Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС развеяла ваши сомнения об онлайн‑кассах

Подписка
Срочно заберите все!
№23
3 декабря 2015 36 просмотров

ОСНО, ЗАКУПАЕМ БЫТОВУЮ ХИМИЮ,СТОРОННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛАЕТ ПЕРЕТЯЖЕКУ ДИВАНА, ВЗЯЛИ ОСВЕЖИТЕЛЬ В АРЕНДУ (В САЛОН) КУПИЛИ ПОСУДУ В ОФИС ПИШЕТСЯ ЛИ НА ЭТО ВСЕ СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА,ОБЯСНЯЮЩАЯ ЦЕЛЬ ПРИОБРИТЕНИЯ

Да, доказать оправданность таких затрат поможет служебная записка или внутренние приказы или иные организационно-распорядительные документы компании. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходы налогоплательщика должны быть не только документально подтверждены, но и экономически обоснованны. Поэтому для обоснования указанных расходов организации нужно оформить служебную записку (или иной внутренний документ), объясняющую цель осуществления расходов.

Обоснование

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 28, Август 2011

Минфин согласен, что расходы на офисную кухню уменьшают прибыль

Об учете расходов на создание кухни в офисе

Письмо Минфина России от 14.07.11 № 03-03-06/2/112

Компания вправе списать расходы на приобретение холодильников, микроволновок, посуды и на иное содержание офисной кухни для сотрудников. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 14.07.11 № 03-03-06/2/112 (ответ на частный запрос). Ранее письменных разъяснений по этому вопросу финансовое министерство не выпускало.

По трудовому законодательству работодатель обязан обеспечить своим сотрудникам нормальные условия труда. К ним, в частности, относится создание и оборудование санитарно-бытовых помещений, помещений для приема пищи, комнат для отдыха и психологической разгрузки (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Кроме того, требования по созданию комнат для приема пищи также установлены санитарными нормами. Так, пункт 2.49 СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» предусматривает, что в компаниях должны быть столовые или столовые-раздаточные, а при численности смены менее 30 человек вместо столовой может быть оборудована комната для приема пищи.

Исходя из этого Минфин пришел к выгодному для компаний выводу – расходы на приобретение бытовых приборов (холодильников, микроволновых печей, чайников) и кухонного инвентаря (кастрюль, посуды и т. д.) работодатель вправе учитывать в прочих расходах (подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но это только при условии, что офисная кухня не относится к обслуживающим производствам и хозяйствам, ведь по ним действуют специальные правила учета затрат (ст. 275.1 НК РФ).

На практике налоговики часто снимают расходы на создание офисной кухни и приобретение необходимых принадлежностей, считая, что они не связаны с производством и реализацией. Однако суды в таких спорах поддерживают налогоплательщиков (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.10.09 № КА-А40/11455-09). А теперь на стороне компаний и Минфин. Комментируемое письмо можно использовать как дополнительный аргумент в споре с проверяющими.

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 21, Ноябрь 2013

Документальное подтверждение

Вопрос документального подтверждения расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, остается для компаний одним из наиболее важных. Ведь, как правило, Налоговый кодекс не уточняет, какими именно бумагами организация может подтвердить те или иные затраты.

Практика показывает, что даже при наличии первичных документов контролеры отказывают компаниям в признании некоторых расходов по причине отсутствия их экономической обоснованности. Однако выяснилось, что в этом случае доказать оправданность затрат помогают служебные или докладные записки, внутренние приказы или иные организационно-распорядительные документы компании.

Кроме того, мы проанализировали мнение ФНС России, чтобы выяснить, достаточно ли организации одного лишь кассового чека, чтобы подтвердить расходы на покупку ТМЦ и признать их в налоговом учете. В некоторых разъяснениях 2013 года налоговое ведомство указывает, что расходы на покупку за наличные можно учесть, только если в дополнение к чеку у организации также имеются иные документы, свидетельствующие о связи понесенных расходов с ее деятельностью, направленной на получение дохода. Подробнее читайте в статье.

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 21, Ноябрь 2013

С помощью каких внутренних документов, не являющихся первичными, компании подтверждают экономическую обоснованность расходов

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходы налогоплательщика должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Как правило, компании подтверждают расходы первичными документами или налоговыми регистрами. Вместе с тем налоговое законодательство не запрещает налогоплательщику обосновывать затраты любыми документами, которые косвенно подтверждают произведенные расходы1.

Минфин России в письме от 25.06.07 № 03-03-06/1/392 отмечает, что при наличии документов, только косвенно подтверждающих понесенные расходы, компания не вправе учесть такие затраты при налогообложении прибыли. Однако финансовое ведомство указывает, что эти документы могут служить дополнением к уже имеющимся первичным документам.

При этом суды подтверждают, что деловую направленность понесенных расходов компания может обосновать внутренней документацией (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 30.07.10 № КА-А40/7942-10 отметил следующее:

«<…> Налоговое законодательство не устанавливает требования к документам, которыми может быть подтверждена экономическая оправданность затрат, не определен ни перечень таких документов, ни их форма.
В связи с чем налогоплательщиками в целях подтверждения экономической оправданности затрат могут использоваться любые имеющиеся у них внутренние организационно-распорядительные документы, обосновывающие цель осуществления указанных расходов».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка