Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 декабря 2015 147 просмотров

Наша организация реализует лом черных и цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, должна ли наша организация проверять наличие лицензии у покупателя лома черных и цветных металлов? Налоговые последствия за реализацию лома черных и цветных металлов организации, не имеющей лицензии.

В Вашем случае при реализации лома металлов Вы не обязаны проверять наличие лицензии у Вашего покупателя. Такая необходимость может возникнуть только в отношении контрагента – поставщика (исполнителя), так как при отсутствии лицензии у таких контрагентов у организации – покупателя (заказчика) могут быть сняты вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль по таким приобретенным товарам (услугам). Также если Вы реализуете лом металлов, образующийся в процессе собственного производства, иметь лицензию на данный вид деятельности Вашей организации не нужно.

Обоснование

1. Из рекомендации Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. В ходе проверки установлено, что исполнитель не имеет необходимой лицензии. Приобретенные работы (услуги) подлежат обязательному лицензированию

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 13 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 13 октября 2008 г. № 12680/08, постановление ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012,от 14 ноября 2012 г. № А57-21633/2011, Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. № А45-20678/2012от 4 декабря 2012 г. № А70-59/2012Уральского округа от 12 апреля 2013 г. № Ф09-2932/13Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2012 г. № А19-11155/2011Волго-Вятского округа от 24 декабря 2012 г. № А31-123/2012). Поэтому при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять наличие у контрагентов нужных лицензий.

Вместе с тем, существует и другая позиция, которая тоже подтверждается арбитражной практикой. В данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия у контрагента необходимой лицензии сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;

деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Такой вывод непосредственно следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В частности, это означает, что:

организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;

организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;

обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, имеется ли у контрагента необходимая лицензия, и не устанавливает зависимости между ее наличием и вычетом НДС (см., например, определения ВАС РФ от 3 октября 2008 г. № 12888/08от 11 января 2008 г. № 17897/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2012 г. № А52-1812/2012от 9 октября 2009 г. № А56-13367/2009от 29 июля 2009 г. № А05-13113/2008от 1 октября 2007 г. № А05-1960/2007Северо-Кавказского округа от 28 июля 2008 г. № Ф08-4247/2008Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № А19-9585/07-52-5-Ф02-5297/08Волго-Вятского округа от 28 марта 2013 г. № А17-880/2012Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2013 г. № А03-10322/2012Московского округа от 29 января 2013 г. № А40-68959/11-107-298, Поволжского округа от 24 октября 2012 г. № А72-9723/2011от 6 мая 2008 г. № А65-18426/07, Уральского округа от 11 февраля 2009 г. № Ф09-313/09-С3,от 12 марта 2008 г. № Ф09-1381/08-С2). Гражданский кодекс РФ также предусматривает, что требование о наличии лицензии адресовано только той организации, которая осуществляет лицензируемую деятельность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

2. Справочная базаНачисление НДС в различных ситуациях

Вид операции Позиция контролирующих ведомств Примечание
Организация применяет общую систему налогообложения


<…>

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов, образующихся в процессе собственного производства. Лицензии на реализацию лома у организации нет При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства, НДС организации платить не нужно. При этом иметь лицензию для того, чтобы воспользоваться льготой, организация не должна Льгота предусмотрена подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Лицензии на реализацию лома цветных и черных металлов, образующихся в процессе собственного производства, не требуется (п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1287). Поэтому положения пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ не применяются. Правомерность применения льготы по таким операциям подтверждается письмом Минфина России от 2 сентября 2015 г. № 03-07-07/50555 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2010 г. № А70-14723/2009, Московского округа от 18 сентября 2008 г. № КА-А40/8850-08от 31 июля 2008 г. № КА-А40/5507-08от 9 июня 2008 г. № КА-А40/4858-08от 5 июня 2008 г. № КА-А40/4872-08Северо-Западного округа от 29 мая 2008 г. № А56-22397/2007)

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка