Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
17 декабря 2015 324 просмотра

В с 2008 года по 2010 год для строительства объекта ОС выполнялись следующие виды работ- это межевание земельного участка, разработка проекта санитарно-защитной зоны, составление проекта бурения скважин для технической воды, техническое заключение, экспертиза документации по геологическому изучению недр и др. Строительство объекта не проводилось. В 2015 году комиссией при инвентаризации затрат по счету 08.03 было принято решение списать данные затраты с учета, так как строительства объекта не будет проводиться.Вопросы: 1. Какими проводками отразить данную операцию в БУ и НУ?. 2. Эти затраты мы не принимаем в НУ на основании статьи 270 НК РФ? 3. Нужно ли нам восстанавливать НДС? (расходы 2008-2010 год.).

1) НДС. Вопрос о восстановлении НДС в вашей ситуации является спорным. Если вы не готовы спорить с налоговой инспекцией, то восстановите НДС. В противном случае спор может дойти до суда. Однако большинство судов признает требование о восстановлении НДС незаконным. Подробнее об этом читайте в нижеследующей подборке.

2) Налог на прибыль. Любые «налоговые» расходы должны быть:

- экономически обоснованными;

- документально подтвержденными;

- связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.

Поэтому признать при налогообложении расходы на указанные в вопросе работы можно, если вы сможете подтвердить экономическую обоснованность таких расходов. Ведь степень экономической обоснованности организация определяет самостоятельно. Например, в одном из писем налоговая служба согласна с признанием аналогичных расходов при наличии документов, подтверждающих, что у организации было намерение начать новое производство (начать деятельность с использованием объекта ОС). Это письмо, а также критерии обоснованности расходов приведены в нижеследующей подборке.

Сумму восстановленного НДС Минфин России разрешает учесть в расходах при налогообложении прибыли.

3) Бухгалтерский учет. Стоимость указанных в вопросе работ нужно списать на прочие расходы. Проводки будут такие:

- Дебет 91-2 Кредит 08 – списана стоимость вложений во внеоборотный актив;

- Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» - восстановлен НДС со стоимости работ;

- Дебет 91-2 Кредит 19 – включен в прочие расходы восстановленный НДС.

В подборке приведена рекомендация по учету ликвидации незавершенного строительства, но проводки в вашей ситуации будут такие же.

Обоснование

1. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях нужно восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету

Общие требования

Организация-покупатель (заказчик) обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету:

1) при передаче имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал. Это же правило относится к вкладам по договору инвестиционного товарищества, паевым взносам в фонды кооперативов, а также передаче недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации;

2) перед началом использования освобождения от уплаты НДС;

3) в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, изначально приобретенных для операций, облагаемых НДС, а затем использованных:

Исключения из этого правила (когда восстанавливать НДС не нужно):

  • передача имущества или имущественных прав правопреемнику при реорганизации. Исключение действует, если правопреемник является плательщиком НДС. Если правопреемник применяет специальные налоговые режимы, НДС, принятый к вычету реорганизованной организацией, должен быть восстановлен;
  • передача имущества участнику договора простого или инвестиционного товарищества (его правопреемнику), если происходит выдел его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздел такого имущества;
  • выполнение работ (оказание услуг) за пределами России российскими авиационными предприятиями в рамках миротворческой и гуманитарной деятельности.

4) при переходе с общей системы налогообложения на упрощенку, уплату ЕНВД. При переходе на уплату ЕСХН восстанавливать НДС не нужно;

5) при получении товаров (работ, услуг), в счет поставки которых был уплачен аванс, а также при возврате аванса поставщиком (исполнителем);

6) при уменьшении стоимости или количества полученных товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в результате снижения цены продавцом (исполнителем);

7) при получении из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров в Россию и на территории, которые находятся под ее юрисдикцией.

Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

О порядке восстановления НДС в перечисленных ситуациях см. Как восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету.

<…>

2. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 3, февраля 2013
При ликвидации недостроя компаниям удается отстоять расходы по налогу на прибыль и вычет по НДС

<…>

Несмотря на то что суды поддерживают компании, налоговики продолжают настаивать, что НДС по уничтожаемому недострою нужно восстановить

Первоочередная сложность, с которой может столкнуться компания при ликвидации недостроя, — это необходимость восстановления НДС, ранее принятого к вычету по расходам на такой объект. В целом и Минфин России, и налоговые органы придерживаются мнения, что при выбытии имущества по причинам, не связанным с реализацией, НДС по нему необходимо вернуть в бюджет (письма Минфина России от 05.07.11 № 03-03-06/1/397 и от 05.07.12 № 03-07-13/01-38, ФНС России от 20.11.07 № ШТ-6-03/899@). Конкретно по ситуации с ликвидацией объекта незавершенного строительства такой вывод содержится в письме Минфина России от 07.02.08 № 03-03-06/1/86 (см. врезку ниже).

По мнению инспекторов на местах, раз ликвидация предполагает, что объект не будет использоваться в облагаемых НДС операциях, значит, не соблюдается основное условие для вычета этого налога (п. 2 ст. 171 НК РФ). Следовательно, «входной» налог необходимо восстановить.

Однако большинство судов признает неправомерным требование налоговиков восстановить НДС по ликвидированным объектам незавершенного строительства (решение ВАС РФ от 23.10.06 № 10652/06 и постановление ФАС Уральского округа от 02.11.12 № Ф09-10265/12). Арбитры указывают, что в пункте 3 статьи 170 НК РФ перечислены конкретные случаи, в которых НДС подлежит восстановлению. Перечень таких случаев является закрытым, и ликвидация недостроенных объектов в нем не указана (постановления ФАС Московского от 31.08.12 № А41-15463/11, Центрального от 16.01.12 № А08-10185/2009-1, Дальневосточного от 02.11.11 № Ф03-4834/2011 и Западно-Сибирского от 14.06.11 № А03-7972/2010 округов).

Если же организация во избежание судебных споров все-таки восстановит НДС по ликвидированным основным средствам, такие суммы она вправе учесть в расходах при исчислении налога на прибыль (письма Минфина России от 29.01.09 №03-07-11/22 и от 07.12.07 № 03-07-11/617). По мнению автора, этими разъяснениями можно руководствоваться и при ликвидации объектов незавершенного строительства.

Есть шанс принять к вычету НДС по расходам на ликвидацию недостроя, если убедительно обосновать, что снос важен для будущих операций, облагаемых НДС

Исходя из того, что основное средство и незавершенное строительство — два разных понятия, Минфин России считает, что НДС по расходам на ликвидацию последнего к вычету не принимается

До 1 октября 2011 года1 в главе 21 НК РФ отсутствовали нормы о возможности вычета НДС по расходам на ликвидацию имущества. В связи с этим Минфин России отказывал налогоплательщикам в вычете налога по подобным расходам, аргументируя это тем, что ликвидация объекта незавершенного капитального строительства не является объектом налогообложения (например, письмо от 24.03.08 № 03-07-11/106). Причем суммы НДС, по мнению финансового ведомства, также не включаются и в налоговые расходы организации (письмо от 12.01.12 № 03-07-10/01).

С 1 октября 2011 года действует норма, в соответствии с которой вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при ликвидации основных средств (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ). Исходя из того, что основное средство и незавершенное строительство — это два разных понятия и вида объектов, Минфин России по-прежнему считает, что НДС по расходам на ликвидацию именно объектов незавершенного строительства к вычету не принимается (письмо от 12.01.12 № 03-07-10/01).

В этой ситуации суды принимают противоположные решения. Так, есть выводы как в пользу налогоплательщика, разрешающие вычет (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.12 № А41-45980/11), так и в пользу налоговиков о недопустимости вычета (постановление ФАС Волго-Вятского округа от12.03.12 №А11-706/2011).

<…>

Несмотря на неоднозначность арбитражной практики, по мнению автора, у организации есть шансы выиграть суд. Дело в том, что в постановлении Десятого ААС от 15.05.12 № А41-45980/11 озвучен такой аргумент в пользу правомерности вычета НДС: использование объекта незавершенного строительства в хозяйственной деятельности имеет комплексный характер и включает в себя его эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости и его ликвидацию для обеспечения создания (возведения) на его месте нового объекта, используемого для осуществления операций, облагаемых НДС. Аналогичного подхода можно ожидать и от других судов.

Большинство судов признает неправомерным требование налоговиков восстановить НДС по ликвидированным объектам незавершенного строительства

В связи с этим важно убедительно обосновать производственную необходимость ликвидации объекта незавершенного строительства. От этого будет зависеть решение суда.

Так, в одном из дел ФАС Центрального округа отказал предпринимателю в вычете НДС по расходам на ликвидацию основных средств (промышленных зданий), поскольку ликвидированные объекты не использовались в предпринимательской деятельности. А операции по последовавшей затем реализации земельных участков не признаются объектом обложения НДС. При этом факт реализации и использования в производстве полученных в результате ликвидации материалов не был принят судом в качестве доказательства связи расходов на ликвидацию с облагаемыми НДС операциями. Самостоятельной деловой целью предпринимателя, констатировал суд, был именно демонтаж зданий и последующая продажа земельного участка, на котором были они расположены, а не использование строительных материалов для операций, признаваемых объектом обложения НДС (постановление от 04.04.11 № А54-2276/2010).

Таким образом, факт необходимости осуществления операции по уничтожению имущества для будущих облагаемых НДС операций суд, скорее всего, будет расценивать в совокупности с другими обстоятельствами. В частности, организация может указать, что снос недостроя осуществляется с целью запланированной постройки производственного здания.

Перечень расходов на ликвидацию является открытым и включает в себя в том числе расходы на охрану недр

Как правило, включение во внереализационные расходы затрат на ликвидацию проблем у компаний не вызывает. Список таких расходов открытый, поэтому позволяет учесть практически любые работы, связанные с ликвидацией недостроя, например перемещение (транспортировку) полученного при ликвидации имущества, а также расходы по охране недр.

Под расходами на охрану недр и аналогичными им расходами имеются в виду затраты на предотвращение (устранение) ущерба недрам и другим элементам окружающей среды, нанесенного в ходе ликвидации объекта незавершенного строительства.

Важно не путать такие затраты с природоохранными материальными расходами (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ), а также с расходами на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов при разработке месторождений (п. 1 ст. 261 НК РФ), и конкретно — при ликвидации скважин (п. 5 ст. 325 НК РФ)

Налоговики выступают против учета расходов на строительство ликвидированного недостроя, но суды разрешают их учесть в составе убытков

Расходы, связанные с ликвидацией, относятся к внереализационным и перечислены в подпункте 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ (см. врезку выше). Таковыми, например, являются расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества). При этом в составе расходов, перечисленных в указанной норме, отсутствуют затраты на само строительство недостроя.

На основании этого контролеры приходят к выводу, что подобные затраты не учитываются для целей налогообложения (письма Минфина России от 23.11.11 № 03-03-06/1/772 и УФНС России по г. Москве от 29.12.11 № 16-15/126138@).

Некоторые суды соглашаются с таким буквальным прочтением норм НК РФ и отказывают компаниям в признании спорных затрат (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.11 № А56-60650/2010, оставлено в силе определением ВАС РФ от 10.01.12 № ВАС-16900/11). Арбитры указывают, что на момент принятия решения о ликвидации объект недостроя не завершен, не введен в эксплуатацию и не принят к учету в качестве основных средств. Следовательно, нет оснований полагать, что затраты по созданию объекта произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому стоимость незавершенного строительства в составе расходов не учитывается.

Однако есть решения в пользу налогоплательщиков (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.10 № А38-7141/2009, оставлено в силе определением ВАС РФ от 20.01.11 № ВАС-18063/10). Арбитры указывают, что расходы по возведению объекта незавершенного строительства были направлены на получение дохода от последующей его эксплуатации, то есть экономически оправданны. Потому могут учитываться при исчислении налога на прибыль на основании открытого списка внереализационных расходов и приравненных к ним убытков (подп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 265 НК РФ).

Минфин рассматривает ликвидацию недостроя как отдельно взятую операцию, которая, по сути, не порождает объекта обложения НДС. Суды же применяют комплексный подход — расходы по ликвидации в итоге могут считаться связанными с облагаемыми НДС операциями

Кроме того, ФАС Волго-Вятского округа указал, что запрет на отнесение спорных затрат к налоговым расходам ставит налогоплательщика в неравное положение с лицом, которое выводит основные средства из эксплуатации и имеет право на включение в расходы суммы недоначисленной амортизации (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). А это противоречит принципу равенства налогообложения, установленному в статье 3 НК РФ (постановление от 03.09.07 № А28-11054/2006-320/23). Однако, по мнению автора, подобная аргументация по аналогии нарушает принцип однозначной определенности норм налогового законодательства.

<…>

3. Из ПИСЬМА УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ от 12.11.2009 № 16-15/118613.1

<…>

Вопрос: Компания понесла расходы на оплату аренды, услуг связи, ремонтных работ, приобретение оборудования, канцелярских товаров и мебели. Данные затраты были произведены в рамках вложений в организацию нового производства, которое в виду тяжелого финансового положения компании было закрыто. Учитываются ли в целях налогообложения прибыли указанные расходы?

<…>

«условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются их экономическая обоснованность, наличие соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов.

Если организация имеет документы, подтверждающие ее намерение начать новое производство, то они могут служить подтверждением расходов в целях налогообложения прибыли.»

<…>

4. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить на налоге на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

<…>

5. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете ликвидацию объекта незавершенного строительства

Стоимость капитальных вложений спишите в прочие расходы. Отражать и оформлять ликвидацию основного средства не нужно.

Ведь имущество еще не было учтено в составе основных фондов на счете 01 «Основные средства». Поэтому создавать комиссию, оформлять акт о списании основного средства и вносить записи в инвентарную карточку не нужно.

Затраты на строительство объекта учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Независимо от причины выбытия объекта незавершенного строительства эту операцию отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 08
– списана фактическая стоимость незавершенного строительства.

Все операции надо подтверждать оправдательными документами. Такое требование установлено в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Специальных унифицированных форм по списанию объектов незавершенного строительства нет. Поэтому акт составьте в произвольной форме с учетом требований, установленных частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. За основу можно взять формы, используемые при ликвидации, продаже и безвозмездной передаче основного средства.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка