Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
22 декабря 2015 40 просмотров

ООО в период с 2007 по 2010 г.г. применяло ЕНВД, с 2011 года на УСН. 15.09.2015г. на основании решения ИФНС блокируется р/с ООО. Требование на погашение пени по ЕНВД за 2009г.Приостановление движений по р/с, как объяснили в ИФНС, обеспечительная мера ст. 101 НК РФ. Сказали, что нужно оплатить требование и р/с разблокируют. Правомерны ли действия ИФНС?

Да, правомерны.

Инспекция не может оштрафовать организацию за неуплату налога, ведь трехлетний срок давности привлечения к налоговой ответственности уже прошел (статья 113 Налогового кодекса РФ).

Однако положения статьи 113 НК РФ о сроке давности привлечения к налоговой ответственности не распространяются на доначисление налогов и пеней. Несмотря на то что по истечении срока давности инспекторы не могут применить штрафные санкции к налогоплательщику, он не освобождается от обязанности уплатить саму недоимку по налогу и пени (см. постановления КС РФ от 14.07.05 № 9-П и ФАС Уральского округа от 30.01.12 № Ф09-9502/11 , определение ВАС РФ от 16.01.08 № 14142/07).

Соответственно, организация должна уплатить пени, и ИФНС правомерно заблокировала ее расчетный счет.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каков срок давности санкций за налоговые нарушения

Срок, по окончании которого организацию или предпринимателя нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года. Определять, истек этот срок или нет, можно двумя способами:

  • со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение;
  • со дня совершения правонарушения.

Такой порядок предусмотрен статьей 113 Налогового кодекса РФ.

Первый вариант применяется, если организация не уплатила (не полностью уплатила) налог или допустила грубое нарушение правил учета. То есть в отношении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Налоги, налоговым периодом по которым является год, исключением не являются. Например, если в 2013 году организация неправомерно учитывала доходы от основной деятельности в составе прочих доходов, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года включительно. Если же из-за искажений налоговой базы в 2013 году была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в 2014 году, срок давности для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ отсчитывается с 1 января 2015 года и истекает 31 декабря 2017 года. Это следует из положений пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и письма ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Второй вариант определения срока давности распространяется на все остальные налоговые правонарушения.

Трехлетний срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение может прерываться. Основанием для этого, в частности, может стать тот факт, что организация активно препятствовала проведению выездной налоговой проверки.

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету

Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Право на блокировку счета

Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:

  • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • не представила налоговую декларацию в установленный срок;
  • не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Блокировка за непредставление деклараций

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

<…>

Ограничения блокировки

Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Блокировка счета не распространяется:

  • на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
  • на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).
А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).

При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

  • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
  • в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

  • морального вреда;
  • сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112.

<…>

Решение о блокировке

Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 23 ст. 76 НК РФ).

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:

  • номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
  • номера банковских счетов, которые следует разблокировать.

К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.

Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Отмена решения о блокировке

Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:

  • в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки(если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление;
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится впункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Проценты за нарушение срока разблокировки

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:

Проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета) = Сумма, на которую приостановлены операции по счету ? Количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета) ? Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) : Количество календарных дней в году


Это следует из положений пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и писемМинфина России от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-196 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № АС-4-2/12725.

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 15, Август 2012

От исчисления сроков давности зависит, должна ли компания платить налоговые штрафы

Если по налоговому или административному нарушению истек срок давности, то компания не обязана платить наложенные на нее штрафы. Получается, что знание нюансов расчета таких сроков организация может использовать для защиты своих интересов

Если организация привлекается к налоговой ответственности, то в этом случае применяются сроки давности, установленные Налоговым кодексом. Кроме того, некоторые правонарушения в области налогов наказываются привлечением также и к административной ответственности. Например, организацию могут оштрафовать за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе ( ст. 15.3 КоАП РФ ) или срока представления налоговой декларации ( ст. 15.5 КоАП РФ ).

Сроки давности, которые установлены этими кодексами, приведены во врезке справа. Рассмотрим нюансы их определения на практике.

Порядок подсчета срока давности привлечения к налоговой ответственности зависит от вида совершенного нарушения

Налогоплательщика нельзя оштрафовать за совершение налогового правонарушения, если к моменту вынесения руководителем налогового органа или его заместителем решения о привлечении к ответственности истекли три года, которые считаются ( п. 4 ст. 109 и п. 1 ст. 113 НК РФ):

—по нарушениям в виде неуплаты или неполной уплаты суммы налога или сбора ( ст. 122 НК РФ ), а также за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения ( ст. 120 НК РФ ) — со дня, следующего за днем окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение;

—по всем остальным правонарушениям — со дня их совершения.

Указанный трехлетний срок отводится налоговикам на проведение мероприятий, направленных на привлечение налогоплательщика к ответственности. В течение этого срока они, в частности, могут проводить выездную налоговую проверку и иные мероприятия налогового контроля (ст. 89 НК РФ ) с вытекающими из этого последствиями:

—оформлять акт проверки с учетом сроков, установленных статьей 100 НК РФ;

—составлять протоколы осмотра, выемки и иные необходимые документы (ст. 92 , 94 и 99 НК РФ);

—рассматривать возражения налогоплательщика или его представителя на акт проверки (ст. 101 и 101.4 НК РФ);

—принимать решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля ( п. 6 ст. 101 НК РФ );

—выносить решение о привлечении к налоговой ответственности или об отказе от такого привлечения ( п. 7—9 ст. 101 , п. 8 и 9 ст. 101.4 НК РФ).

Итак, подсчет срока давности зависит от вида совершенного правонарушения. Проанализируем наиболее сложные ситуации.

Нарушение срока представления декларации. За такое нарушение налогоплательщику грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом размер штрафа не может быть менее 1000 руб. и не должен превышать 30% от указанной суммы ( п. 1 ст. 119 НК РФ ).

Налоговики длительное время настаивали на том, что трехлетний срок давности по указанному нарушению нужно отсчитывать только с того дня, когда налогоплательщик все-таки подал декларацию в инспекцию. К примеру, организация должна была представить декларацию по НДС за I квартал 2009 года не позднее 20 апреля 2009 года, однако сдала ее лишь через полгода, то есть 20 сентября 2009 года. Инспекторы считали, что в этой ситуации они получают дополнительные полгода к тем трем годам, в течение которых могут оштрафовать компанию. И поэтому полагали, что срок для привлечения к ответственности истечет только 20 сентября 2012 года.

Президиум ВАС РФ разъяснил, что срок давности привлечения к ответственности за несвоевременное представление декларации следует исчислять начиная с даты, следующей за днем, когда она должна была быть подана в инспекцию

Однако суды с подобными выводами не соглашались. Они указывали, что днем совершения нарушения считается следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в инспекцию (постановления ФАС Волго-Вятского от 21.07.09 № А82-13220/2007 и от 26.02.08 № А11-624/2007-К2-23/88 , Северо-Кавказского от 26.12.08 № Ф08-7901/2008 и Западно-Сибирского от 04.04.07 № Ф04-1865/2007(32973-А27-41) округов).

Точку в данном споре поставил Президиум ВАС РФ. Судьи указали, что правонарушение в виде несвоевременного представления налоговой декларации окончено, когда истек предусмотренный законодательством срок ее подачи. Поэтому срок давности привлечения к налоговой ответственности нужно исчислять начиная со следующего дня после истечения установленного срока подачи декларации ( постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.11 № 13447/10 ). В приведенном выше примере трехлетний срок давности начался с 21 апреля 2009 года и закончился 20 апреля 2012 года. Значит, если налоговики вынесли решение о наложении штрафа на организацию 21 апреля 2012 года или позднее, такое решение является недействительным и подлежит отмене (см. таблицу).

СПРАВКА

Какие сроки давности установлены НК РФ и КоАП РФ

Срок давности привлечения к налоговой ответственности — это процессуальный срок, в течение которого налоговики вправе вынести решение о применении налоговых санкций к лицу, совершившему налоговое правонарушение. По общему правилу этот срок составляет три года ( п. 1 ст. 113 НК РФ ).

Срок давности взыскания штрафов представляет собой срок, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании штрафа с нарушителя, уже привлеченного к налоговой ответственности. Этот срок равен шести месяцам ( п. 1 ст. 115 НК РФ ).

В отличие от Налогового кодекса в КоАП РФ предусмотрен лишь один срок давности — срок давности привлечения к административной ответственности. Под ним понимается тот временной отрезок, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении ( ст. 4.5 КоАП РФ ). По большинству правонарушений, в том числе за нарушения в сфере налогообложения, он составляет один год со дня его совершения

ТАБЛИЦА. ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО РАЗНЫМ НАЛОГАМ

Налог, срок подачи декларации по которому нарушен С какой даты считается трехлетний срок давности привлечения к налоговой ответственности*
НДС ( п. 5 ст. 174 НК РФ ) С 21-го числа месяца, следующего за кварталом, за который не представлена декларация
Налог на прибыль — декларация за отчетный период (п. 3 ст. 289 НК РФ ) С 29-го числа месяца, следующего за месяцем окончания отчетного периода, за который не представлена декларация.Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, — с 29-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого рассчитывается налог
Налог на прибыль — декларация за календарный год (п. 4 ст. 289 НК РФ ) С 29 марта года, следующего за годом, за который не представлена декларация
Налог на имущество — расчет по авансовым платежам за отчетный период (п. 2 ст. 386 НК РФ ) С 31-го числа месяца, следующего за месяцем окончания отчетного периода, за который не представлена декларация, а если в этом месяце 30 дней, то с 1-го числа второго месяца, следующего за месяцем окончания отчетного периода
Налог на имущество — декларация за календарный год (п. 3 ст. 386 НК РФ ) С 31 марта года, следующего за годом, за который не представлена декларация
* Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день ( п. 7 ст. 6.1 НК РФ ). Это правило необходимо учитывать и при подсчете срока давности привлечения к налоговой ответственности.

Неуплата или неполная уплата налога. По таким нарушениям отправной точкой для подсчета трехлетнего срока давности является день, следующий за днем окончания налогового периода, в течение которого они были совершены ( абз. 3 п. 1 ст. 113 НК РФ ).

Арбитражные суды трактуют это правило по-разному. Так, например, ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль и налога на имущество за 2007 год начинает течь с 1 января 2008 года ( постановление от 15.02.11 № А29-5301/2009 ). В аналогичном порядке суд этого же федерального округа определил начальную дату срока давности за неуплату налога на имущество за 2004 год ( постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.09 № А17-695/2009 ).

В свою очередь ФАС Западно-Сибирского округа указал, что срок давности начинает течь со следующего дня по истечении года, квартала или месяца, за который не был уплачен налог ( постановление от 11.06.09 № Ф04-3438/2009(8540-А27-19) ).

Другой подход — исчислять срок давности привлечения к ответственности начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (постановления ФАС Центрального от 09.09.08 № А09-7320/2007-21 иСеверо-Кавказского от 31.07.08 № Ф08-4328/2008 округов). То есть за неуплату НДС за I квартал 2012 года по сроку платежа 20 апреля 2012 года срок давности исчисляется с 21 апреля этого же года.

По мнению суда, срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль за 2007 год начинает течь с 1 января 2008 года

Значит, последним днем, когда налоговики вправе оштрафовать организацию за неуплату налога в рассмотренной ситуации, является 20 апреля 2015 года.

Однако Президиум ВАС РФ в сентябре прошлого года пришел к иному выводу. Судьи исчислили срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога со дня окончания налогового периода, в котором, а не за который должен быть уплачен налог ( постановление от 27.09.11 № 4134/11). В рассмотренном споре организация не уплатила в бюджет НДС за июнь 2006 года (налоговым периодом по НДС в то время был месяц), срок для уплаты этого налога — 20 июля 2006 года. По мнению Президиума ВАС РФ, началом течения срока давности привлечения к налоговой ответственности является 1 августа 2006 года. Таким образом, этот срок истек только 1 августа 2009 года. Исходя из прежней логики судов, он закончился бы еще 1 июля 2009 года.

Если распространить правовую позицию Президиума ВАС РФ на налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги, по которым налоговым периодом является календарный год, получается следующая ситуация. Срок давности для привлечения организации к ответственности, например, за неуплату налога на прибыль за 2011 год нужно исчислять не с 1 января 2012 года, как раньше указывало большинство федеральных судов, и даже не с 29 марта 2012 года, как считают суды некоторых округов, а только с 1 января 2013 года. Ведь налог на прибыль за 2011 год необходимо было уплатить не позднее 28 марта 2012 года.

Срок давности привлечения к ответственности за непредставление в инспекцию бухгалтерской отчетности исчисляется со дня, следующего за последним днем срока ее сдачи

Многие решили, что по налогам, по которым налоговым периодом является календарный год, Президиум ВАС РФ фактически увеличил срок давности привлечения к налоговой ответственности с трех до четырех лет. Но еще 12 декабря 2011 года на сайте ВАС РФ в разделе новостей (www.arbitr.ru) была размещена информация о том, что подобные выводы не соответствуют действительности. В ней, в частности, отмечалось, что длительность срока давности привлечения к ответственности в принципе не была предметом рассмотрения в рамках данного дела. Судьи лишь обсуждали вопрос о том, когда начинает течь этот срок давности.

В комментариях, размещенных на сайте, также было указано, что до сентября 2011 года, когда было принято это постановление, ВАС РФ прямо не высказывался по поводу порядка подсчета срока давности. Очевидно, что правонарушение в виде неуплаты налога в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога не может быть совершено в том налоговом периоде, по итогам которого налог исчисляется и уплачивается. Ведь объект налогообложения и сумму налога можно рассчитать только по окончании этого налогового периода. Организация должна была уплатить налог за июнь 2006 года в июле того же года, но этого не сделала. То есть именно в июле, а не в июне она совершила правонарушение. Налоговый период, когда оно было совершено, окончился 31 июля 2006 года. Поэтому срок давности по этому правонарушению начал течь с 1 августа 2006 года, что и отметил Президиум ВАС РФ.

Непредставление в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности. Все организации, за исключением «упрощенцев», обязаны сдавать в свою инспекцию бухгалтерскую отчетность ( подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ). За нарушение этого требования компанию могут оштрафовать из расчета 200 руб. за каждый непредставленный документ ( п. 1 ст. 126 НК РФ). Что следует считать днем совершения указанного налогового правонарушения?

Суды чаще всего приходят к выводу, что отправной точкой является день, следующий за последним днем срока представления бухгалтерской отчетности ( постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.04.04 № Ф04/2044-646/А45-2004, Ф04/2044-753/А45-2004 ). То есть днем совершения правонарушения они считают ( п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ):

—31-й день по окончании отчетного квартала — в случае, если не представлена квартальная бухгалтерская отчетность;

—91-й день по окончании года — если не представлена годовая бухгалтерская отчетность.

Нарушение порядка постановки на учет обособленного подразделения. О создании на территории РФ обособленного подразделения организация обязана сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения в течение одного месяца со дня его создания ( подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ ). За нарушение этого срока, а также за ведение деятельности через незарегистрированное обособленное подразделение головную организацию могут оштрафовать по статье 116 НК РФ.

Арбитражные суды отмечают, что срок давности по таким правонарушениям исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для постановки подразделения на налоговый учет (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.11 № А41-3776/11 , ФАС Западно-Сибирского от 19.06.03 № Ф04/2725-913/А45-2003 и Северо-Западного от 08.01.03 № А05-10328/02-533/11округов).

Допустим, обособленное подразделение было образовано 18 июня 2012 года. Головная организация обязана была сообщить о его создании в свою инспекцию не позднее 18 июля 2012 года, но не сделала этого в установленный срок. Значит, уже 19 июля 2012 года налоговики могут принять решение о привлечении ее к ответственности в виде штрафа постатье 116 НК РФ. Трехлетний срок давности в этой ситуации закончится 18 июля 2015 года.

Срок давности привлечения к ответственности продлевается, если налогоплательщик препятствовал проведению налоговой проверки

Семидневный срок для направления в инспекцию сообщения об открытии или закрытии расчетного счета исчисляется с момента получения налогоплательщиком соответствующего уведомления из банка

Срок, в течение которого налогоплательщика можно привлечь к налоговой ответственности, является непрерывным. Однако этот срок может быть приостановлен, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения ( п. 1.1 ст. 113 НК РФ ). Например, налогоплательщик не допускал проверяющих на свою территорию или в занимаемые им помещения, длительное время не представлял запрошенные ими документы.

Указанная норма появилась в Налоговом кодексе лишь с 1 января 2007 года. Однако и до этой даты суд был вправе по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени (постановление КС РФ от 14.07.05 № 9-П ). В случае установления подобных фактов суд мог признать уважительными причины пропуска налоговиками срока давности привлечения нарушителя к налоговой ответственности.

Теперь же налоговики имеют право самостоятельно без обращения в суд приостанавливать течение указанного срока давности. Для этого они обязаны составить соответствующий акт по форме, приведенной вприложении № 3 к приказу ФНС России от 06.03.07 № ММ-3-06/106@.

Именно со дня составления указанного акта приостанавливается течение срока давности привлечения к ответственности. Более того, на основании такого акта инспекторы вправе расчетным путем определить суммы налога, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет ( п. 3 ст. 91 НК РФ ). За основу расчета берутся все имеющиеся у налоговиков данные о проверяемом лице, а также сведения о других аналогичных налогоплательщиках ( подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ и определение КС РФ от 05.07.05 № 301-О ).

Течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда налогоплательщик перестал препятствовать проведению выездной проверки и налоговики вынесли решение о возобновлении проверочных мероприятий ( абз. 2 п. 1.1 ст. 113 НК РФ ).

С 2007 года налоговики вправе самостоятельно приостанавливать течение срока давности привлечения к ответственности, если налогоплательщик активно противодействовал проведению выездной проверки

Иных оснований для приостановления срока давности в Налоговом кодексе не предусмотрено. Вместе с тем факт активного противодействия налогоплательщика проведению проверки еще нужно доказать. При отсутствии таких доказательств суды нередко признают неправомерными действия налоговиков по продлению срока давности привлечения к ответственности (постановления ФАС Московского от 31.08.09 № КА-А40/8492-09 и от 28.04.06 № КА-А40/3039-06 , Западно-Сибирского от 23.01.08 № Ф04-308/2008(795-А70-15) , Восточно-Сибирского от 19.07.06 № А19-33037/05-18-Ф02-3585/06-С1 и Северо-Западного от 08.08.05 № А56-12428/04 округов).

Пропущенный налоговиками срок давности привлечения к ответственности не восстанавливается

В Налоговом кодексе предусмотрена лишь возможность приостановления срока давности привлечения к налоговой ответственности. Восстановление же истекшего срока давности нормами НК РФ не допускается.

Таким образом, трехлетний срок давности привлечения к налоговой ответст-венности является пресекательным. Его окончание однозначно свидетельствует о невозможности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по истечении этого срока.

Даже если налоговики в подобной ситуации оштрафуют организацию, суд признает их решение недействительным и отменит штрафы (постановления ФАС Северо-Западного от 24.02.11 № А56-24867/2010 и от 15.04.08 № А56-9310/2007 , Волго-Вятского от 21.11.09 № А17-695/2009 иСеверо-Кавказского от 06.02.08 № Ф08-55/2008-16А округов).

Несмотря на то что по истечении срока давности инспекторы не могут применить штрафные санкции к налогоплательщику, он не освобождается от обязанности уплатить саму недоимку по налогу и пени (постановленияКС РФ от 14.07.05 № 9-П и ФАС Уральского округа от 30.01.12 № Ф09-9502/11 , определение ВАС РФ от 16.01.08 № 14142/07 ). Ведь положениястатьи 113 НК РФ о сроке давности привлечения к налоговой ответственности не распространяются на доначисление налогов и пеней.

Срок давности взыскания штрафов через суд может быть продлен

Несмотря на то что по истечении срока давности налоговики не могут оштрафовать налогоплательщика, он не освобождается от обязанности уплатить саму недоимку по налогу и пени

Налоговики вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя штрафа, если они не смогли взыскать с них штраф в бесспорном порядке ( п. 3 ст. 46 НК РФ ). Срок на подачу такого иска в суд составляет шесть месяцев со дня окончания срока, указанного в требовании об уплате штрафа ( абз. 1 п. 3 ст. 46 , подп. 5 п. 11 ст. 46 и абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

В отличие от срока давности привлечения к ответственности пропущенный срок давности взыскания штрафа может быть восстановлен судом. Но только при условии, что он был пропущен налоговиками по уважительной причине ( абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ ).

Однако в Налоговом кодексе не указано, какие именно причины признаются уважительными при пропуске срока давности взыскания штрафа. Поэтому, чтобы восстановить пропущенный срок, налоговики должны не только сослаться на причину такого пропуска, но и доказать ее уважительный характер (постановления ФАС Уральского от 22.10.09 № Ф09-8164/09-С3 , Северо-Кавказского от 13.05.08 № Ф08-2527/2008 иПоволжского от 18.10.07 № А49-4670/2006-205А/8 округов).

Как показывает арбитражная практика, в качестве уважительной причины суды принимают, в частности ( постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.11.09 № А56-7953/2009 ):

—применение обеспечительных мер по взысканию санкций на период рассмотрения иска судом;

—наличие иных судебных разбирательств между инспекторами и налогоплательщиком, связанных с применением штрафных санкций;

—подачу налогоплательщиком иска в суд о признании недействительным решения налоговиков о начислении штрафа, в удовлетворении которого ему впоследствии было отказано

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка