Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Два важных уточнения про 6‑НДФЛ

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
7 декабря 2015 34 просмотра

В ООО с иностранным участием ген. директор является иностранцем. У него многократная виза, все документы у него оформлены. Он снимает квартиру у физического лица и заключил с ним договор на аренду квартиры(действует более года). Правомерно включать в расходы аренду за квартиру, а также коммунальные платежи (свет, газ, вода)? Платежи за аренду проходят по р/с. в договоре с работодателем предусмотрено обеспечение генерального директора жильем. ООО находится УСН 15%

Да, правомерно. Но если стоимость аренды и коммунальных платежей превышает 20 процентов от начисленной месячной суммы зарплаты, то безопасно включать в расходы УСН сумму в размере, не превышающем 20% от начисленной зарплаты в месяц.

Организация может включить в расходы на оплату труда любые затраты, связанные с содержанием сотрудников, предусмотренные трудовыми (коллективными) договорами (ст. 255 НК РФ). В соответствии с трудовым (коллективным) договором по письменному заявлению сотрудника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству России. При этом доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной суммы. Это установлено статьей 131 Трудового кодекса РФ. Таким образом, расходы по найму жилья для сотрудника можно учесть для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 20 процентов от суммы начисленной ему зарплаты за месяц. Такие выводы в отношении налога на прибыль делает Минфин в письмах от 22 октября 2013 г. № 03-04-06/44206, от 30 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/40369. Организации на УСН также вправе применять этот вывод (на основании абзаца 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Обоснование

Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как учесть при расчете налога на прибыль расходы на наем жилья сотрудникам, переехавшим на работу в другую местность вместе с организацией

При расчете налога на прибыль законодательство предусматривает учет расходов, связанных с компенсацией переезда сотрудника на работу в другую местность, включая расходы на обустройство (подъемные) (подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на наем жилья Налоговым кодексом прямо не предусмотрены.

Вместе с тем, организация может включить в расходы на оплату труда любые затраты, связанные с содержанием сотрудников, предусмотренные трудовыми (коллективными) договорами (ст. 255 НК РФ). В соответствии с трудовым (коллективным) договором по письменному заявлению сотрудника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству России. При этом доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной суммы. Это установлено статьей 131 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, расходы по найму жилья для сотрудника можно учесть для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 20 процентов от суммы начисленной ему зарплаты за месяц. Но при одновременном выполнении следующих условий:

  • наличие заявления сотрудника о выдаче части зарплаты в натуральной форме;
  • наличие такой формы оплаты труда в трудовом (коллективном) договоре.

Правильность данного подхода подтверждает Минфин России в письмах от 22 октября 2013 г. № 03-04-06/44206, от 30 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/40369 и т. д.

Стоит отметить, что изложенные правила не распространяются на потенциальных сотрудников, с которыми трудовой договор еще не заключен. Если организация понесла расходы на оплату жилья в период, когда договор не заключен и человек не состоит в штате организации, такие затраты при налогообложении прибыли учесть нельзя. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/40369.

Подробнее об учете расходов на оплату труда, если организация выдает сотрудникам более 20 процентов от начисленной суммы зарплаты в неденежной форме, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении выдачу зарплаты в натуральной форме.

Главбух советует: при расчете налога на прибыль можно учесть всю сумму расходов на наем жилья для сотрудников. Однако следование такой позиции, скорее всего, приведет к спорам с проверяющими. Аргументы помогут такие.

Расходы на наем жилого помещения для сотрудников в полной сумме можно учесть по одному из оснований:
– как выплаты, связанные с обустройством на новом местожительстве (ч. 1 ст. 169 ТК РФ). При расчете налога на прибыль такие выплаты можно квалифицировать как суммы подъемных и учесть их в составе прочих расходов (подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подробнее об учете данных сумм см. Как отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию сотруднику расходов при переезде на работу в другую местность;
– как выплаты, связанные с оплатой труда. Расходы на наем жилого помещения связаны с обеспечением сотрудников условиями для трудовой деятельности. А значит, такие расходы связаны с производственной деятельностью организации. Если обязанность оплачивать расходы на наем жилья предусмотрена трудовым договором, их можно отнести к расходам на оплату труда. Ведь перечень таких расходов является открытым. Это следует из статьи 255 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений в пользу такой позиции (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 29 сентября 2010 г. № А23-5464/2009А-14-233).

Статья журнала «Учет. Налоги. Право» № 41, Ноябрь 2014

Есть основания списать всю стоимость аренды жилья для сотрудников

«…На основании трудовых договоров оплачиваем аренду квартир для руководства нашей компании. Стоимость жилья составляет примерно 30 процентов от месячной зарплаты. Вправе ли мы списать в расходы полную стоимость аренды?..»

— Из письма главного бухгалтера Арины Свиридовой, г. Москва

Арина, мы считаем, что вы вправе списать полную стоимость аренды. Но не исключены споры с инспекторами.

По трудовому законодательству размер оплаты труда в неденежной форме не может превышать 20 процентов от зарплаты за месяц (ч. 2 ст. 131 ТК РФ). Поэтому, по мнению Минфина, учесть оплату аренды работодатель вправе только в пределах нормы (письмо от 22.10.13 № 03-04-06/44206).

С позицией чиновников можно спорить. В расходы на оплату труда включаются любые начисления в денежной и натуральной форме, предусмотренные законодательством, трудовыми и коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). Статья 131 ТК РФ, в которой сказано об ограничении натуральных выплат, распространяется только на трудовые отношения и не применяется при расчете налогов. Поэтому списать расходы можно полностью. Правда, с такой позицией согласны только судьи (постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.14 № Ф05-9828/14).

Статья журнала «Российский налоговый курьер» № 8, Апрель 2014

Какие необычные доплаты работникам компания может учесть при налогообложении прибыли

<…>

Доплату на аренду жилья целесообразно включать в расходы в размере, не превышающем 20% от зарплаты

Налогоплательщик вправе включить в расходы на оплату труда стоимость предоставляемого работникам в соответствии с установленным законодательством порядком бесплатного жилья (п. 4 ст. 255 НК РФ). Некоторые компании для привлечения работников из других местностей производят им доплату на аренду жилья.

Минфин России в письме от 22.10.13 № 03-04-06/44206 отметил, что расходы на оплату жилья работникам можно учесть при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 20% от начисленной за месяц заработной платы с учетом премий.

При этом на практике есть мнение, что оплачивать проживание сотрудников компания вправе за счет налоговых расходов в полном объеме. Поскольку спорные расходы понесены для обеспечения исполнения работниками своих трудовых обязанностей, а не для удовлетворения их личных потребностей. К аналогичным выводам приходят и суды (например, постановления ФАС Московского от 10.07.12 № А40-82827/11-129-357 и Северо-Западного от 02.11.07 № А56-47663/2006 округов).

Отметим также, что столичные налоговики выступают против учета затрат на аренду квартир для работников, поскольку такие расходы носят исключительно социальный характер. При этом не важно, предусмотрены ли такие выплаты трудовым или коллективным соглашением (письмо УФНС России по г. Москве от 14.03.07 № 20-08/022129@).

Автор считает, что, если компания решит доплачивать иногородним сотрудникам стоимость аренды жилья, ей целесообразно руководствоваться позицией Минфина России. Такой вариант учета поможет максимально снизить риск возможных претензий контролеров.

<…>

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Можно ли организации на упрощенке включить в расходы на оплату труда затраты на бесплатное питание сотрудников. Вести учет расходов по каждому сотруднику невозможно (например, питание предоставляется по принципу шведского стола)

Нет, нельзя.

Учесть расходы на бесплатное питание сотрудников можно при соблюдении двух условий:

Наличие второго условия объясняется тем, что затраты на бесплатное питание учитываются в составе расходов на оплату труда (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, п. 25 ст. 255 НК РФ). То есть представляют собой часть оплаты труда, выданной в натуральной форме. Сумма оплаты труда, которая начислена каждому сотруднику, должна быть документально подтверждена (п. 2 ст. 346.16, ст. 252 НК РФ). Для этого нужно вести учет затрат по каждому сотруднику. Если при предоставлении бесплатного питания невозможно определить величину затрат по каждому сотруднику, такие расходы не учитываются при расчете единого налога. Подобный вывод был сделан в письме Минфина России от 4 марта 2008 г. № 03-03-06/1/133 в отношении расчета налога на прибыль. Тем не менее этим письмом могут руководствоваться и организации на упрощенке (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Главбух советует: во избежание споров с налоговой инспекцией организация должна принять все возможные меры, чтобы организовать персонифицированный учет затрат на питание по каждому сотруднику. В аналогичных ситуациях Минфин России порекомендовал вести учет расходов исходя из общей стоимости предоставленного питания и данных табеля учета рабочего времени (см., например, письмо Минфина России от 19 июня 2007 г. № 03-11-04/2/167).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка