты налога организация так и не подала заявление о зачете или о возврате;
  • организация не ведет деятельность и не представляет отчетность, на основании которой переплату можно было бы зачесть в счет предстоящих платежей.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, инспекция не вправе списывать переплату. Например, инспекция не спишет переплату организации, которая ведет деятельность и регулярно сдает налоговую отчетность. Даже если организация в течение трех лет со дня уплаты налога не подала заявление о зачете или о возврате переплаты.

Кроме того, налоговая инспекция может списать переплату по следующим основаниям:

  • по заявлению организации;
  • на основании судебного решения, согласно которому организации отказано в восстановлении срока давности для возврата этой суммы налога.

Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 22 февраля 2006 г. № 03-02-07/2-10 и ФНС России от 1 ноября 2013 г. № НД-4-8/19645.

Решение о зачете

О своем решении провести зачет или отказать в этом налоговая инспекция должна сообщить организации в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Ограничения на зачет

Зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно только по налогам одного вида (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Например, переплату по НДС (федеральный налог) можно зачесть в счет недоимки по налогу на прибыль (тоже федеральный налог). А вот в счет недоимки по земельному налогу – нельзя, так как земельный налог относится к местным.

Группы налогов перечислены в статьях 13–15 Налогового кодекса РФ. При этом ЕСХН, единый налог при упрощенке и ЕНВД признаются федеральными налогами (п. 7 ст. 12 НК РФ).

Заметьте: возможность зачета не зависит от того, как распределяются налоги между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами. Например, налог на прибыль направляется и в федеральный, и в региональный бюджеты. Но, несмотря на это, его можно зачесть в счет уплаты НДС – федерального налога. Такой же порядок распространяется и на пени, начисленные по соответствующим налогам. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 августа 2009 г. № 03-02-07/1-401, от 4 сентября 2008 г. № 03-02-07/1-363.

Ситуация: можно ли зачесть переплату по налогу, который организация перечислила как налогоплательщик, в счет уплаты другого налога, по которому она является налоговым агентом

Нет, нельзя.

Зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно в пределах налогов одной группы (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Однако переплату по налогу, который организация перечислила в качестве налогоплательщика, нельзя зачесть в счет уплаты другого налога, по которому организация является налоговым агентом. Даже если эти налоги относятся к одной группе.

Например, переплату по НДС нельзя зачесть в счет уплаты НДФЛ, который организация удерживает из доходов своих сотрудников. И наоборот – НДФЛ, излишне удержанный и перечисленный в бюджет, нельзя зачесть в счет уплаты других федеральных налогов. Такой позиции придерживается Минфин России в письмах от 23 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-543, от 19 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-81.

Главбух советует: если речь идет о крупных суммах для зачета и вы готовы отстаивать свою позицию в суде, то можно заявить о зачете между налогами, которые организация перечислила как налогоплательщик и как налоговый агент. В суде помогут следующие аргументы.

Правила о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм в равной степени распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому организация вправе зачесть переплату по налогу, уплаченному ею как налогоплательщиком, в счет недоимки по налогу, удержанному ею из доходов контрагентов. Ведь общая сумма поступлений в бюджет по группе начисленных федеральных налогов в результате зачета не изменится.

Поэтому вы можете подать заявление в инспекцию о зачете. И если получите отказ, то вправе обратиться в суд. Шансы отстоять свою позицию велики. Вот примеры судебных решений по этому вопросу в пользу организаций (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2011 г. № А56-3707/2011, Московского округа от 4 мая 2010 г. № КА-А40/4125-10).

Пример зачета переплаты по федеральным налогам

Организация, применявшая общую систему налогообложения, с 1 января перешла на уплату ЕНВД. По результатам сверки расчетов с бюджетом налоговая инспекция подтвердила, что по состоянию на 1 января у организации имеется переплата по НДС в размере 100 000 руб.

В мае (после подачи декларации по ЕНВД за I квартал) выяснилось, что при расчете единого налога из-за искажения размера физического показателя была занижена налогооблагаемая база. В результате у организации образовалась недоимка по ЕНВД в сумме 30 000 руб. Поскольку и НДС, и ЕНВД относятся к федеральным налогам, организация может зачесть переплату по НДС в счет погашения недоимки по ЕНВД в сумме 30 000 руб.

По другим федеральным налогам (штрафам, пеням) у организации недоимок нет. В связи с этим оставшуюся часть переплаты по НДС в размере 70 000 руб. (100 000 руб. – 30 000 руб.) организация может зачесть в счет предстоящих платежей по ЕНВД.

Пример зачета переплаты по транспортному налогу в счет предстоящих платежей по этому же налогу

Организация в феврале текущего года (после подачи декларации по транспортному налогу за предыдущий год) выяснила, что при расчете транспортного налога была завышена сумма налога из-за применения неверно рассчитанного коэффициента использования транспортного средства. Сумма завышения составила 13 077 руб. В связи с этим бухгалтер подал уточненную декларацию по транспортному налогу за предыдущий год, отразив в ней уменьшенную сумму налога.

По состоянию на момент подачи уточненной декларации недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет. Поэтому переплату по транспортному налогу было решено зачесть в счет предстоящих платежей по этому налогу. Бухгалтер организации составил заявление о зачете переплаты.

Ситуация: должны ли налоговые инспекторы начислить проценты, если зачитывают в счет недоимки по другому налогу излишне взысканные суммы налога (сбора, пеней)

Да, должны.

На сумму излишне взысканного налога (сбора, пеней) начисляются проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ). Организация имеет право получить проценты и в том случае, когда она попросила зачесть излишне взысканный налог (сбор, пени) в счет недоимки по другому налогу (п. 9 ст. 79 НК РФ). Объясняется это тем, что проценты – это компенсация материальных потерь организации, которые были вызваны излишним взысканием сумм налога. И неважно, в какой форме деньги возвращаются организации – перечислением на банковский счет или зачетом в счет недоимки по другому налогу.

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № СА-4-7/15431.

Согласны с таким подходом и судьи (см., например, определение ВАС РФ от 24 ноября 2008 г. № 15129/08, постановления ФАС Московского округа от 5 мая 2011 г. № КА-А40/3771-11-П, от 20 августа 2009 г. № КА-А41/8136-09, Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А19-18067/07-33-Ф02-3291/08).

Возврат налогов

Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам).

Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в возврате ЕНВД (единого налога при упрощенке). Отказ мотивирован тем, что действие статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяется на спецрежимы

Нет, не может.

Единые налоги, которые платят организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются федеральными (п. 7 ст. 12 НК РФ). Поэтому возвращать возникающую по ним переплату налоговая инспекция должна на общих основаниях.

Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом.

Решение о возврате

Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, если сверка расчетов не проводилась. Или же со дня подписания акта сверки, если сверка была. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Инспекция обязана известить организацию о согласии на возврат или отказе в возврате в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Срок возврата

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция задержать возврат переплаты по налогу более чем на один месяц

Да, может. Но лишь на период камеральной проверки декларации, по которой возникла переплата.

Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, инспекторы сначала проведут камеральную проверку декларации, по которой возникла переплата. А максимальный срок камеральной проверки – три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Поэтому если организация подала заявление о возврате переплаты одновременно с декларацией, по которой возникла переплата, то срок возврата может увеличиться до четырех месяцев. Проценты за просрочку в пределах этого срока налоговая инспекция платить не обязана.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/317 и пункте 11 письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка