Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

2017: Листки нетрудоспособности станут электронными

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 декабря 2015 336 просмотров

В нашей организации числятся несколько легковых авто и спецтехника. Медицинский работник, механик в штате организации отсутствуют - отметку на путевых листах о предрейсовых осмотрах не ставим. Договора на проведение медосмотра нет. Машины используются для управленческих нужд (для топ-менеджеров), а спецтехника не выезжает за пределы территории. Как обосновать отсутствие предрейсовых медосмотров?

Организации, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). В целях безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона о безопасности дорожного движения все сотрудники, которые управляют автомобилем или спецтехникой обязаны проходить предрейсовые медосмотры. В тоже время имеется положительная судебная практика.

Большинство судов считают, что медосмотр необходим только водителям специализированных организаций, которые осуществляют перевозки, а обычные фирмы и бизнесмены не подчиняются этим требованиям (постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 № А36-706/2009 и от 28.07.2009 № А36-3582/2008). Так же в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 № А56-78601/2012 суд в отношении аналогичной ситуации указал, что обязанность по организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом. Поскольку в штате организации отсутствовали водители, проводить их организация не обязана. Но есть и такие, которые полагают, что независимо от рода деятельности и численности работников проводить медосмотр водителя обязаны все компании (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2008 № Ф04-6445/2008 (14518-А75-6)).

Если Вы посчитаете, что аргументы, приведенные в пользу Вашей позиции, недостаточны, более безопасно будет следовать официальной позиции

Обоснование

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.

Организации, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Внимание: за нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.

Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:

  • для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.

Из статьи журнала «Упрощенка» № 6, Июнь 2013

Какие действия помогут вам грамотно списывать стоимость ГСМ

Таблица 1 Обязательные реквизиты путевого листа

Реквизиты Как правильно заполнить
Наименование и номер В наименовании укажите тип транспортного средства (например, путевой лист грузового автомобиля). В шапке путевого листа поставьте печать (штамп) организации или предпринимателя
Срок действия Это может быть один день или другой срок, но не более месяца. В последнем случае ставьте дату начала и окончания срока
Сведения о собственнике транспортного средства Для организации укажите наименование, организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона. Для предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона
Сведенияо транспортном средстве Впишите тип транспортного средства (легковой, грузовой, автобус и др.), госрегзнак, показания спидометра при въезде в гараж и выезде из него, дату и время выезда транспорта с места постоянной стоянки и заезда на нее
Сведенияо водителе Поставьте фамилию и инициалы водителя. Еще приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 требует, чтобы здесь была отметка медработника о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медосмотров. Однако для небольших фирм и предпринимателей данное правило невыполнимо. Так как зачастую они не имеют медицинских работников в штате.
Мнения же судей по этому поводу разделились. Большинство из них считают, что медосмотр необходим только водителям специализированных организаций, которые осуществляют перевозки, а обычные фирмы и бизнесмены не подчиняются этим требованиям (постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 № А36-706/2009 и от 28.07.2009 № А36-3582/2008).
Но есть и такие, которые полагают, что независимо от рода деятельности и численности работников проводить медосмотр водителя обязаны все компании (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2008 № Ф04-6445/2008 (14518-А75-6)).
Поэтому, если в случае спора вы не готовы отстаивать свое мнение в суде, оформите договор подряда с медицинским работником или примите его в штат внешним совместителем, он будет проводить медосмотры водителей

На заметку

Чтобы получить деньги под отчет, водителю нужно подать заявление на имя руководителя.

Выдачу наличных денег отразите проводкой:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

— выданы под отчет денежные средства для покупки ГСМ.

В течение трех дней после окончания срока, на который получены деньги под отчет, водитель должен отчитаться о произведенных расходах. Для этого в бухгалтерию он подает авансовый отчет (форма № АО-1) и прикладывает к нему чеки с указанием даты покупки топлива, количества, стоимости и марки ГСМ.

Рисунок 1 Образец путевого листа

Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно» № 4, Апрель 2014

Как организовать предрейсовые медосмотры

Обязателен ли медосмотр водителю погрузчика?

Нужно ли проходить предрейсовый медосмотр водителю погрузчика, ведь он не автомобилем управляет?

Олег СТАРОСТИН, инженер по охране труда (Воронеж)

Да, водитель погрузчика должен проходить такой осмотр. Предрейсовые осмотры положены не только водителям автомобилей, но и всем, кто управляет транспортными средствами.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка