Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Официальные подсказки по взносам для бухгалтера ИП

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
1 декабря 2015 17 просмотров

У меня нет предыдущих деклараций, могу я убыток учесть с баланса?

Да, можете при условии, что у Вас сохранились первичные документы (накладные, акты выполненных работ, акты приема-передачи, кассовые и товарные чеки и др.), подтверждающие суммы убытка (п. 4 ст. 283 НК РФ).

Обоснование

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 1-2, Январь 2015
Как правильно признать в налоговом учете убытки прошлых лет

ЕленаВайтман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

<…>

Перенос убытка невозможен, если у организации не сохранились первичные документы, подтверждающие его размер

Организация, признающая убытки прошлых лет, обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков (п. 4 ст. 283 НК РФ).

Налоговый кодекс не конкретизирует состав таких документов. Тем не менее налоговики настаивают на том, что у компании должны сохраняться все первичные документы за календарный год, по итогам которого она получила убыток (накладные, акты выполненных работ, акты приема-передачи, кассовые и товарные чеки и др.). Такого же мнения придерживается Минфин России (письма от 25.05.12 № 03-03-06/1/278 и от 23.04.09 № 03-03-06/1/276):

«…Списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат».

До недавнего времени суды разрешали организациям переносить убытки прошлых лет даже при отсутствии первичных документов за те периоды, когда были получены переносимые убытки. По мнению судей, для подтверждения размера понесенного убытка достаточно декларации по налогу на прибыль за соответствующий налоговый период. Ведь первичные документы необходимы для обоснования не самого убытка, а расходов, которые стали причиной его возникновения (постановления ФАС Московского округа от 22.11.11 № А40-9620/11-140-41 и от 09.12.10 № КА-А40/15039-10).

Некоторые суды признавали, что при отсутствии первичных документов размер убытка может быть подтвержден материалами выездной проверки, проведенной ранее налоговиками за соответствующий период (постановления ФАС Северо-Западного от 08.02.13 № А52-1711/2012 и от 02.08.12 № А26-7013/2011, Уральского от 01.06.11 № Ф09-2789/11-С3 округов).

Однако в 2012 году Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что налоговая декларация сама по себе не является достаточным доказательством размера полученного убытка (постановление от 24.07.12 № 3546/12). Поэтому перенос убытка без первичных документов, подтверждающих его размер, на основании лишь декларации по налогу на прибыль, нарушает порядок, установленный пунктом 4 статьи 283 НК РФ. Следовательно, уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков прошлых лет в подобной ситуации неправомерно.

После появления указанного постановления Президиума ВАС РФ нижестоящие суды все чаще стали отказывать в переносе убытков организациям, не сохранившим первичные документы за предыдущие годы. При этом, по мнению судей, перенос убытков невозможен в обеих ситуациях:

—при наличии у компании только деклараций по налогу на прибыль за периоды, когда были получены убытки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.11.12 № А56-4116/2012 и от 22.10.12 № А56-1315/2012);
—при подтверждении размера полученного убытка материалами ранее проведенной выездной проверки (постановления ФАС Северо-Западного от 21.09.12 № А56-70108/2011 и Восточно-Сибирского от 19.07.12 № А58-5051/11 округов).

Таким образом, перед тем как уменьшить налоговую базу текущего года на сумму убытков прошлых лет, компании целесообразно удостовериться в наличии документов, подтверждающих величину и период возникновения убытков, которые она планирует переносить на будущие периоды.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка