Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 декабря 2015 207 просмотров

Здравствуйте! Нужно заключить договор с украинской организацией. Расчеты через банк. Какие документы нужно предварительно оформить? ВЭД? Налоговые последствия

Для целей применения норм Закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Но данный закон применяется в исключительных случаях. В статье 1 Закона сказано, что экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

В другом Законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сказано, что внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

При этом нормы Закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ не обязывают участника внешнеторговой деятельности регистрироваться в таком статусе. Такое требование было раньше.

Если стороны заключают контракт на сумму 50 000 дол США и больше, что резидент обязан в уполномоченном банке открыть паспорт сделки.

Таким образом, никаких предварительны действий до заключения международного контракта делать не нужно.

Заключение контракта не приводит к дополнительным налоговым последствиям до момента осуществления самих операций.

Обоснование

1. Из рекомендации Какие валютные операции могут проводить российские организации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие валютные операции могут проводить российские организации

Все валютные операции можно условно разделить на две группы:

  • запрещенные;
  • разрешенные.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Запрещенные валютные операции

По законодательству запрещено проводить валютные операции с резидентами (ч. 1 ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Это означает, что российская организация не вправе:

  • продавать иностранную валюту резиденту;
  • приобретать иностранную валюту у резидента;
  • использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.

Такой порядок установлен подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения.

Ответственность за совершение незаконных валютных операций

За незаконные валютные операции грозит административная ответственность. Незаконными считаются запрещенные валютные операции. За их совершение Росфиннадзор может оштрафовать организацию, руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составляет от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Это следует из части 1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Ситуация: могут ли организацию оштрафовать налоговая инспекция или таможня за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Нет, не могут.

Привлекать к ответственности за нарушения валютного законодательства могут только органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ). Налоговые инспекции и таможня отнесены к агентам валютного контроля (ч. 3 ст. 22 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Они вправе проводить проверки, запрашивать документы и информацию по валютным операциям, однако штрафовать организации за нарушения валютного законодательства они не могут. Такой вывод следует из перечня прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, утвержденных частями 1 и 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Вместе с тем, налоговые инспекции и таможни вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. Если должностное лицо этих ведомств установит факт того, что организация не выполняет требования валютного законодательства, будет составлен протокол (ч. 1 ст. 28.1, п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Однако рассматривать дела об этих правонарушениях вправе только органы валютного контроля – Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77). Все необходимые документы и информацию агенты валютного контроля передают в Росфиннадзор в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 166, и Положением ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. № 308-П.

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Ответственность на непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений об изменении реквизитов банковских счетов

Если не подать (вовремя не подать) сведения о зарубежных банковских счетах, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Когда уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов подано с нарушением срока или формы, оштрафуют на такие суммы:

  • организацию – на 50 000–100 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 5000–10 000 руб.

Если вовсе не подать уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, Росфиннадзор может оштрафовать:

  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 40 000–50 000 руб.;
  • организацию – на 800 000–1 000 000 руб.

Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в части 5 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами. В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установлен частью 6.1 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и представлен в таблице.

Российская организация обязана представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении средств по зарубежным счетам. Это нужно делать ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. По каждому счету представьте отчет в двух экземплярах. К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам

Если организация нарушит сроки подачи отчетов о движении средств по зарубежным счетам, ей грозит административная ответственность.

Росфиннадзор оштрафует:
– организацию – на 40 000–50 000 руб.;
– руководителя и главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

За повторное нарушение сумма штрафа составит:
– для организации – от 400 000 до 600 000 руб.;
– для руководителя и главного бухгалтера – от 30 000 до 40 000 руб.

Это предусмотрено частями 6 и 6.5 статьи 15.25, статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если организация нарушит порядок их сдачи в банк, Росфиннадзор ее оштрафует.

Штраф за нарушенные сроки подачи отчетов зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.

Когда же организация сдаст справки с нарушением установленного порядка, Росфиннадзор оштрафует:

  • организацию – на 40 000–50 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

Репатриация валютной выручки

В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
  • возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
  • исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:

  • если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
  • если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:

  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.

Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки

Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:

  • 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
  • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Это следует из частей 4 и 5 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

  • от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

  • сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
  • нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
  • будут использованы подложные документы;
  • операции проводятся через фирмы-однодневки.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

  • предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
  • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
  • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.

2. Из справочной информации Перечень и порядок представления в уполномоченный банк документов по валютным операциям

Документ Порядок и сроки представления Основание
Паспорт сделки*

Оформляется, если:
– организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
– расчеты по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке, или через счета в банке-нерезиденте;
– сумма контракта (кредитного договора) равна или превышает в эквиваленте 50 000 долл. США на дату заключения либо на дату внесения последних изменений (если меняется сумма обязательств)

Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки

Пункты 5.1, 5.2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
Справка о валютных операциях* Сроки представления справки о валютных операциях:
при списании или получении резидентом валюты через свои счета в банке-нерезиденте – не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание или зачисление валюты; Пункты 2.6, 3.11, 11.10 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при полной уступке права требования (переходе прав к другому резиденту на основании закона или судебного акта) или полном переводе долга по контракту первым резидентом второму резиденту второй резидент при списании или получении валюты оформляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев; Пункты 2.3, 2.5, 3.8, 3.10, 12.2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при полной уступке права требования резидентом нерезиденту резидент при расчете с нерезидентом по договору полной уступки требования представляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев; Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, абзац 2 пункта 12.9 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И

если в расчетах в пользу нерезидента, помимо одного резидента, участвует третье лицо – резидент (полностью или частично), или третье лицо – резидент выполняет часть или все обязательства по контракту, это третье лицо – резидент при списании (получении) валюты представляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев

Затем первый резидент должен представить свою справку о валютных ценностях в срок не позднее:
– 15 рабочих дней после даты принятия банком справки о валютных операциях второго резидента – если третье лицо производило расчеты через счет в уполномоченном банке;
– 30 рабочих дней после месяца, в котором второй резидент производил расчет, – если третье лицо производило расчеты через счет в банке-нерезиденте;

Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, 11.10, абзацы 3 и 4 пункта 12.4, пункты 12.5, 12.6 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при частичной уступке права требования (частичного перевода долга) первым резидентом второму резиденту второй резидент при списании или получении валюты оформляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев.
Затем первый резидент должен представить свою справку о валютных операциях в срок не позднее:
– 15 рабочих дней после даты принятия банком справки о валютных операциях второго резидента – если второй резидент производил расчеты через счет в уполномоченном банке;
– 30 рабочих дней после месяца, в котором второй резидент производил расчет, – если второй резидент производил расчеты через счет в банке-нерезиденте;
Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, 11.10, абзац 3 пункта 12.4, пункты 12.5, 12.6 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И

если сторонами контракта являются нерезидент и два и более резидентов или резидент-принципал участвует в сделке по контракту через резидента-агента (поверенного), действующего в рамках контракта только от имени и за счет резидента-принципала, каждый резидент-участник или резидент-агент при осуществлении ими расчетов по контракту представляют свои справки о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев

Затем один из резидентов (резидент-принципал), оформивший паспорт сделки, должен представить свою справку о валютных ценностях в срок не позднее:
– 15 рабочих дней после даты принятия банком справки о валютных операциях другого резидента (резидента-агента) – если другой резидент (резидент-агент) производил расчеты через счет в уполномоченном банке;
– 30 рабочих дней после месяца, в котором другой резидент производил расчеты через счет в банке-нерезиденте;

Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, 11.10, абзац 3 пункта 12.10, абзац 2 пункта 12.12 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при участии резидента или нерезидента в сделке по контракту через резидента-агента, который, кроме выполнения агентских функций, является самостоятельной стороной контракта и действует также от своего имени, резидент-агент при списании или получении валюты представляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев; Пункты 2.3, 2.5, 3.8, 3.10, абзац 1 пункта 12.12 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при расчете по аккредитиву резидент представляет банку-эмитенту справку о валютных операциях в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву; Пункты 2.8, 3.13, абзац 1 пункта 16.3 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при изменении сведений в принятой банком справке о валютных операциях резидент представляет новую справку в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения (наиболее поздняя из дат – дата подписания, вступления в силу или составления документа); Пункты 2.9, 3.15 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
в случае несогласия резидента с содержанием информации в справке о валютных операциях, заполненной уполномоченным банком, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты получения заполненной банком справки представляет в банк корректирующую справку о валютных операциях. К ней нужно приложить заявление произвольной формы, в котором указаны причины несогласия, а также подать дополнительные документы (при их наличии) Пункты 2.10, 3.9 и 3.15 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
в остальных (общих) случаях резидент должен представить справку о валютных операциях в срок:
– при зачислении валюты – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления, указанной в уведомлении банка, – при зачислении на транзитный валютный счет или расчетный счет в валюте России;
– при списании с расчетного счета валюты – одновременно с распоряжением о переводе валюты;
– при списании с расчетного счета валюты с использованием банковской карты (только для контрактов с оформленным паспортом сделки) – не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором был произведен расчет
Абзацы 2 и 3 пункта 2.3, пункт 2.5, абзацы 2 и 3 пункта 3.8, пункт 3.10 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
Документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции

Перечислены в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет, таможенные декларации и т. д.

Подаются вместе со справкой о валютных операциях

Пункты 2.3, 2.8, 16.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
Подтверждающие документы: Срок представления – не позднее: Пункты 9.1, 9.2, 9.3 и 9.7 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И, пункт 4 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза, статья 215 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ
1) заявление на условный выпуск если товар ввозится или вывозится в несобранном или разобранном виде несколькими партиями

– 15 рабочих дней после месяца, в котором таможня проставила на документах дату выпуска (условного выпуска) ввозимых или вывозимых товаров.

Дата выпуска товаров определяется по отметкам таможни на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявления на условный выпуск. Если таких отметок несколько и они с разными датами, то отсчет срока идет от поздней даты;

2) транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие или другие документы, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие факт импорта или экспорта (если импорт или экспорт товаров не декларируется); – 15 рабочих дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие экспорт или импорт товаров. Такой же срок действует в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
3) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них Датой оформления таких подтверждающих документов является наиболее поздняя из дат – дата их подписания или дата вступления их в силу. В случае отсутствия этих дат – дата ввоза на территорию России или вывоза с территории России, указанная в подтверждающем документе.
4) статистическая форма учета перемещения товаров Представляется в банк после ее оформления и после того, как форма будет передана на таможню
Справка о подтверждающих документах

Справка подается:
– первично – вместе с подтверждающими документами;
– при внесении изменений в принятую банком справку – не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения, подается корректирующая справка.

Корректирующую справку подавать не нужно, если банку предоставлено право самому изменять сведения в справке о подтверждающих документах


За нарушение порядка оформления паспорта сделки, представления справок о валютных операциях, о подтверждающих документах предусмотрена ответственность частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка