Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 ноября 2015 51 просмотр

Не знаю, что мне сейчас делать, ситуация такаяМы оказали услуги в июле, в августе и сентябре, ждали подтверждения от заказчика, так как не могли даже определить размер стоимости без их подтверждения, пока они не соберут услуги по данному объекту. Сейчас они подтверждают, и хотят, чтобы мы выставили счет -фактуру теми месяцами в которых были работы (транспортные). по законодательству это правильно, потому что первичка (путевые листы от этих месяцев). Но получается мы скрыли доходы и занизили налог на прибыль в 3 квартале и НДС. Т.к я не отразила их в декларациях. Как мне сейчас поступить? Надо ли подавать уточненку по НДС за 3 квартал или я все-таки могу их провести этим кварталом и отразить в декларации за 4 квартал. по Налогу на прибыль та же ситуация. (Город маленький, это наш основной заказчик (градообразующее предприятие) поэтому условия ставим не мы и производственный процесс тоже, зависит не от нас.Эта ситуация будет повторяться. Подскажите как нам правильно оформить

Ответ на данный вопрос зависит от того, какой датой подписаны документы, подтверждающие факт оказания услуг. Дело в том, что и для налога на прибыль и для НДС (по общему правилу) эти периоды и будут считаться моментами определения налоговой базы.

Если документы подписаны июлем, августом и сентябрем, соответственно, то счета-фактуры следовало выставить в течение 5-ти дней с даты фактического оказания услуг и отразить данные суммы в налогооблагаемой базе по НДС и налогу на прибыль за 3 квартал 2015 года.

Если этого не сделано, то следует подать уточненные декларации.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены. *

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

  • подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
  • исправить ошибку, уменьшив прибыль и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка, или нет;
  • не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 июля 2015 г. № 03-02-07/1/42067, от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82 и ФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807.

Корректировать налоговую базу текущего периода можно не только при выявлении ошибок в декларациях. Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ можно и в тех случаях, когда переплата по налогу возникла из-за изменений законодательства, имеющих обратную силу. Если такие изменения улучшают положение налогоплательщика, то у организации могут обнаружиться доходы, которые раньше нельзя было исключать из налоговой базы, или расходы, которые раньше запрещалось учитывать при налогообложении. Подавать уточненные декларации в таких ситуациях не обязательно. Пересчитать налоговые обязательства можно в текущем периоде. Такой вывод следует из письма ФНС России от 24 июня 2014 г. № ЕД-4-15/12067.

Ситуация: по каким налогам можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде обнаружены ошибки, допущенные в прошлых периодах и повлекшие переплату

Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.

Это объясняется следующим.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Однако это правило не относится к случаям, когда организация не приняла к вычету НДС в том периоде, в котором были выполнены все условия для этого. Применение налогового вычета в более поздних периодах не является ошибкой. Положения подпункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ позволяют воспользоваться вычетом в течение трех лет с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг). Соответственно, «поздний» вычет просто отразите в текущей декларации за налоговый период. Сдавать уточненный отчет не нужно.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу, по ЕСХН и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

Ошибка в декларации за период убытков

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток. Если в предыдущих периодах организация выявила расходы, которые ранее не были учтены при налогообложении прибыли, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов. Увеличивать размер убытка, сложившегося в текущем периоде, за счет затрат, не учтенных в предыдущих периодах, неправильно.

Аналогичный порядок следует применять и при упрощенке, когда организация исправляет ошибки в декларации по единому налогу за период, в котором сложился убыток.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 22 июля 2015 г. № 03-02-07/1/42067, от 27 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-193 и от 23 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-188.

Пример исправления ошибки в декларации по налогу на прибыль за период, в котором организация получила убыток

В декларации по налогу на прибыль за 2014 год отражена прибыль в размере 500 000 руб. В 2015 году бухгалтер организации обнаружил, что при составлении этой декларации он не учел расходы на оплату аренды в размере 10 000 руб. Бухгалтер решил не подавать уточненную декларацию за 2014 год, а учесть эти расходы при расчете налога на прибыль за 2015 год.

По итогам 2015 года у организации сложился убыток в размере 200 000 руб. Обязанность по уплате налога на прибыль за 2015 год в этом случае не возникает, поэтому решение о включении выявленных расходов 2014 года в налоговую декларацию за 2015 год было неправильным. Бухгалтер исключил 10 000 руб. из состава расходов 2015 года и сдал уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2014 год.

После уточнения суммы расходов в налоговой декларации за 2014 год отражена прибыль в сумме 490 000 руб. (500 000 руб. – 10 000 руб.). В декларации за 2015 год отражен убыток в размере 190 000 руб. (200 000 руб. – 10 000 руб.).

Ошибка выявлена при налоговой проверке

Если ошибка в налоговой отчетности выявлена в результате налоговой проверки (налог доначислен (уменьшен) налоговой инспекцией), подавать уточненные декларации организация не должна. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что организация должна подавать уточненные налоговые декларации только в том случае, если ошибка выявлена ею самостоятельно. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576. Суммы недоимки (переплаты), выявленные в результате налоговой проверки, фиксируются в материалах проверки (ст. 100, 101 НК РФ). По итогам проверки на основании этих материалов налоговая инспекция самостоятельно отразит эти суммы в карточке лицевого счета организации. Поэтому если организация подаст уточненную декларацию, то это приведет к дублированию одних и тех же показателей в учетных данных налоговой инспекции.

Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Ситуация: обязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)

Нет, не обязана.

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае включение в расходы излишне начисленных и уплаченных налога на имущество, транспортного или земельного налогов нельзя квалифицировать как ошибки или искажения, о которых говорится в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Обнаружение таких сумм следует расценивать как новое обстоятельство, влекущее за собой появление дохода в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поэтому корректировать налоговую базу по налогу на прибыль за истекшие периоды не требуется. Корректировку налогооблагаемой прибыли нужно производить в том квартале, в котором подаются уточненные декларации по излишне начисленным налогам. При этом суммы завышения должны быть включены в состав внереализационных доходов, перечень которых открыт (ст. 250 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 января 2014 г. № 03-03-10/2274 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2216). Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11.

Такой же логики следует придерживаться и во втором случае. Если сумма налогов была занижена, налоговую базу по налогу на прибыль тоже нужно скорректировать в текущем периоде. То есть в том квартале, когда организация подала уточненные налоговые декларации. При этом суммы занижения должны быть включены в состав внереализационных расходов, перечень которых открыт (ст. 265 НК РФ).

В третьем случае новых обстоятельств, увеличивающих или уменьшающих налогооблагаемую прибыль, не возникает. Поэтому подавать уточненную декларацию тоже не нужно.

Ситуация: какие декларации – первичные или уточненные – нужно подать, если в периоде, за который организация сдала единую (упрощенную) декларацию, выявлены операции, подлежащие налогообложению

За период, в котором были выявлены налогооблагаемые операции, нужно подать уточненные декларации.

Единую (упрощенную) налоговую декларацию могут сдавать организации и предприниматели, если в течение отчетного (налогового) периода у них одновременно:

  • не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
  • не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.

Это следует из положений пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Выявление налогооблагаемых операций в периодах, за которые подавались единые (упрощенные) декларации, следует рассматривать как обнаружение ошибок, повлекших за собой занижение налоговых обязательств. В подобных ситуациях налоговое законодательство предусматривает единственный вариант – подачу уточненных деклараций по соответствующим налогам (п. 1 ст. 80 НК РФ). При этом ранее представленная организацией единая (упрощенная) декларация будет считаться первичной для каждого из этих налогов. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-02-07/1-243.

Пример отражения в налоговой отчетности операций, подлежащих налогообложению. За период, в котором были совершены операции, организация сдала единую (упрощенную) декларацию

Организация применяет общую систему налогообложения. Она признается налогоплательщиком:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

С 1 января по 31 марта 2015 года организация не вела никакой деятельности. Движение денежных средств на счете и в кассе не отражалось. Объектов обложения налогом на имущество у организации нет. Плательщиком транспортного налога она не является.

20 апреля 2015 года бухгалтер составил единую (упрощенную) декларацию за I квартал и сдал ее в налоговую инспекцию.

В июне 2015 года было выявлено, что в марте организация отгрузила партию готовой продукции стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Себестоимость реализованной продукции – 90 000 руб., прибыль по данной операции составила 10 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб. – 90 000 руб.).

Выявленную налогооблагаемую операцию бухгалтер организации отразил в уточненных декларациях по НДС и по налогу на прибыль. Одновременно с представлением уточненных деклараций в бюджет были перечислены суммы налоговой недоимки и пени.

<…>

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.10.2015 № 03-07-11/58969

О моменте определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении оказанных услуг

«На основании положений статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.
В соответствии со статьей 163 Кодекса налоговым периодом для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость является квартал.
Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).
Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг в течение длительного срока следует считать наиболее раннюю из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются эти услуги. *
Согласно пункту 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим, при оказании услуг в течение длительного срока возможно выставление счетов-фактур не позднее 5 дней, считая со дня окончания квартала.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации произведенной продукции (работ, услуг)

Выручка от реализации

Доходом от реализации произведенной продукции (работ, услуг) является выручка (п. 1 ст. 249 НК РФ). Как определить ее сумму, см. Как оценить в налоговом учете выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Ситуация: какие документы подтверждают реализацию продукции (работ, услуг) в налоговом учете

Факт реализации в налоговом учете подтверждают первичные документы (ст. 313 НК РФ). В частности, такими документами могут быть акт приемки-передачи выполненных работ, акт об оказании услуг, товарная накладная и другие документы.

Следует отметить, что для заказчиков, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления и включают стоимость выполненных для них работ (оказанных им услуг) в состав материальных расходов, наличие акта приемки-передачи выполненных работ (акта об оказании услуг) обязательно. Исполнителям следует учитывать эти условия и оформлять такие акты по требованию заказчиков.

Формы первичных документов могут быть утверждены руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Чтобы обеспечить единообразие документооборота, ФНС России разрабатывает электронные форматы наиболее распространенных первичных документов и рекомендует применять их на практике. В частности, электронные форматы товарной накладной и акта приемки-сдачи работ (услуг) утверждены приказом ФНС России от 21 марта 2012 г. № ММВ-7-6/172.

Формы первичных документов, разработанные организацией самостоятельно, нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (ч. 1 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Их можно использовать и для подтверждения доходов и расходов при налогообложении прибыли. Это следует из положений статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Момент включения выручки от реализации в состав базы по налогу на прибыль зависит от метода определения доходов и расходов, который применяет организация (п. 2 ст. 249 НК РФ). *

Метод начисления

При методе начисления включите выручку в доход в момент реализации продукции, работ, услуг. При этом не имеет значения, когда поступила оплата от покупателей (заказчиков). Такие правила установлены пунктом 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: в какой момент при расчете налога на прибыль нужно признавать доход от реализации. По договору поставки право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю в момент оплаты. Организация применяет метод начисления

Доход от реализации нужно признать в том периоде, когда продукция была отгружена. И только если покупатель лишен возможности использовать эту продукцию, а продавец контролирует ее наличие и сохранность, доход можно признать в периоде оплаты.

По общему правилу выручка при расчете налога на прибыль возникает в том периоде, в котором товары (работы, услуги) были реализованы (п. 3 ст. 271 НК РФ). Под реализацией понимается переход права собственности на отгруженную продукцию (товары) (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи (отгрузки продукции).

Однако стороны договора могут предусмотреть и другой порядок. Например, до момента оплаты отгруженной продукции (товаров) ее собственником может оставаться продавец. Это следует из пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ.
В таком случае доход у продавца возникает при поступлении оплаты от покупателя. Однако признать выручку по оплате можно лишь при одном условии: если по договору покупатель не имеет права распоряжаться имуществом до перехода права собственности на него (т. е. до фактической оплаты), а продавец может контролировать сохранность своей продукции. Если это условие не выполняется, выручку от реализации продукции продавец должен признать в том периоде, в котором продукция была отгружена.

Такие разъяснения содержатся в пункте 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 и в основанном на этом документе письме Минфина России от 20 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/667.

Доходы от реализации товаров, произведенных при длительном технологическом цикле, учитывайте единовременно на дату их реализации. При реализации работ, услуг с длительным циклом доходы при расчете налога на прибыль распределяйте в соответствии с принципом формирования расходов по таким работам, услугам. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/502. *

Кассовый метод

При кассовом методе учтите выручку в момент получения средств за реализованную продукцию (работы, услуги). Предварительную оплату (аванс), полученный от покупателя (заказчика), также учтите в составе доходов в момент получения (п. 2 ст. 273, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило действует, несмотря на то, что продукция еще фактически не передана покупателю, а работы и услуги не приняты заказчиком (п. 8 информационного письма Президиума ВАС от 22 декабря 2005 г. № 98).

Поэтапное выполнение работ

Если по условиям договора работы выполняются и сдаются поэтапно, признание выручки от реализации работ в налоговом учете имеет некоторые особенности.

При методе начисления учитывайте выручку от реализации в момент подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ в сумме, указанной в нем. Это объясняется тем, что право собственности на работы переходит к заказчику в момент подписания акта. Такое правило действует, даже если работы были выполнены в одном отчетном (налоговом) периоде, а заказчик принял их в другом. Это следует из положений пункта 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-03-06/1/24632.

Ситуация: как при методе начисления признать доходы от реализации работ. Оплата происходит не по факту выполнения, а по графику платежей. Размер оплаты превышает стоимость работ, указанную в поэтапных актах приема-передачи

Выручку от реализации работ (этапа работ) учитывайте в сумме, которая указана в акте приема-передачи выполненных работ.

Этот порядок применяется и в тех случаях, когда заказчик перечисляет оплату в размере, превышающем сумму, указанную в акте. Сумму превышения оплаты над стоимостью оказанных услуг включите в состав полученных авансов. Такая позиция основана на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, согласно которым при методе начисления в доходы не включаются суммы, полученные в качестве предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Правомерность такого подхода подтверждает ВАС РФ (п. 8 информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

При кассовом методе учета доходы от реализации работ, сдаваемых поэтапно, включите в налоговую базу в обычном порядке. То есть в момент поступления оплаты за выполненные работы. В случае частичной оплаты выручку признавайте также по частям. Такие правила содержатся в пункте 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли управляющей организации (ТСЖ) включить в доходы при расчете налога на прибыль коммунальные платежи, поступающие от населения. Плата за коммунальные услуги перечисляется ресурсоснабжающим организациям по установленным тарифам

Ответ на этот вопрос зависит от того, по какому договору управляющая организация (ТСЖ) предоставляет жителям коммунальные услуги: по посредническому договору или по договору купли-продажи.

Порядок использования той или иной формы договора при оказании коммунальных услуг законодательно не урегулирован.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору с собственниками жилья в течение согласованного срока управляющая организация обязуется за плату:

  • выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • предоставлять коммунальные услуги;
  • вести другую деятельность, связанную с управлением многоквартирным домом.

То, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг возлагается на исполнителей, к которым, в частности, относятся и управляющие организации, подтверждают и положения абзаца 7 пункта 2, пунктов 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом исполнители должны заключать договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (подп. «б» п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Приведенные нормы жилищного законодательства можно толковать двояко.

Можно предположить, что исполнитель обязан самостоятельно предоставлять жильцам коммунальные услуги, а не обеспечивать их предоставление с помощью посреднических договоров. При таком подходе управляющая организация должна от своего имени перепродавать потребителям коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций. Такие отношения регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ (купля-продажа).

В то же время законодательство не запрещает исполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом в Жилищном кодексе РФ нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. А значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ). Одним из вариантов исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг является заключение посреднического договора. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса (поручение, комиссия, агентирование).

Если управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по договору купли-продажи, то при расчете налога на прибыль она должна учесть плату, поступающую от жильцов, в полном объеме (ст. 248, 249 НК РФ). Одновременно налогооблагаемые доходы можно уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций. Такой вывод следует из писем Минфина России от 29 июля 2009 г. № 03-03-06/1/498, ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275 и от 15 февраля 2007 г. № 02-1-08/22.

Если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение. Это объясняется тем, что доходы в виде имущества (в т. ч. денежные средства), которые поступают посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным) от заказчиков (комитентов, принципалов, доверителей) для исполнения обязательств по посредническим договорам, при налогообложении прибыли не учитываются (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от посреднических операций по продаже (покупке) товаров. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/16, от 5 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/15, от 23 декабря 2009 г. № 03-11-06/3/301, от 10 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/260, от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/77 и ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275. Несмотря на то что письма Минфина России адресованы организациям на упрощенке, ими могут руководствоваться и организации на общей системе налогообложения.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка