Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 декабря 2015 103 просмотра

У нас сотрудник работал в должности Старшего помощника капитана в межнавигационный период, на работах по ремонту судов. Ему была проставлена льгота 27-9. ПФР считает, что это неправильно, поскольку на межнавигационный период льгота действует только, если человек при этом вышел в навигацию на этом судне.Вопрос:1. должен быть документ, регламентирующий досрочное назначение пенсии плавсоставу. И в нем конкретно должно быть написано, в каких случаях засчитывается льготный стаж в межнавигацию. Вот бы найти этот документ 2. Хотелось бы мнение эксперта: должна ли быть в этот период проставлена льгота 27-9

1. Такого документа в настоящее время нет.

2. Ответить на этот вопрос не представляется возможным, так как нет документа, который определяет порядок расчета стажа в навигационных и межнавигационных периодах.

В такой ситуации организации остается только сделать официальный письменный запрос в ПФР и по получению официального письменного ответа проанализировать те документы, на которые будет ссылаться ПФР.

Имеющуюся судебную практику очень тяжело анализировать, так как в ней в основном вырезаны цифровые значения спорных периодов.

Суды, признавая правомерность учета периодов ремонта и иных периодов, в стаж, засчитываемый для назначения пенсии, ссылались на пункт 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 г. № 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 2002 года действует Закон 173-ФЗ, и не совсем понятно можно ли ссылаться на данные указания в части не противоречащей Закону 173-ФЗ.

Ниже приведены суды, которые признавали правомерность включения периодов межнавигационных отпусков в засчитываемые периоды, а также периоды отстоя судов с закрытием навигации.

К сожалению, чем-то еще помочь в данной ситуации мы не сможем.

Обоснование

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.02.2014 № 33-485/2014

«С указанным решением пенсионного органа Щ.В.Е. не согласен, считает, что работа в должностях плавсостава дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим истец просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Уржумском районе Кировской области № 193 от 30.08.2013 г. и обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы истца: с 25.04.1979 г. по 24.04.1980 г., с 24.10.1980 г. по 24.04.1981 г. - в должности матроса, с 22.10.1981 г. по 24.04.1982 г., с 22.10.1982 г. по 24.04.1983 г., с 22.10.1983 г. по23.10.1983 г., с 28.10.1983 г. по 24.04.1984 г., с 02.03.1986 г. по 24.04.1986 г., с 22.10.1987 г. по 24.04.1988 г., с 23.05.1987 г. по 21.10.1987 г. - в должности механика-помощника капитана катера, с 25.04.1980 г.по 23.10.1980 г. - период нахождения на курсах, с 06.07.1981 г. по 09.07.1981 г. - период нахождения в отгуле, с 18.05.1985 г. по 22.05.1987 г. - период отвлечения от работы в связи со сдачей государственных экзаменов, с 01.08.1993 г. по 31.08.1993 г. - период отсутствия заработной платы и отработанных дней за месяц, также истец просил назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.

Судом первой инстанции постановлено решение от 25 ноября 2013 года, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Уржумском районе Кировской области просит постановленное судом решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Щ.В.Е. о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости и о включении в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующих периодов работы: с 22.10.1987 г. по24.04.1988 г. - в должности механика-помощника капитана катера, с 06.07.1981 г. по 09.07.1981 г. - период нахождения в отгуле, с 18.05.1987 г. по 22.05.1987 г. - отвлечение от работы в связи со сдачей государственных экзаменов. Ссылаясь на положения Правил исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от11.07.2002 г. № 516, заявитель жалобы считает, что вышеуказанные периоды работы истца не подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Указывает, что указанными Правилами не предусмотрено включение периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, отгулах, на курсах и других отвлечений от работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Кроме того, поскольку в результате отвлечения от работы в связи со сдачей государственных экзаменов в период с 18.05.1987 г.по 22.05.1987 г. навигация была отработана истцом не полностью, то период работы истца с 22.10.1987 г. по 24.04.1988 г. в должности механика-помощника капитана катера не может рассматриваться как работа в течение полного навигационного периода и является межнавигационным, соответственно, не может быть включен, согласно пункту 13 Правил, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

От истца Щ.В.Е. также поступила апелляционная жалоба, в которой он считает постановленное судом решение незаконным в части исключения из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующих периодов работы истца в <данные изъяты> рейде: с 25.04.1979 г. по 24.04.1980 г., с 14.04.1980 г. по 30.08.1980 г., с 24.10.1980 г. по 24.04.1981 г., с 28.10.1983 г. по 24.04.1981 г., просит в этой части решение суда первой инстанции изменить и обязать ответчика включить указанные периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 22.08.2013 г.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Уржумском районе Кировской области по доверенности ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы ответчика в полном объеме.

Истец Щ.В.Е. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб истца и ответчика, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 22.08.2013 г. Щ.В.Е., 22.08.1958 года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в Уржумском районе Кировской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ УПФ РФ в Уржумском районе Кировской области от 30.08.2012 г. № 193 оценка пенсионных прав Щ.В.Е. была осуществлена по основаниям подпунктов 7, 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях в РФ) и Щ.В.Е. было отказано в установлении досрочной пенсии по старостипо причине отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ, указано, что подтвержденный документами стаж работы составил 10 лет 08 месяцев 21 день.

Исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в специальный стаж, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат включению следующие периоды: с 25.04.1987 годапо 17.05.1987 года - в должности механика помощника капитана катера - 23 дня; с 23.05.1987 года по21.10.1987 года - в должности механика помощника капитана катера - 05 мес. 00 дней, с 22.10.1987 годапо 24.04.1988 года - в должности механика помощника капитана катера - 06 мес. 03 дня; с 22.10.1981 года по 24.04.1982 года - в должности механика помощника капитана катера - 06 мес. 03 дня; с 22.10.1982 года по 24.04,1983 года - в должности механика помощника капитана катера - 06 мес. 03 дня; с 06.07.1981 года по 09.07.1981 года - отгул - 4 дня; с 18.05.1987 года по 22.05.1987 года - отвлечение от работы в связи со сдачей государственных экзаменов - 4 дня. В связи с этим суд признал решение ГУ - УПФ РФ в Уржумском районе Кировской области от 30.08.2013 года № 193 незаконным в части исключения из специального стажа истца вышеуказанных периодов и отказа в досрочном назначении пенсии и обязал ответчика включить Щ.В.Е. вышеуказанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Установив, что с учетом вышеуказанных периодов специальный трудовой стаж истца составляет 12 лет 06 месяцев, суд первой инстанции обязал ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 7, 9 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях в РФ с момента обращения в пенсионный орган - с 22.08.2013 года.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам подостижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в действие статья 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Пунктом 2 статьи 12 Закона о трудовых пенсиях в РФ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от11.07.2002 г. № 516 (далее - Правила) предусмотрено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.»

2. Апелляционное определение Самарского областного суда от 02.07.2012 № 33-6126

«Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. # 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" установлены условия, выполнение которых влияет на приобретение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с Правилами, условием для приобретения права на досрочное получение трудовых пенсий по старости является выполнение работ по определенным профессиям и на определенных должностях, имеющихся в Списках, на условиях полного рабочего времени, в течение полного рабочего дня, включая время подготовки рабочего места, текущего ремонта машин и механизмов в течение рабочего времени, технологических перерывов для обогрева и отдыха и т.д., если за указанный период за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд (п. 4).

Кроме того, в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются время временной нетрудоспособности, ежегодные оплачиваемые и дополнительные отпуска (п. 5).

При этом исчисление стажа в соответствии с трудовым законодательством производится в календарном порядке либо для определенных категорий - по фактически отработанному времени - в случаях выполнения работ в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, а также периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно (п. 6).

Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом постановления Правительства РФ от 02.05.2006 # 266 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 # 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествующие или следовавшие за работами, выполняемыми на судах. К таким периодам относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочные операции, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, периоды нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых в резерве и отгулах, а также периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу.

Судом обоснованно включены в специальный трудовой стаж К.В. межнавигационные отпуска с 30.01.1987 г. по 21.04.1987 г., с 15.11.2000 г. по 15.02.2001 г., с 07.12.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 06.03.2002 г. Данные периоды стороной ответчика оспариваются в связи с отсутствием приказов об открытии и закрытии навигации.

Между тем, приказами от 13.01.1987 г. # 33 кф, от 27.11.2000 г. # 17/3, от 07.12.2001 г. # 318/3 и приказом от 25.11.1998 г. # 831 подтверждается, что в течение спорных периодов истцу выплачивалась заработанная плата, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.

Согласно п. 13Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 # 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Судом обоснованно признан необоснованным отказ во включении в специальный трудовой стаж К.В. периодов ученических отпусков. Поскольку ст. 173 ТК РФ закреплены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. За такими работниками при прохождении промежуточной аттестации, подготовке и защите выпускной квалификационной работы и сдаче итоговых государственных экзаменов сохраняется средний заработок, а следовательно производятся страховые отчисления. Ранее действующее законодательство содержало аналогичные положения.

Период нахождения судна в отстое так же судом правильно включен в специальный трудовой стаж К.В., поскольку в силу Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. # 623, "отстой судна" - это период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации. При этом Приказом от 25.11.1998 г. # 831 представительства АООТ Пароходства "Волгатанкер" истец с 24.11.1998 г. был зачислен в отстой с окладом 1 615 руб. для наблюдения за заводскими работами, т.е. судно в данном случае выведено из эксплуатации для проведения ремонта. Перечисленные выше нормативно-правовые акты позволяют включать такие периоды специальный трудовой стаж.»

3. Кассационное определение Томского областного суда от 28.10.2011 по делу # 33-3375/2011

«В соответствии с п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года # 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 # 516, разъяснено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Галины Орловой, внештатного консультанта ФСС России

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Название рекомендации
Заголовок

  • Пункт 1
  • Пункт 2
  • Пункт 3

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка