Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
24 ноября 2015 298 просмотров

Организация имеет в собственности легковые автомобили.На автомобилях ездят работники (водители, руководители). Необходима ли на путевых листах, которые составляются 1 раз в месяц печать медработника?если путевой лист оформляется на один месяц, то где и когда медработник должен поставить печать? каждый день или в начале месяца???

Да, необходима. Предрейсовый медосмотр нужно проходить каждый день. Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при отсутствии противопоказаний на путевых листах ставят штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Если путевой лист выписывается на многодневную командировку, то предрейсовый медосмотр водитель пройдет только в начале поездки, так как вся командировка, оформленная многодневным путевым листом, будет считаться одним рейсом. Это подтверждают судебные решения – постановление Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. № 46-АД12-18, постановление Самарского областного суда от 29 апреля 2013 г. № 4а-231/201.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

<…>

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра – запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».* Такие отметки необходимо делать независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

Это предусмотрено пунктами 16 и 17 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Главбух советует: Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.*

На практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела. В этом случае организация допускает нарушение.

Дело в том, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводить:
– медицинские работники, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование (в т. ч. сотрудники, состоящие в штате организации);
– или медицинские или иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии.
При этом обязанность организовывать проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых осмотров возлагается на организацию.

Это предусмотрено пунктами 8 и 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Исходя из этого проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров иными лицами является нарушением, за которое организацию могут оштрафовать.

Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).*

А за этим последует административный штраф:

  • на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.

Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя – на 5000 руб.;
  • организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.*

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

<…>

Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно» № 10, октябрь 2015

Ответы на ваши вопросы, поступившие с 8 по 14 октября

<…>

Как оформить многодневную командировку водителя?

Водитель автомобиля находится в длительной командировке. Как в этом случае оформить путевой лист и осуществлять предрейсовый медосмотр. Какими законодательными актами руководствоваться, чтобы избежать претензий со стороны служб БДД?
Александр СКИДАН (Краснодар)

Если водитель едет в командировку, вы можете оформить путевой лист на срок до одного месяца2. При этом предрейсовый медосмотр водитель пройдет только в начале поездки, так как вся командировка, оформленная многодневным путевым листом, будет считаться одним рейсом. Это подтверждают судебные решения – постановление Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. № 46-АД12-18, постановление Самарского областного суда от 29 апреля 2013 г. № 4а-231/201.*

<…>

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр

Какие сотрудники обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Предрейсовые медосмотры обязаны проходить все сотрудники, выполняющие работу, связанную с движением и управлением транспортными средствами (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Например:*

Послерейсовые медосмотры обязаны проходить только те водители, работа которых связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).*

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя. Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров также возлагается на работодателя.

Об этом говорится в пунктах 7 и 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

<…>

Назначение предрейсовых медосмотров

Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.*

Об этом говорится в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:*

  • выявить медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • предотвратить допуск нетрудоспособного сотрудника к выполняемым обязанностям;
  • предупредить дорожно-транспортные происшествия.

Данные разъяснения содержатся в пункте 2 статьи 1, пункте 6 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и абзаце 5 раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).*

<…>

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые – только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы.*

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Обязательные предрейсовые медосмотры организация должна проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).

В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).*

Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.

Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. Как организовать предрейсовые медосмотры сотрудников.

<…>

Результаты предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

Как оформить результаты предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

По результатам прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра медицинский работник выносит заключение о наличии или об отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Результаты проведенных предрейсовых и послерейсовых медосмотров вносят в журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых указывают следующую информацию о сотруднике:*

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол;
  • дата рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результатах медицинских осмотров;
  • подпись медицинского работника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника.

Журналы можно вести на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, или в электронном виде с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при отсутствии противопоказаний на путевых листах ставят штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.*

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при отсутствии противопоказаний на путевых листах ставят штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра признаков заболеваний или нарушений в состоянии здоровья сотрудника направляют в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой ему оказывают первичную медико-санитарную помощь.

О результатах проведенных предрейсовых и послерейсовых медосмотров медицинский работник сообщает работодателю.

Так порядок установлен в пунктах 12–19 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

<…>

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт

Да, нужно.

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Предрейсовый осмотр является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.*

Целью предрейсового осмотра является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем. Об этом говорится в пункте 1.3 приложения 2 к письму Минздравсоцразвития России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.*

Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка