Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 декабря 2015 24 просмотра

Имеет ли право некоммерческая организация получившая суммы от пожертования перевести эти суммы в музей как спонсорскую помощь, а музей, в свою очередь, использовать эти средства на выплату зарплаты рестовараторам? Будет ли это облагатся НДС, если НКО работает без НДС, а музей-бюджетная организация? Или: какое будет налогообложение у этих организаций?

1. Да, имеет право, если договором пожертвования не установлено целевое использование средств (ст. 582 ГК РФ).

2. Поскольку спонсорская помощь предполагает распространение рекламы о спонсоре, то, по сути, операция является оказанием платных рекламных услуг на основе механизма предоплаты (это следует из п. 9 и 10 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

Поэтому НКО не будет начислять НДС, т.к. не осуществляет реализацию и не является плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, пункт 2 статьи 346.11 НК РФ). А бюджетное учреждение должно будет начислить НДС, если находится на ОСНО.

Если вы хотите уйти от спонсорства, то передайте деньги музею также на основании договора пожертвования. Поскольку музей – некоммерческая организация, то сможет не учитывать полученные средства в доходах на основании п. 2 ст. 251 НК РФ.

Обоснование

1. Из рекомендации


Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие операции освобождены от НДС

<…>

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при безвозмездной передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи

Да, может, если договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, а спонсорская помощь признается благотворительной.

Здесь возможны два основных случая:

  • договор со спонсором предполагает распространение информации о нем;
  • договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает.*

Это вытекает из определения:

  • спонсора, которое дано в пункте 9 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. В соответствии с ним спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
  • спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. При этом договором может быть предусмотрено распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и реклама его товаров (работ и услуг). Например, когда размещается логотип спонсора без упоминания его в качестве спонсора.* Поэтому передача имущества в рамках оказания спонсорской помощи под действие льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подпадает. Значит, организация в этом случае должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной.* Но только в той части, в которой спонсируемые мероприятия отвечают целям, предусмотренным Законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ. Поэтому применение льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, правомерно. Значит, организация в этом случае НДС начислять не должна.

<…>

2. Из статьи журнала «Главбух» № 17, Сентябрь 2013Спонсоры на выбор

Все они отдают свои деньги — и спонсор, и меценат, и благотворитель. Но можно ли эти слова считать синонимами? Нет, на самом деле есть серьезные отличия. В одних случаях это выгодная сделка, в других — чистой воды пожертвование. Мы готовы все прояснить. А заодно рассказать, чем отличаются слова «ассортимент» и «ассорти».

Одни с дальним прицелом, другие бескорыстные

Слово «спонсор» происходит от латинского spondere — официально обещать. Поэтому юристы спонсорами называют не только того, кто финансирует, но и поручителя, который гарантирует платежеспособность заемщика. А в Средневековье спонсорами называли и крестных родителей, так как они должны помочь ребенку обрести веру.

В широком же современном смысле спонсор — это физическое или юридическое лицо, которое вкладывает деньги в коммерческий проект. При этом спонсор рассчитывает на будущую материальную выгоду, в том числе и на рекламу.*

Меценат — обеспеченный человек, который своими деньгами поддерживает науку и искусство. Гай Цильний Меценат был богатым патрицием, другом императора Октавиана Августа. Меценат выполнял важные дипломатические поручения, даже был посредником при сватовстве Августа. Но особенно запомнился тем, что покровительствовал поэтам и художникам: великому Горацию от себя лично преподнес даже целое поместье.

И благотворитель. Это человек или организация безвозмездно или на льготных условиях помогают тем, кто нуждается. Основная черта — свободный выбор формы, времени и места помощи.

<…>

3. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 1-2, Январь 2012Спонсорство и благотворительность: особенности налогообложения

Определение спонсора и спонсорской рекламы дано в Федеральном законе от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ). Согласно пункту 9 статьи 3 Закона № 38-ФЗ спонсором признается лицо, которое предоставило средства для организации и проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, а также создания и трансляции теле- или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности. Также спонсором может быть лицо, которое обеспечило предоставление средств для проведения указанных мероприятий. Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

Спонсорство может быть возмездным

Спонсорская помощь может предполагать возмездность со стороны спонсируемого, так как спонсор оказывает помощь в обмен на распространение информации о себе. Это в свою очередь признается рекламой, а спонсор — рекламодателем (п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37). Но в отличие от обычной рекламы спонсорская имеет ряд особенностей.

Во-первых, информация о рекламодателе распространяется именно как о спонсоре мероприятия. Поэтому упор делается на самом спонсоре, а не на его товарах или услугах. Указать на себя как на спонсора рекламодатель может в любой форме, позволяющей обозначить его участие в мероприятии. Однако в случае размещения в рекламе указания на то, что спонсором является тот или иной товар, товарный знак, она не будет подпадать под понятие спонсорской (письмо Федеральной антимонопольной службы от 09.08.06 № АК/13075).

Во-вторых, спонсор не регулирует и не контролирует рекламную кампанию. Ведь основная цель спонсорства — проведение определенного мероприятия, а не распространение рекламы. Но главная цель оказания спонсорской помощи не лишает спонсора возможности предусмотреть способы распространения информации о нем: на световом табло, на баннерах или растяжках, упоминание в теле- или радиоэфире и т. п. Также можно определить и саму распространяемую информацию: только название компании-спонсора или вместе с его товарным знаком или эмблемой.*

Какими документами оформить спонсорскую помощь

Когда спонсор предоставляет средства на условиях распространения информации о себе, то спонсорство подпадает под действие положений главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг. При этом спонсор выступает как заказчик рекламных услуг, а спонсируемая сторона — как исполнитель. Соответственно по договору спонсорской помощи спонсор обязуется профинансировать мероприятие, а спонсируемый — оказать услуги по размещению информации о заказчике как о спонсоре. При этом в договоре спонсорской рекламы указывается:

  • условие об упоминании организации как спонсора, в том числе с размещением товарного знака, логотипа, эмблемы;
  • способ распространения рекламы: объявления в СМИ, наглядная информация (флаерсы, листовки, баннеры и др.);
  • место размещения информации;
  • время и место проведения мероприятия;
  • продолжительность рекламной акции;
  • способ предоставления помощи: передача денежных средств или имущества.

Обязательное условие договора — указание способа, как будет подтвержден факт оказания услуг. Как правило, для этого используют акт сдачи-приемки, к которому прилагаются эфирные справки, макет растяжки или баннера, экземпляр листовки и т. д. В свою очередь передачу денежных средств спонсор подтверждает платежным поручением или чеком ККТ и приходным кассовым ордером. А передачу имущества — актом приема-передачи имущества или товарной накладной.

Налогообложение у спонсируемой стороны

НДС. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ оказание услуг на территории РФ признается объектом обложения НДС. Как правило, спонсорская помощь перечисляется до проведения мероприятия, то есть на условиях авансирования. В этой ситуации моментом определения налоговой базы является день получения предоплаты (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). Ее форма не имеет значения: денежные средства или имущество. В первом случае налоговой базой является полученная сумма с учетом НДС (абз. 2 п. 1 ст. 154 НК РФ), во втором — стоимость имущества, установленная договором (письма Минфина России от 10.04.06 № 03-04-08/77 и ФНС России от 28.02.06 № ММ-6-03/202@). При расчете НДС с аванса используется расчетная ставка 18/118.

По окончании рекламной акции получатель спонсорской помощи повторно определяет налоговую базу в периоде оказания услуг и исчисляет НДС по обычной ставке. А НДС с предоплаты принимает к вычету. Кроме того, спонсируемая организация может принять к вычету НДС, предъявленный контрагентами при оказании рекламных услуг.

Налог на прибыль. При использовании метода начисления полученная предоплата не является доходом (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Датой получения дохода от оказания рекламных услуг признается дата реализации услуг (п. 3 ст. 271 НК РФ). Поэтому получатель спонсорской помощи отражает доход в день подписания акта оказания услуг. Вместе с тем он может учесть расходы, связанные с проведением мероприятия, в том числе с оказанием рекламных услуг (ст. 252 НК РФ).*

Пример 1

ООО «Исполнитель» проводит спортивное мероприятие, на котором ООО «Рекламодатель» выступает спонсором. Стороны заключили договор, согласно которому спонсор оказывает помощь в размере 1475 000 руб. (включая НДС 225000 руб.), а получатель помощи распространяет информацию о спонсоре с помощью теле- и радиотрансляционных передач, а также посредством размещения информации на рекламных щитах на стадионе. Спонсорская помощь оказывается в денежной форме посредством безналичной предоплаты. Стоимость услуг контрагентов по изготовлению и размещению информации о спонсоре составила 236000 руб. (включая НДС 36000 руб.), на организацию соревнования — 944000 руб. (в том числе НДС 144000 руб.). Услуги контрагентов подтверждены первичными документами и имеются счета-фактуры.

На дату получения предоплаты ООО «Исполнитель» начислило НДС по расчетной ставке в сумме 225000 руб. (1475 000 руб. ? 18/118). На дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг организация отражает в налоговом учете доход в размере 1250 000 руб. (1475 000 – 225000), начисляет НДС с реализации рекламных услуг — 225000 руб.

Кроме того, ООО «Исполнитель» признает расходы в размере 1000 000 руб. (236000 – 36000 + 944000 – 144000), а также принимает к вычету НДС на сумму 405000 руб. (225000 + 36000 + 144000).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка