Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 ноября 2015 539 просмотров

Открываем АЗС. Пока готовятся документы на землю, можем ли мы пока реализовывать бензин с бензовоза? счетчик есть. Кассовый аппарат есть.

Да, можете, поскольку продажа бензина и ГСМ не лицензируется, получать специальное разрешение на его продажу не требуется.
При этом поскольку сам бензовоз является техническим средством, предназначенным для транспортирования (перемещения) опасных веществ, а не опасным объектом, не требуется и лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта при продаже бензина непосредственно с бензовоза.
В соответствии Приложением к Постановлению Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», лицензированию подлежит выполнение работ на объектах согласно перечню, т. е. стационарное хранение воспламеняющегося, горючего и токсичного вещества (к которым относятся все нефтепродукты, а также любые вещества, способные возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), представляющего опасность для окружающей среды, а также их транспортировка на опасных производственных объектах.
Соответственно, поскольку бензовоз является транспортным средством, получать лицензию для использования опасного производственного объекта при продаже бензина с бензовоза не требуется. А вот в том случае, если бензин хранится на территории организации (пусть даже в небольших объемах и только для собственных нужд) – место такого хранения является опасным производственным объектом, и лицензия в этом случае необходима.
Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)
Из Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
<…>
«Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
<…>
12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
13) эксплуатация химически опасных производственных объектов»
<…>
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»
<…>
«Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
(с изменениями на 15 апреля 2014 года)
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемый вид деятельности).
2. Лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
3. Лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).
<…>
Приложение
к Положению о лицензировании
эксплуатации взрывопожароопасных и
химически опасных производственных
объектов I, II и III классов опасности
Перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности
1. Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее - объекты).
2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
7.* Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
* Текст пункта 7 с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации N 26, 01.07.2013. - Примечание изготовителя базы данных.
<…>
Из Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
<…>
Приложение 1
Опасные производственные объекты
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления*;
<…>
ИЗ РАСПОРЯЖЕНИЯ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 19.03.2013 г. № 31-РП «Об утверждении Временного порядка ведения государственного реестра опасных производственных объектов»
<…>
«Временный порядок ведения государственного реестра опасных производственных объектов
1. Настоящий Временный порядок ведения государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Временный порядок) разработан на основании Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" в целях осуществления территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - регистрирующий орган) перерегистрации опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности на основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333_33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 22-ФЗ).
2. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, перерегистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесение изменений в государственный реестр опасных производственных объектов, в том числе исключение опасных производственных объектов из государственного реестра опасных производственных объектов (далее - регистрация) осуществляется регистрирующим органом в соответствии с требованиями Закона N 22-ФЗ.
3. Регистрирующий орган осуществляет регистрацию опасных производственных объектов, за исключением опасных производственных объектов, эксплуатируемых юридическими лицами, подведомственными федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", по месту нахождения эксплуатирующей организации (согласно уставным документам) в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации заявительных документов.
4. Основанием для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов является заявление о регистрации опасных производственных объектов, с приложением документов:
карта учета опасного производственного объекта с установлением класса опасности (в двух экземплярах на каждый объект), оформленная в соответствии с приложением N 1 Временному порядку, согласованная (при необходимости) в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 года N 606 (далее - Административный регламент);
сведения, характеризующие опасный производственный объект (в двух экземплярах);
подлинник либо дубликат ранее выданного свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, карты учета;
обоснование безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
Документы направляются эксплуатирующей организацией в форме электронного документа, подписанного электронной подписью через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Документы эксплуатирующая организация вправе представить лично или посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.*
5. Состав дополнительных сведений и исчерпывающие случаи их предоставления установлены Административным регламентом.
6. Регистрирующим органом осуществляется контроль обоснованности присвоения соответствующего класса опасности при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
7. В целях получения информации и документов, необходимых для регистрации опасных производственных объектов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае не представления их в инициативном порядке заявителем - эксплуатирующей организацией, а также для проверки сведений, представляемых заявителем, территориальный орган Ростехнадзора самостоятельно истребует такие документы посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
8. При регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов выдается свидетельство о государственной регистрации опасных производственных объектов, оформленное согласноприложению N 2 к Временному порядку.
9. При перерегистрации опасного производственного объекта сохраняется ранее присвоенный опасному производственному объекту регистрационный номер, если не меняется регистрирующий орган (в случае изменения присваивается новый номер)».
<…>
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2008 N Ф04-1448/2008(1579-А75-43)
<…>
«Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности Общества в сфере исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В ходе данной проверки установлено, что Общество доставляет бензин в сельское поселение Цингалы, Ханты-Мансийского района в зимнее время на бензовозе, а в летнее - по реке, где сливает в емкости и реализует населению через арендованные топливно-раздаточные колонки.
Кроме того, в 2005 Общество доставляло бензин в поселок Кишык и хранило арендованной у МП "ЖЭК-2" МО Ханты-Мансийского района емкости и осуществляло в дальнейшем реализацию бензина.
Реализация бензина населению осуществлялась Обществом при отсутствии лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.
По результатам проверки заместителем прокурора Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры 12.09.2007 вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании вышеуказанного постановления, прокурор Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, отменяя обжалуемые судебные акты, исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковое разрешение (лицензия) обязательно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (далее по тексту - Правила), которые устанавливают требования к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
При этом требования Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
В соответствии с пунктом 2.1 указанных Правил автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На автозаправочных станциях осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.
Таким образом, деятельность автозаправочных станций неразрывно связана с производством определенных технологических операций по приему, хранению и реализации нефтепродуктов (легковоспламеняющихся и горючих веществ).
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".
В подпункте "а" пункта 1 вышеуказанного Положения (в редакции, действовавшей до 15.10.2007) предусматривалось, что под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Факт эксплуатации Обществом пожароопасного производственного объекта (АЗС) в сельском поселении Цингалы, Ханты-Мансийского района - емкостей и двух топливно-раздаточных колонок для реализации населению бензина при отсутствии лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта судом установлен и подтвержден представленными доказательствами.
Исходя из установленных обстоятельств дела и указанных норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции поддержал и суд апелляционной инстанции, указывая на доказанность факта хранения и реализации Обществом бензина, что свидетельствует об эксплуатации пожароопасного производственного объекта в сельском поселении Цингалы.
Однако из материалов дела следует, что судом первой инстанции принято решение о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".
Указанными изменениями, вступившими в силу 16.10.2007, подпункт "а" пункта 1 вышеуказанного Положения дополнен после слов "друг с другом" словами "за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом".
Таким образом, с 16.10.2007 АЗС выведены из перечня объектов, на деятельность по эксплуатации которых необходима лицензия.
Вместе с тем, принимая постановление, суд апелляционной инстанции не учел данные изменения в законодательстве и оставил без изменения принятое по делу решение суда первой инстанции, которое не вступило в законную силу.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Следовательно, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции устранена административная ответственность за осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в частности такого обстоятельства, как отмена закона, установившего административную ответственность.
Указанная норма КоАП РФ подлежит применению в делах о привлечении к административной ответственности применительно к правилам ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания абзаца 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С учетом установленных судом обстоятельств и отсутствием сведений об исполнении решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.10.2007 по делу N А75-5802/2007 о взыскании наложенного на Общество штрафа в сумме 40000 руб., обжалуемые судебные акты подлежат отмене, заявленные прокурором требования о привлечении общества к административной ответственности - оставлению без удовлетворения.»
<…>
Ответ утвержден Александром Родионовым, заместителем руководителя экспертной поддержки
8 800 333-01-13
Если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы хотите обсудить полученный ответ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка