Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 ноября 2015 32 просмотра

С какого времени необходимо руководствоваться письмом Минтруда и Социальной защиты РФ от 28.10.2015 № 17-3/В-527 в части начисления взносов работникам из КНДР, принятым по гражданскому договору?

Ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами. Порядок их применения и сроки действия законодательно не регулируются. В этих случаях нужно ориентироваться на срок действия нормативно-правового акта, положения которого разъясняются в письме. В письме упоминаются: Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; Закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 31.08.2007. Значит, к отношениям, возникшим с момента вступления в силу данных законов и Соглашения, применяются разъяснения.
Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)
Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России
Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу
<…>
Выплаты гражданам КНДР, Вьетнама и Китая
Начисление страховых взносов на выплаты гражданам КНДР, Вьетнама и Китая, которые временно работают в России по трудовым договорам, имеет следующие особенности.
Порядок начисления страховых взносов гражданам КНДР зависит от того, кто заключил договор с российским работодателем. При этом возможны два случая.
Первый: договор заключила корейская организация. В этом случае выплаты гражданам КНДР не облагаются взносами на пенсионное и медицинское страхование (ст. 8 Соглашения, ратифицированного Законом от 28 ноября 2009 г. № 299-ФЗ, ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Взносы на социальное страхование (по тарифу 1,8%) нужно начислять (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
И второй: гражданин КНДР заключил договор с российским работодателем самостоятельно. В этом случае нормы международного соглашения на него не распространяются. Поэтому страховые взносы на выплаты в пользу таких иностранцев начисляйте в общем порядке.
Об этом сказано в письме Минтруда России от 28 октября 2015 г. № 17-3/В-527.
<…>
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство
Акты налогового законодательства
Налоговое законодательство России включает в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:
федеральные и региональные законы о налогах и сборах;
нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые в муниципальных образованиях.
Об этом сказано в статье 1 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, налоговые правоотношения регулируют нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами власти (в пределах их компетенции):
Правительством РФ;
Минфином России (постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185), ФНС России (постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506) или ФТС России (постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459);
органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.
Нормативно-правовые акты, изданные уполномоченными органами власти, не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.
Такой порядок установлен статьей 4 Налогового кодекса РФ.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации. Об этом сказано в пункте 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88.
Ситуация: как поступить организации, если у нее возникли вопросы, связанные с применением налогового законодательства
Организация вправе обратиться за разъяснениями в Минфин России или в региональные (местные) финансовые органы. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 и в статье 34.2 Налогового кодекса РФ. Например, если у московской организации есть вопросы по торговому сбору, она может обратиться в департамент экономической политики и развития г. Москвы (письмо Минфина России от 16 июля 2015 г. № 03-11-11/40947).
Кроме того, организация может обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Инспекции обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков:
о действующих налогах и сборах;
о законах и нормативных актах, касающихся налогового законодательства;
о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых инспекций и их должностных лиц;
о формах налоговой отчетности и порядке их заполнения.
Такая обязанность возложена на них подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: являются ли нормативно-правовыми актами письма Минфина и ФНС России по вопросам применения налогового законодательства
Нет, не являются.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88). Ни одному из этих условий письма финансового и налогового ведомств не соответствуют. Разъяснения, заключения и выводы, которые содержатся в этих письмах, не влекут за собой никаких правовых последствий и носят сугубо информационный характер. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867, от 21 сентября 2010 г. № 03-02-08/51, от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138). Тем не менее, если организация допустила нарушения, руководствуясь письменными разъяснениями финансового и налогового ведомств, она может быть освобождена от штрафных санкций и пеней.
Поскольку ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами, порядок их применения и сроки действия законодательно не регулируются. Иногда финансовое и налоговое ведомства сообщают о том, что разъяснения, данные в ранее выпущенных письмах, не применяются (см., например, письма Минфина России от 11 декабря 2006 г. № 03-11-02/274, от 29 мая 2007 г. № 03-11-02/151, ФНС России от 28 декабря 2006 г. № ШТ-6-09/1269). Но обычно такие документы не отзываются и не отменяются. В этих случаях нужно ориентироваться на срок действия нормативно-правового акта, положения которого разъясняются в письме. Письмом можно руководствоваться до тех пор, пока эти положения не изменились. Например, пока не вступила в силу новая редакция статьи Налогового кодекса РФ, на основании которой было подготовлено письмо.
На практике бывает, что с течением времени позиция контролирующих ведомств по тому или иному вопросу меняется. Если более поздняя точка зрения не ухудшает положение организации, то от прежних разъяснений следует отказаться. Но если новое письмо влечет за собой доначисление налогов (задним числом) или появление других обязательств (подача уточненной декларации, уплата пеней и т. п.), то обратная сила ему не придается. Изменение разъяснений государственных органов о толковании норм права не повлечет за собой начисление штрафов и пеней за период действия предыдущих разъяснений (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).
<…>
Законодательство о страховых взносах
Действие налогового законодательства распространяется только на отношения, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Отношения, связанные с уплатой обязательных страховых взносов, налоговое законодательство не регулирует. Порядок начисления и уплаты взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование установлен Законами от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Разъяснения по применению этих законов уполномочено давать Министерство труда и социальной защиты России (постановление Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636). Порядок начисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний установлен Законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Актами налогового законодательства названные документы не являются (ст. 1 НК РФ).
Ответ утвержден Александром Родионовым, заместителем руководителя экспертной поддержки
8 800 333-01-13
Если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы хотите обсудить полученный ответ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка