Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 декабря 2015 5 просмотров

ООО подала в налоговую инспекцию возражение на Акт проведения камеральной проверки по частичному отказу НДС, после этого инспекция назначила проведение доп.мероприятий. Вопрос: вправе ли инспекция проводить в рамках доп.мероприятий налогового контроля осмотры территорий проверяемого налогоплательщика и его контрагентов?

Да, может, поскольку осмотр проводится в рамках дополнительных мероприятий по камеральной проверке декларации по НДС.

Налоговая инспекция вправе осматривать помещения организации в ходе камеральной проверки, если в декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, инспекция обнаружит противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета (пункт 1 статьи 92 Налогового кодекса РФ). Основанием для проведения осмотра является постановление, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем (абз. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Причем важно учесть, что дополнительные мероприятия налогового контроля всегда проводятся за пределами налоговой проверки. Указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321). Поэтому инспекция вправе провести осмотр помещений налогоплательщика при проведении дополнительных мероприятий по камеральной проверке декларации по НДС.

Обоснование

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли инспекция в рамках камеральной налоговой проверки проводить осмотр помещений (территорий), которые организация использует для осуществления своей хозяйственной деятельности

Да, может. Но только если проводится камеральная проверка декларации по НДС.

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция вправе осматривать помещения организации:

  • если организация подала декларацию по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  • если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 92 Налогового кодекса РФ. Основанием для проведения осмотра является постановление, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем (абз. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ).

В остальных случаях представители инспекции вправе проводить осмотр помещений только в ходе выездной проверки. Это следует из совокупности норм, установленных статьей 92 Налогового кодекса РФ. Однако арбитражная практика по этой проблеме неоднородна. Есть примеры судебных решений, которые подтверждают неправомерность осмотров в ходе камеральных проверок (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 25 января 2010 г. № Ф09-11201/09-С3,Центрального округа от 30 сентября 2008 г. № А54-1011/2008С21). Вместе с тем, есть решения, из которых следует, что проведение осмотра в рамках камеральной проверки не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 29 мая 2008 г. № 6938/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф04-6982/2008(15881-А75-27)Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А33-2940/08-Ф02-5516/08Северо-Западного округа от 5 июля 2007 г. № А05-11658/2006-11Поволжского округа от 17 апреля 2007 г. № А65-14660/06-СА1-42Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2006 г. № Ф08-6682/2006-2776АЦентрального округа от 5 июня 2006 г. № А54-8117/2005-С18).

В таких обстоятельствах оценивать обоснованность проведения осмотра в ходе камеральной проверки представители организации должны самостоятельно. Если они считают такие действия инспекции неправомерными, их можно обжаловать (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

<…>

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки:

Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если обеспечить явку свидетеля, эксперта или специалиста в процессе первичного рассмотрения материалов не удастся, то руководитель инспекции (его заместитель) может перенести рассмотрение материалов на более поздний срок в общем порядке(подп. п. 25 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести выемку документов. Дополнительные мероприятия назначены по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки

Да, может, при выполнении определенных условий.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Выемка документов в нем не значится. Таким образом, из буквального толкования этой нормы следует, что проводить выемку, то есть самостоятельно изымать у организации документы, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе.

Однако в двух случаях проведение выемки документов после окончания налоговой проверки все-таки возможно.

Во-первых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе потребовать у организации документы (не самостоятельно изъять их, а поручить организации представить недостающие сведения) (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). И если организация не исполнит такое требование и не представит документы, то у инспекции появится право провести их выемку (абз. 2 п. 4 ст. 93 НК РФ). В таком случае проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий будет считаться законным.

Во-вторых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе провести экспертизу (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). В частности, может быть назначена экспертиза подписей или почерковедческая экспертиза. Очевидно, что для ее проведения инспекции нужны документы с оригиналами подписей или почерка. Если в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция проведет выемку документов с целью дальнейшего проведения экспертизы, то в этом случае выемка также может быть признана законной.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 мая 2013 г. № АС-4-2/9355. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. № 16282/11, определения ВАС РФ от 26 июня 2008 г. № 7909/08от 30 июня 2009 г. № ВАС-7529/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27 января 2012 г. № А53-27001/2010от 2 сентября 2011 г. № А63-8481/2010Московского округа от 8 февраля 2011 г. № КА-А40/17940-10-2Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. № А56-33713/2009Волго-Вятского округа от 16 апреля 2008 г. № А11-3197/2007-К2-24/221Центрального округа от 30 марта 2009 г. № А36-2365/2008).

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести осмотр помещений

Нет, не может.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Осмотр помещений в нем не значится. Поэтомупроводить осмотр помещений в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе. Такие действия возможны только в двух случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС, в которой либо заявлена сумма налога к возмещению, либо выявлены несоответствия с другими имеющимися у инспекции материалами.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690. Правомерность такого подхода подтверждена пунктом 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Если руководитель инспекции (его заместитель) назначает мероприятия дополнительного налогового контроля, то он должен оформить отдельное решение. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В решении о назначении дополнительных мероприятий руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

  • конкретные мероприятия (допрос, экспертиза, истребование документов);
  • обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения;
  • конкретный срок, в который они должны быть проведены.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц). Это необходимо, чтобы руководитель инспекции (его заместитель) мог выполнить требование пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, то есть вынести решение по результатам налоговой проверки в строго ограниченный законодательством срок (п. 1 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка