Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин разрешил пересчитать сотрудникам НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 декабря 2015 11 просмотров

В связи с тем, что у некоторых сотрудников разъездной характер работы и они на своих личных автомобилях исполняют свои должностные обязанности, организация с этими сотрудниками заключает договора аренды транспортного средства с экипажем.Договором предусмотрено, что сотруднику выплачивается ежемесячно арендная плата, которая включает в себя:затраты на ГСМ, затраты, связанные с восстановлением автомобиля. Постатейно суммы затрат в договоре не определены.Нужно ли составлять в данном случае путевые листы, если не происходит списание затрат на ГСМ?

Когда сотрудник является помимо этого ИП, и у него есть шофер и механик, то заключать договор аренды с экипажем с ним безопасно. В противном случае лучше заключить два договора: аренды без экипажа; на оказание услуг по управлению и технической эксплуатации. При аренде транспортного средства с экипажем лица, управляющие этим транспортным средством и обеспечивающие его техническую эксплуатацию, должны состоять с арендодателем в трудовых отношениях (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому формально сотрудник, не являясь предпринимателем и не имея своих сотрудников, не может заключить такой договор. Иначе договор могут признать потом в суде недействительным (ст. 168 ГК РФ).

На практике, если организация в налоговом учете будет списывать арендную плату за автомобиль только на основании договора аренды, графика платежей и платежных поручений, налоговики при проверке скорее всего снимут такие расходы. Ведь у Вас не будет документов, подтверждающих, что Вы действительно используете арендованный автомобиль в своей деятельности. Поэтому лучше составлять путевые листы хотя бы раз в месяц.

Обоснование

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

1.Можно ли заключить договор аренды транспортного средства с экипажем с сотрудником организации

Безопасно так делать, только когда сотрудник – индивидуальный предприниматель, у которого есть шофер и механик.

Ведь такие условия прописаны в Гражданском кодексе. Так, при аренде транспортного средства с экипажем лица, управляющие этим транспортным средством и обеспечивающие его техническую эксплуатацию, должны состоять с арендодателем в трудовых отношениях (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Поэтому формально сотрудник, не являясь предпринимателем и не имея своих сотрудников, не может заключить такой договор. Иначе договор могут признать потом в суде недействительным (ст. 168 ГК РФ).

Главбух советует: вместо договора аренды транспорта с экипажем лучше заключите с сотрудником два отдельных договора. Один – об аренде без экипажа, а второй – на оказание услуг по управлению и технической эксплуатации.

В этом случае вы сможете смело проигнорировать условие о том, что сотрудник должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя и у него должны быть свои сотрудники. Важная деталь: оказание услуг по управлению и технической эксплуатации не должно входить в число должностных обязанностей сотрудника. Иначе выплаты по такому договору оказания услуг налоговые инспекторы в ходе проверки могут признать экономически необоснованными и снять эти расходы (ст. 252 НК РФ).*

ИЗ СТАТЬИ ГАЗЕТЫ «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 25, ИЮЛЬ 2010

2.Путевые листы для арендованных автомобилей можно составлять раз в месяц

«Заключили с предпринимателем договор аренды автомобиля без экипажа. По условиям договора арендная плата фиксированная. Затрат на ремонт машины, техобслуживание, страхование мы не несем. Расходы на ГСМ в налоговом учете не списываем. Можно ли в этом случае обойтись без оформления путевых листов?..»

Из письма главного бухгалтера Марии Юрчик, г. Уфа

Мария, путевые листы не входят в число документов, которые необходимы для подтверждения экономической обоснованности расходов по аренде автомобиля (письмо Минфина России от 20.01.09 № 07-02-06/08). А значит, листы в вашем случае не обязательны.

Однако на практике, если компания в налоговом учете будет списывать арендную плату за автомобиль только на основании договора аренды, графика платежей и платежных поручений, налоговики при проверке скорее всего снимут такие расходы. Ведь у вас не будет документов, подтверждающих, что компания действительно использует арендованный автомобиль в своей деятельности. Поэтому лучше составлять их хотя бы раз в месяц. С тем, что компании вправе составлять путевые листы таким образом, согласны и чиновники, и судьи (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.08 № 152, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.12.08 № Ф09-9200/08-С3).*

Ваш персональный эксперт Ольга Пушечкина.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка