Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как настроить вашу «1С» под новые кассы

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 ноября 2015 38 просмотров

ИП применяет ОСНО. Вид деятельности: сдача имущества в аренду и розничная торговля мебелью. ИП представил в ИФНС корректировочную декларацию по форме 3-НДФЛ в которой уточнил данные в части расходов.1) Может ли ИФНС при камеральной проверке (уточненной) потребовать пояснения в части доходов, объясняя это тем, что ИП (как физическое лицо) владеет большим количеством нежилых объектов недвижимости и декларирует доход от сдачи имущества в аренду не со всех объектов?2) Можно ли отказать ИФНС в подаче пояснений по декларированным доходам?На основании каких статей НК РФ?

1) Да, может, если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями);

2) Отказать налоговым инспекторам можно при условии, что в требовании о даче пояснений не будет указания на выявленные ошибки и (или) противоречия.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
  • других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

В каких случаях проверка не проводится

Налоговая инспекция не вправе проводить камеральную проверку декларации (расчета), представленной за период, за который проводится налоговый мониторинг. Исключение составляют случаи, когда:

  • декларация (расчет) представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • в декларации заявлено право на возмещение НДС или акциза;
  • представлена уточненная декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  • налоговый мониторинг был досрочно прекращен.

Такие правила установлены пунктом 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.

<…>

Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекциям рекомендовано применять форму, образец которой приведен в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения, а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).

Если организация представит письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям, то инспекция обязана рассмотреть их, прежде чем зафиксировать факт нарушения в акте (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Если организация устранит выявленные ошибки и (или) противоречия путем внесения изменений и подачи уточненной декларации (расчета), то инспекция обязана прекратить проверку по первичной декларации (расчету) и начать новую камеральную проверку по уточнению. При этом документы, полученные от организации в рамках прекращенной камеральной проверки, инспекция может использовать в рамках новой камеральной проверки по уточнению. Об этом говорится в пункте 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ситуация: может ли инспекция потребовать представить дополнительные документы. В ходе камеральной проверки обнаружены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными

Нет, не может.

По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.

При обнаружении ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между имеющимися данными инспекция вправе потребовать от организации:

  • дать письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям;
  • устранить выявленные ошибки и (или) противоречия, путем внесения изменений в проверяемую декларацию (расчет).

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Исходя из буквального толкования положений данного пункта, следует, что при обнаружении (выявлении) ошибок или противоречий инспекция может требовать от организации лишь письменные пояснения к ним или их устранения. Требовать представить какие-либо дополнительные документы к пояснениям инспекция не вправе.

Организация может лишь сама принять решение представить к своим письменным пояснениям дополнительные подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Главбух советует: если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружила несоответствие данных, отраженных в отчетности, имеющимся у нее сведениям и запросила дополнительные документы, представьте их.

Законодательство не содержит норм, разрешающих запрашивать дополнительные документы при выявлении расхождений между показателями налоговой отчетности и данными, имеющимися в инспекции. Тем не менее в постановлении от 15 марта 2012 г. № 14951/11 Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность таких требований. Поэтому, если необходимые документы у организации есть и они подтверждают данные отчетности, целесообразно исполнить запрос инспекции.

Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке

Нет, не нужно.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого вывода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, ФАС Московского округа от 12 января 2010 г. № КА-А40/14809-09, от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6618-09, Центрального округа от 7 июля 2009 г. № А08-900/2009-16, Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2009 г. № А19-14101/08, от 25 мая 2009 г. № А33-15083/08-Ф02-2251/09, Уральского округа от 2 марта 2009 г. № Ф09-762/09-С3, от 2 декабря 2008 г. № Ф09-8292/08-С2).

<…>

Вызов в инспекцию

В ходе камеральной налоговой проверки инспекция также вправе потребовать устные пояснения от организации (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Запрос информации у контрагентов

В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 17 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Допросы свидетелей

Ситуация: может ли инспекция в ходе камеральной налоговой проверки проводить допросы свидетелей

Да, может.

Налоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок (ст. 90 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают, что протоколы допросов свидетелей инспекция вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, от 23 июля 2009 г. № КА-А40/5922-09).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка