Журнал, справочная система и сервисы
23 ноября 2015 6 просмотров

Комиссионер реализует товары комитента в розницу. По условиям договора предусмотрены условия о предоставлении дополнительного вознаграждения (бонуса) за выполнение определенных условий договора, в частности дополнительного объема продаж в виде поставки товара на сумму бонуса.1. Как комиссионеру отразить данную операцию,т.е., получение бонусного товара, реализация и отражение в доходах, (бух.проводки).2. Может ли "бонус" представляться в виде поставки партии товара,какие риски и претензии со стороны налоговой инспекции нас могут ожидать.

Под бонусом на практике принято понимать поощрение в виде поставки покупателю дополнительной партии товара (работ, услуг) без оплаты. Однако фактически получение бонуса является двумя взаимосвязанными хозяйственными операциями:
получение скидки;
поступление товаров (работ, услуг) в счет возникшей дебиторской задолженности продавца. При этом сумму задолженности следует рассматривать как выданный аванс (письмо Минфина России от 31 августа 2012 г. № 03-07-15/118).
В Вашем случае бонус не связан со скидками и изменением цены товара, а представляет собой премию комитента в натуральной форме (в виде дополнительной партии товаров) за выполнение определенных условий договора, следовательно,  его необходимо рассматривать как безвозмездное получение имущества.
В бухучете безвозмездное поступление товаров отразите проводкой:
Дебет 41(15) Кредит 98-2
– учтены товары, поступившие безвозмездно.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 41, 98)
При реализации безвозмездно полученных товаров отразите доход:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– признан доход от реализации безвозмездно полученных товаров (в сумме фактически проданных товаров).
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов.
Для целей налогообложения безвозмездное получение имущества относится к внереализационным доходам. Размер дохода от поступления бонусного товара с нулевой ценой определите исходя из рыночных цен. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 248, пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 19 февраля 2015 г. № 03-03-06/1/8096.
Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)
1. Из рекомендации 
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как посреднику отразить в бухучете и при налогообложении посредническое вознаграждение
Вознаграждение посредника
Независимо от характера поручения, данного заказчиком, за его исполнение посреднику положено вознаграждение. По агентскому и комиссионному договорам выплата вознаграждения обязательна (ст. 991, 1006 ГК РФ). По договору поручения вознаграждение может не выплачиваться только в том случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 972 ГК РФ).
На практике вознаграждение посредника может определяться:
– как твердая сумма, зафиксированная в договоре;
– как процент от суммы сделки;
– как разница между ценой товаров (работ, услуг), по которой они были реализованы покупателям, и ценой товаров (работ, услуг), по которой они были переданы на комиссию (если по договору посреднику поручена реализация товаров (работ, услуг) заказчика);
– как разница между суммой, полученной от заказчика для исполнения поручения, и суммой, уплаченной поставщику (если по договору посреднику поручено приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика).
2. Из рекомендации 
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как покупателю отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные поставщиком при приобретении товаров (работ, услуг)
Виды поощрений
За выполнение заранее установленных условий договора или по иным основаниям продавец может поощрить покупателя, предоставив скидки, премии, бонусы, подарки. Условие о предоставлении поощрения может быть предусмотрено как непосредственно в договоре, так и в отдельном соглашении, являющемся его неотъемлемой частью (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Вид и размер такого поощрения определяет поставщик (продавец) и согласовывает его с покупателем (п. 2 ст. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Понятия «скидка», «премия», «бонус» как вид поощрения законодательством не определены.
Под скидкой, как правило, понимают уменьшение договорной цены на товар (работы, услуги). К одной из форм скидок можно отнести поощрение в виде уменьшения суммы задолженности покупателя за поставленный товар (произведенные работы, оказанные услуги).
Премией называют денежные суммы, выплаченные покупателю за выполнение определенных условий договора, например за объем приобретенного товара. При этом премия, связанная с поставкой товара (работ, услуг), также может являться одной из форм скидки (письмо Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-07-11/364).
Под бонусом принято понимать поощрение в виде поставки покупателю дополнительной партии товара (работ, услуг) без оплаты. Однако фактически получение бонуса является двумя взаимосвязанными хозяйственными операциями:
получение скидки;
поступление товаров (работ, услуг) в счет возникшей дебиторской задолженности продавца. При этом сумму задолженности следует рассматривать как выданный аванс (письмо Минфина России от 31 августа 2012 г. № 03-07-15/118).
Еще одним видом поощрения может быть получение от продавца подарка за выполнение условий договора. При этом следует учитывать экономическую сущность и механизм такого поощрения. Например, продавец может предоставить подарок в случае:
приобретения покупателем комплекта товаров, работ, услуг (например, при покупке двух единиц товара третья предоставляется бесплатно);
выполнения покупателем определенных условий договора (например, при достижении установленного объема покупок покупателю вручается подарок в виде товара);
проведения рекламной акции (например, всем клиентам подарок в праздничный день);
другие акции и мероприятия.
В первом случае получение подарка можно расценивать как премию в натуральной форме, полученную от продавца в момент заключения договора при выполнении условий поставщика.
Во втором случае подарок следует рассматривать как бонус. То есть покупатель получает скидку на стоимость подарка и в счет возникшей дебиторской задолженности приобретает сам подарок.
В третьем случае предоставление подарка при проведении рекламной акции следует рассматривать как безвозмездное получение имущества (п. 2 ст. 423, ст. 572 ГК РФ). Объясняется это тем, что отношения, связанные с предоставлением такого рода подарков, носят стимулирующий характер, а не поощрительный в рамках заключенного договора.
А вот скидки, премии, бонусы, подарки (в т. ч. в денежной форме), которые не изменяют цену товара по условиям договора, следует рассматривать как безвозмездное получение имущества.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка