Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Нашли в 6-НДФЛ ошибки по зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 декабря 2015 8 просмотров

1.Организация оплатила "Средства для обеспечения участия в открытых аукционах в электронной форме на виртуальный счет", как правильно отразить эти расходы в бух. и налоговом учете и на основании каких документов?2. Организация оплатила "Средства для проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах", как правильно отразить эти расходы в бух. и налоговом учете и на основании каких документов?

Средства, внесенные в качестве обеспечения, для целей налогового учета не принимаются до момента определения результатов торгов.

В бухгалтерском учете денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, учитываются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисление и возврат обеспечения отражается следующими записями:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – перечислено обеспечение заявки;

ДЕБЕТ 009 – отражена сумма выданного обеспечения;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 – возвращена сумма обеспечения;

КРЕДИТ 009 – списана сумма обеспечения.

При получении от оператора электронной площадки акта и счета-фактуры на сумму удержанной комиссии составляются проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 – отражена сумма комиссии без учета сумм налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 – выделен НДС по комиссии. *

Обоснование

Из рекомендации

Из статьи журнала «Учет в производстве» № 4, Апрель 2013

Компания участвует в госпоставках

* Письмо Минфина России от 11 февраля 2013 г. № 03-01-18/3233.

Особые условия не применяются

Возможность участия организаций в госпоставках определена Федеральными законами от 21 июля 2005 г. № 94ФЗ, от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. По ряду операций цены в госконтрактах налоговиками не проверяются (п. 8–11 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ). В соответствии с письмом Минфина России от 11 февраля 2013 г. № 03-01-18/3233 перечень таких операций является исчерпывающим. И в нем нет упоминаний о госпоставках. Поэтому, если организация заключила госконтракт на поставку, цены могут быть проверены ФНС России на общих основаниях.

Как размещается заказ

Участником госпоставок может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы (ч. 1 ст. 8 Закона № 94-ФЗ). Она регистрируется на официальном сайте www.zakupki.?gov.?ru и определяет:

  • наименование предмета контракта;
  • его функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики;
  • объем закупки товаров;
  • ориентировочную цену контракта;
  • условия его финансового обеспечения, в том числе размер аванса;
  • график процедур закупки.

Если торги не проводятся, то предусмотрены два варианта размещения заказа:

  • у единственного поставщика, которому предлагается заключить контракт (ч. 1 ст. 55 Закона № 94-ФЗ);
  • путем запроса котировок, то есть сообщения информации о потребностях в товарах неограниченному кругу лиц. Она представлена на официальном сайте о проведении этой процедуры. Победителем признается тот, который предложил наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 42 Закона № 94-ФЗ).

Если проводятся торги

В этом случае организация может принять участие в конкурсе или аукционе.

Конкурс

Он может быть открытым или закрытым (ч. 2 ст. 20 Закона № 94-ФЗ).

Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ). Они оцениваются по следующим критериям товара:

  • качественные характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание;
  • сроки поставки и предоставления гарантии качества.

Аукцион

Согласно части 4 статьи 37 Закона № 94-ФЗ, аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта. Документация для аукциона разрабатывается заказчиком.

При этом определяются следующие сведения:

  • порядок, место, даты начала и окончания срока подачи и отзыва заявок на участие;
  • формы, порядок, даты начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений об аукционе;
  • начальная (максимальная) цена контракта и величина ее понижения;
  • место, день и время начала рассмотрения заявок и проведения аукциона;
  • срок, в течение которого победитель должен подписать проект контракта;
  • возможность заказчика изменить количество поставляемых товаров;
  • размер, срок и порядок предоставления обеспечения заявки и контракта.

Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (ч. 6 ст. 37 Закона № 94-ФЗ).

Аукцион в электронной форме

Его проведение обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в интернете. Для этого предусмотрена возможность получения сертификата электронной цифровой подписи в следующих удостоверяющих центрах:

  • ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов» (www.sberbank-ast.ru);
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.etp.roseltorg.ru);
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (www.etp.zakazrf.ru);
  • ЗАО «ММВБ – Информационные технологии» (www.etp-micex.ru);
  • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru).

Субъектам малого предпринимательства, размещающим заказ, не нужно подтверждать свой статус. Об этом сообщается в письме ФАС России от 17 августа 2010 г. № ИА/26792.

Размер обязательного денежного обеспечения заявки на участие не может быть менее чем 0,5 процента и не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Время начала проведения устанавливается оператором площадки. Победителем считается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта.

Как отразить операции

При участии в торгах возникают расходы:

  • на получение сертификата электронной цифровой подписи;
  • на аккредитацию и комиссию за операции на площадке.

В налоговом учете они относятся к прочим в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. Конкретный вид расхода может не быть предусмотрен Законом № 94-ФЗ.

Однако если он экономически оправдан и документально подтвержден, то его можно учесть при расчете налога на прибыль (письмо УФНС России по г. Москве от 30 августа 2006 г. № 09-14/076085).

Если торги проиграны, то расходы могут быть учтены в качестве внереализационных (письма Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7, УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557, ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961).

Однако если организация находится на упрощенной системе налогообложения, то расходы на участие в торгах нельзя учесть. Об этом чиновники напомнили в письмах Минфина России от 13 мая 2009 г. № 03-11-06/2/85, от 2 июля 2007 г. № 03-11-04/2/173.

Принимая участие в госпоставках, организация представляет один из следующих вариантов финансового обеспечения:

  • банковскую гарантию;
  • договор поручительства;
  • залог, в том числе в форме вклада или депозита.

При этом расходы на банковскую гарантию признаются в составе прочих (подп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). В то же время денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения, не включаются в состав расходов организации (п. 32 ст. 270 Налогового кодекса РФ). В свою очередь возвращенная сумма обеспечения в доход также не включается. В том числе если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (письма Минфина России от 10 декабря 2009 г. № 03-11-09/393, от 30 мая 2007 г. № 03-11-04/2/149). Не учитывается обеспечение и при расчете налога на добавленную стоимость.

В бухгалтерском учете денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, учитываются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисление и возврат обеспечения отражается следующими записями:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– перечислено обеспечение заявки;

ДЕБЕТ 009
– отражена сумма выданного обеспечения;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– возвращена сумма обеспечения;

КРЕДИТ 009
– списана сумма обеспечения.

При получении от оператора электронной площадки акта и счета-фактуры на сумму удержанной комиссии составляются проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76
– отражена сумма комиссии без учета сумм налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– выделен НДС по комиссии. *

Сложные вопросы решит суд

Цены в договорах на госпоставку не относятся к числу регулируемых государством. Стоимость заказа может измениться в сторону уменьшения, если участник предложит лучшие по сравнению с другими условия (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. № А72-2978/2011). В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Но в случае с госпоставками выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2011 г. № А33-293/2011 указывается, что процедура на понижение цены контракта не является конкурсом либо аукционом в смысле статей 447–449 части первой Гражданского кодекса РФ. Но в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2011 г. № А33-475/2011 аукцион на понижение цены признан правомерным. Судьи определили, что целью торгов является экономия заказчиком собственных средств. Поэтому договор заключается на максимально выгодных для него условиях.

Сложным вопросом является и объективность выбора победителя. 7 мая 2012 года в Госдуму был внесен законопроект №68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – Законопроект № 68702-6). В случае его принятия он заменит Закон № 94-ФЗ. В Законопроекте №68702-6 устанавливаются новые требования к описанию объекта закупок, обоснованию начальной цены, обеспечению заявки ее оценки. Сфера его действия будет распространяться на все способы заключения государственных и муниципальных контрактов. В Законе № 94-ФЗ одним из проблемных вопросов является также финансовое обеспечение. Дело в том, что компаниям приходится предоставлять обеспечение в виде денежных средств, извлекаемых из их оборота. ФАС России считает, что по торгам с 23 июля 2012 года обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может (письмо ФАС России от 30 июля 2012 г. № ИА/24213).

В судебной практике встречаются и дела, когда оспариваются результаты конкурса или аукциона или заключение контракта. По одному из таких дел судьи признали отсутствие оснований для признания договора недействительным (определение ВАС РФ от 27 июня 2012 г. № ВАС-7761/12). Аналогичный вывод сделан в определении ВАС РФ от 25 июня 2012 г. № ВАС-7634/12 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2012 г. № 09АП-22437/2012ГК. Однако имеются и противоположные решения (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2012 г. № 18АП-11137/2012).

Важно запомнить
При участии в государственных поставках возникают расходы на электронную цифровую подпись, аккредитацию на площадке, комиссию оператору. Кроме того, перечисленная на депозит сумма обеспечения контракта приводит к изъятию средств из оборота компании. Поэтому требуется четко планировать свои действия не только в организационном, но и в финансовом плане.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка