Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
7 декабря 2015 66 просмотров

Наше предприятие (Севастополь) планирует осуществить закупку саженцев из Республики Беларусь, расчеты в евро. Какие особенности налогообложения при данной операции. Нужно ли платить НДС при импорте? Подпадает ли данная операция под валютный контроль (нужно ли открывать паспорт сделки)?

Да, НДС при импорте из Белоруссии нужно оплатить. Такая операция попадает под валютный контроль, но паспорт сделки нужно открывать только если сумма расчетов превышает 50 000 долларов США.

Обоснование

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза, нужно руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе и приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

А на официальном сайте ФНС России в разделе «Таможенный союз» можно посмотреть все международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Кто платит налог

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран – участниц Таможенного союза, обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзеп. 3 ст. 346.1п. 2 ст. 346.11,п. 4 ст. 346.26п. 3 ст. 145 НК РФ).

Не платят НДС при импорте лишь граждане, которые ввозят товары для личных нужд и целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Другое дело, что есть случаи, когда ввозимые товары налогом не облагаются. В частности, платить НДС не придется, если ввозят товары:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденные от налогообложения. Их перечень приведен в статье 150Налогового кодекса РФ. Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях;
– при передаче в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, пунктах 13 и 25 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзеподпункте 3 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса РФ.

Внимание: чтобы проверить, облагается ввезенный товар НДС или нет, ориентируйтесь строго на статью 150 Налогового кодекса РФ. Применять статью 149 в данном случае неправильно.

Дело в том, что некоторые товары, которые не облагаются налогом при продаже в России – то есть те, что названы в статье 149Налогового кодекса РФ, – могут облагаться НДС при ввозе. То есть верно определить, платить НДС с ввезенного товара или нет, можно только по статье 150 Налогового кодекса РФ.

Например, лом и отходы черных металлов поименованы в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но не названы в статье 150 того же кодекса. Поэтому при ввозе таких товаров в Россию НДС нужно заплатить. А при продаже – нет. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 18 сентября 2014 г. № ГД-18-3/1260.

<…>

Как платить налог

При импорте товаров на территорию России НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран – участниц Таможенного союза (п. 4 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Но если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) покупатели платят налог на таможне, то при импорте из Таможенного союза НДС надо перечислить в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзеп. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Перечислять НДС через инспекцию нужно:

<…>

Ставка НДС

Ставку НДС для ввезенных товаров надо определять по общим российским правилам (п. 17 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть либо 10, либо 18процентов – зависит от вида ввозимой продукции (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Дата определения налоговой базы

Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключение – импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Расчет НДС

Сумму НДС, которую нужно заплатить в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

Сумма НДС = Стоимость импортируемых товаров + Акцизы (по подакцизным товарам) * Ставка НДС (10% или 18%)

Стоимость импортируемых товаров
1. Договор купли-продажи. При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, которые изготовлены по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом расходы на транспортировку товаров налоговую базу по НДС не увеличивают, если только они не включены в стоимость импортируемых товаров. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзеписьма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281. Несмотря на то что в письме Минфина сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, эти разъяснения можно применять и в настоящее время.

2. Товарообменный (бартерный) договор и договор товарного кредита (займа). Стоимостью товаров является стоимость, указанная в перечисленных договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.

3. Договор переработки сырья. При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

4. Договор лизинга. При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как часть стоимости предмета лизинга, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы. При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.

Об этом сказано в пунктах 14 и 15 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Стоимость в иностранной валюте

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговую базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Пример, как отразить в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. * 18% = 126 144 руб.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Пример, как отразить в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки – 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

– 15 августа – 51,0000 руб./USD;

– 19 августа – 50,0000 руб./USD.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 1 122 000 руб. (22 000 USD * 51,0000 руб./USD) – принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
– 1 100 000 руб. (22 000 USD * 50,0000 руб./USD) – оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
– 22 000 руб. (1 122 000 руб. – 1 100 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 201 960 руб. (1 122 000 руб. * 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 201 960 руб. – перечислен НДС со стоимости импортного товара.

В какой срок платить налог

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союзанужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором:

Об этом говорится в пункте 19 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Как отчитаться

В срок, который установлен для уплаты налога с ввезенного товара, покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию. Такой порядок предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

К декларации необходимо приложить следующие документы:

Об этом сказано в пункте 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден ФНС России. Поэтому можете передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде. Удобнее всего отсканировать документы и отправить через сервис Система Главбух Отчеты (подраздел «Письма»).

Какие документы подавать при импорте по договору лизинга

Если организация приобрела товары по договору лизинга, то при первой уплате НДС организация прилагает к декларации полный пакет перечисленных документов. При последующих выплатах будет достаточно только банковской выписки, подтверждающей уплату НДС, и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление приложите в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.

Такой порядок следует из положений абзаца 3 подпункта 8 пункта 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Уточненное заявление

Бывает, что организация допустила ошибки в изначальном заявлении. Или после ввоза вернула продавцу часть товаров (абз. 5 п. 23 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). В таких случаях нужно подать уточненное заявление взамен ранее представленного. Заявление представьте в инспекцию:
– на бумаге (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
– в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.

Если, уточняя заявление, приходится корректировать какие-то показатели (стоимость товаров, сумму налога к уплате), то вместе с заявлением нужно подать уточненную специальную декларацию. Если же правки на итоги в отчетности не повлияли, то уточненную декларацию подавать не придется.

Кроме того, к уточненному заявлению нужно приложить пакет тех документов, которые с первоначальным заявлением не подавали.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Ситуация: какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт импорта товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза. Товары доставляет их поставщик (иностранная организация)

Используйте транспортные (товаросопроводительные) документы, которые предусмотрены национальным законодательством страны – участницы Таможенного союза и подтверждают перемещение товаров в Россию (подп. 3 п. 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Допустим, импортируете товары из Республики Беларусь. Тогда в налоговую инспекцию можно передать документы, составленные по образцам из приложения к письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 мая 2010 г. № 8-2-7/2255. Формы зависят от способа перевозки в Россию.

Автомобильным транспортом. В качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа можно использовать CMR-накладную. Ее составляют в соответствии с инструкцией, которая утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 11. К этому документу дополнительно приложите товарную накладную ТН-2, форма которой утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192.

Воздушным транспортом. Подтверждающим транспортным (товаросопроводительным) документом может служить авиационная накладная (Air Waybill-AWB). Ее оформляют в соответствии с требованиями Варшавской конвенции от 12 октября 1929 г.

Железнодорожным транспортом. Подтверждающим транспортным (товаросопроводительным) документом могут быть накладные СМГС, формы которых приведены в приложениях 12.1–12.5 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Это следует из письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 мая 2010 г. № 8-2-7/2255 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29 июня 2010 г. № ШС-37-3/5424).

<…>

Как подтвердить уплату НДС

Получив от вашей организации необходимый пакет документов, инспекция обязана их проверить в течение 10 рабочих дней. Тем самым она подтвердит факт уплаты НДС при импорте (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). А это нужно, чтобы в дальнейшем:

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме вы подавали заявление. Он прописан в пункте 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года.

Заявление на бумаге

Получив бумажное заявление, инспекторы проставят в нем в разделе 2 отметку о ввозе товаров. Эта отметка и будет подтверждать, что импортер заплатил налог. Проверьте, чтобы в отметке были следующие сведения:

Отметку должны проставить на всех четырех экземплярах заявления, поданных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает импортеру.

Заявление в электронном виде

Если заявление вы отправляли в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью, то подтверждение уплаты НДС налоговая инспекция должна прислать вам также в электронном виде.

Уплату НДС не подтвердили

Инспекция может и не подтвердить, что импортер заплатил НДС. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов. Или при проверке инспекция обнаружит, что сведения, указанные в заявлении о ввозе товаров, не совпадают с теми, что приведены в других документах, которые передал импортер.

В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция направит в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении напишут причину отказа (выявленные несоответствия) и предложат устранить их. Вместе с уведомлением инспекция вернет и три экземпляра заявления.

Устранив несоответствия, придется вновь заполнять и подавать в инспекцию заявление о ввозе товаров. Опять же на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.

Причиной отказа стал неполный комплект документов? Тогда к изначальному заявлению приложите недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030.

Что будет, если не заплатить НДС и не отчитаться

Если организация не платит или несвоевременно платит НДС, а также не сдает декларации при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, инспекция по местонахождению организации вправе:

Об этом сказано в пункте 22 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Вычет НДС

Сумму НДС, которую организация на ОСНО заплатила при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, можно принять к вычету. Так предусмотрено пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

НДС по ввезенным товарам нельзя принять к вычету, если организация:

Если не имеете права принять НДС к вычету, учитывайте НДС в стоимости ввезенных товаров.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как получить вычет по НДС, уплаченному при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Условия для вычета

Сумму НДС, уплаченную при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организация может принять к вычету в порядке, предусмотренном главой 21Налогового кодекса РФ (п. 26 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). При этом должны быть выполнены следующие условия:

Такие условия вычета установлены пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Подробнее см. Когда входной НДС можно принять к вычету.

<…>

Подтверждающие документы

Документами, подтверждающими уплату НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, являются заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции или решение налоговой инспекции о зачете переплаты по федеральным налогам в счет уплаты НДС при импорте.

Кроме того, для подтверждения права на вычет НДС у российской организации-импортера должны быть документы, перечисленные в пункте 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Реквизиты заявления (номер и дату) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговой инспекции укажите в графе 3 книги покупок (подп. «е» п. 6раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А номер и дату платежного поручения, подтверждающего уплату НДС, – в графе 7 книги покупок (подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). При этом импортер должен обеспечить хранение заявлений и платежных документов, подтверждающих уплату налога вместе с полученными счетами-фактурами. Об этом сказано в пункте 15раздела II приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Сроки принятия НДС к вычету

НДС по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, можно принять к вычету не ранее того налогового периода, в котором были выполнены следующие условия:

Такой порядок следует из положений пункта 26 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, абзацев 23 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 2 июля 2015 г. № 03-07-13/1/38180.

<…>

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как оформить паспорт сделки

<…>

Когда оформляется паспорт сделки

Паспорт сделки оформите, если одновременно выполняются следующие условия:

Такие условия содержатся в пунктах 5.15.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

Оформлять паспорт сделки не придется, если общая сумма контракта или кредитного договора в эквиваленте менее 50 000 долл. США. Чтобы определить, соответствует ли сделка данному условию, возьмите курс иностранных валют к рублю, установленный Банком России на дату заключения, изменения и дополнения контракта (кредитного договора). Сначала переведите сумму, указанную в контракте (кредитном договоре), в рубли, затем – в доллары США. Это следует из пункта 5.2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

В письмах Банка России даны дополнительные разъяснения, когда нет необходимости составлять паспорт сделки. Например:

<…>

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие валютные операции могут проводить российские организации

<…>

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен вчасти 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Ответственность на непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений об изменении реквизитов банковских счетов

Если не подать (вовремя не подать) сведения о зарубежных банковских счетах, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Когда уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов подано с нарушением срока или формы, оштрафуют на такие суммы:

Если вовсе не подать уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, Росфиннадзор может оштрафовать:

Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в части 5 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами. В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установленчастью 6.1 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и представлен в таблице.

Российская организация обязана представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении средств по зарубежным счетам. Это нужно делать ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. По каждому счету представьте отчет в двух экземплярах. К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам

Если организация нарушит сроки подачи отчетов о движении средств по зарубежным счетам, ей грозит административная ответственность.

Росфиннадзор оштрафует:
– организацию – на 40 000–50 000 руб.;
– руководителя и главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

За повторное нарушение сумма штрафа составит:
– для организации – от 400 000 до 600 000 руб.;
– для руководителя и главного бухгалтера – от 30 000 до 40 000 руб.

Это предусмотрено частями 6 и 6.5 статьи 15.25, статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 1 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

<…>

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если организация нарушит порядок их сдачи в банк, Росфиннадзор ее оштрафует.

Штраф за нарушенные сроки подачи отчетов зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

Когда же организация сдаст справки с нарушением установленного порядка, Росфиннадзор оштрафует:

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

Репатриация валютной выручки

В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:

Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.

Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки

Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Это следует из частей 4 и 5 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.

<…>

  1. Из рекомендации
    • с товаров, которые изготовлены в странах – участницах Таможенного союза и ввозятся в Россию,
    • с товаров, которые изготовлены в других странах и выпущены в свободное обращение на территории Таможенного союза.
    • товары были приняты к учету;
    • наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).
    • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года. Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России.
    • выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза;
    • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран – участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
    • счета-фактуры на отгрузку товаров (либо другой документ, если выписка счета-фактуры не предусмотрена национальным законодательством продавца);
    • договор, на основании которого товар ввозится в Россию (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
    • информационное сообщение поставщика о том, у кого были приобретены товары. Это нужно, когда товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в том числе не являющегося участником Таможенного союза. Такое сообщение можно не представлять, только если все необходимые сведения есть в договоре (контракте) на импорт. В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о первичном продавце: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если тот, у кого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно приводят аналогичные сведения о собственнике. Сообщение должен подписать руководитель организации-продавца и заверить печатью. Если сообщение на иностранном языке, обязательно нужен перевод на русский язык;
    • договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
    • договор (контракт), в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).
    • сумма НДС, начисленная и уплаченная организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
    • подпись, фамилия, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дата завершения им проверки;
    • подпись, фамилия и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дата проставления отметки и гербовая печать инспекции.
    • освобождена от обязанностей плательщика НДС или не является плательщиком НДС (применяет спецрежим),
    • планирует использовать ввезенные товары в операциях, местом реализации которых не признается Россия,
    • планирует использовать ввезенные товары в операциях, которые освобождены от НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ или не признаются реализацией по статье 146 Налогового кодекса РФ.
  2. Из рекомендации
    • товары приобретены для операций, облагаемых НДС;
    • товары приняты к учету (оприходованы на баланс организации);
    • факт уплаты НДС подтвержден первичными документами.
    • товары приняты к учету;
    • сумма НДС перечислена в бюджет;
    • у организации есть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции;
    • сумма НДС отражена в специальной декларации по косвенным налогам.
  3. Из рекомендации
    • организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
    • расчеты (переводы) по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте;
    • между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита);
    • сумма контракта или кредитного договора равна или превышает эквивалент 50 000 долл. США.
  4. Из рекомендации
    • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
    • операции с нерезидентами.
    • организацию – на 50 000–100 000 руб.;
    • руководителя организации, главного бухгалтера – на 5000–10 000 руб.
    • руководителя организации, главного бухгалтера – на 40 000–50 000 руб.;
    • организацию – на 800 000–1 000 000 руб.
    • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
    • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.
    • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
    • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.
    • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
    • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.
    • организацию – на 40 000–50 000 руб.;
    • руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.
    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
    • возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.
    • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
    • исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.
    • если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФна срок свыше двух лет;
    • если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
    • если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
    • если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
    • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
    • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
    • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
    • по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.
    • 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
    • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.
    • от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
    • или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.
    • сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
    • нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
    • будут использованы подложные документы;
    • операции проводятся через фирмы-однодневки.
    • предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
    • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
    • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.
  5. Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве», № 4, апрель 2009
    Приобретаем и выращиваем многолетние насаждения

<…>

Приобретение посадочного материала...

Для начала рассмотрим порядок учета операций по приобретению саженцев для закладки многолетних насаждений. Он зависит от того, где закуплены активы.

...в Российской Федерации

<…>

...за рубежом

Если саженцы и иной посадочный материал импортируется, необходимо также учесть требования таможенного и валютного законодательства, а в бухгалтерском учете руководствоваться нормами ПБУ 3/2006.

<…>

Кроме того, при ввозе следует также уплачивать НДС. Причем делать это должны и сельхозорганизации на спецрежимах.

В случае если сельхозпредприятие применяет общий режим, оно вправе предъявить НДС, уплаченный на таможне, к вычету. Причем сделать это можно сразу после оприходования саженцев, не дожидаясь ввода многолетних насаждений в эксплуатацию. С этим соглашаются и судьи (см.постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 июня 2006 г. № Ф08-2797/2006-1173А).

Если же организация применяет спецрежим, она должна уплатить «таможенный» налог на добавленную стоимость, но предъявлять его к вычету она не вправе.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка