Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 ноября 2015 6 просмотров

Российская фирма заключила договор по предоставлению услуг Украинской фирме, какие налоги мы должны оплачивать. Наша организация на УСН, договор заключен в рублях. Ден. ср-ва поступают на р/сч. в рублях. Услуги предоставляются на территории России.

Никаких особенностей по налогам в вашей ситуации нет. Платить нужно только налог в рамках УСН. Обязанностей налогового агента по НДС и по налогу на прибыль у вашей организации не возникает, потому что украинский заказчик не получает от вас никаких доходов.
Обратите внимание: расчеты в рублях с украинским заказчиком являются разрешенной валютной операцией, поэтому ваша организация должна:
- проводить расчеты через счет в уполномоченном банке или счет в банке за рубежом;
- представить необходимые документы в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом;
- обеспечивать репатриацию выручки.
Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)
1. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке
Единым налогом при упрощенке облагаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Перечень таких доходов определен в статье 249 Налогового кодекса РФ. Также налогом облагаются внереализационные доходы, определяемые по статье 250 Налогового кодекса РФ. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Виды доходов, которые под названные выше категории не подпадают, налогом не облагаются. Плюс к этому есть конкретные группы доходов, освобожденных от налогообложения на упрощенке.
<…>
К доходам от реализации, с которых нужно заплатить единый налог при упрощенке, относится выручка от реализации:
продукции (работ, услуг) собственного производства;
ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.);
имущественных прав.
Это следует из пункта 1 статьи 346.15, пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ.
В состав выручки от реализации включите также авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). Объясняется это тем, что при упрощенке доходы признаются кассовым методом. А полученные авансы могут не включать в налоговую базу только те налогоплательщики, которые применяют метод начисления (п. 1 ст. 346.15, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 августа 2014 г. № 03-11-06/2/42282. Правомерность такого подхода подтверждена решением ВАС РФ от 20 января 2006 г. № 4294/05.
<…>
Доходы включайте в расчет налоговой базы в том периоде, в котором они были оплачены. Это следует из пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Так, датой получения дохода в зависимости от способа оплаты может являться день, когда:
деньги поступили на банковский (лицевой) счет или в кассу;
покупатель оплатил товары (работы, услуги) электронными деньгами (письмо Минфина России от 20 января 2014 г. № 03-11-11/1415);
получено имущество, работы или услуги в счет оплаты;
получено право требования;
оплатили вексель или его передали по индоссаменту третьему лицу (если в счет оплаты получен вексель);
подписали акт взаимозачета, если организация договорилась с контрагентом о погашении встречных обязательств зачетом (письмо Минфина России от 23 сентября 2013 г. № 03-11-06/2/39230).
<…>
2. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
<…>
Организация признается налоговым агентом по НДС:
если приобретает (в т. ч. на безвозмездной основе) товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).
<…>
3. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
<…>
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:
дивидендов российским организациям (п. 3 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
<…>
4. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие валютные операции могут проводить российские организации
<…>
Разрешенные валютные операции
К разрешенным валютным операциям относятся:
операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
операции с нерезидентами.
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.
С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:
расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Ответственность на непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений об изменении реквизитов банковских счетов
Если не подать (вовремя не подать) сведения о зарубежных банковских счетах, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Когда уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов подано с нарушением срока или формы, оштрафуют на такие суммы:
организацию – на 50 000–100 000 руб.;
руководителя организации, главного бухгалтера – на 5000–10 000 руб.
Если вовсе не подать уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, Росфиннадзор может оштрафовать:
руководителя организации, главного бухгалтера – на 40 000–50 000 руб.;
организацию – на 800 000–1 000 000 руб.
Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.
Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в части 5 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами. В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установлен частью 6.1 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и представлен в таблице.
Российская организация обязана представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении средств по зарубежным счетам. Это нужно делать ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. По каждому счету представьте отчет в двух экземплярах. К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.
Ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам
Если организация нарушит сроки подачи отчетов о движении средств по зарубежным счетам, ей грозит административная ответственность.
Росфиннадзор оштрафует:
– организацию – на 40 000–50 000 руб.;
– руководителя и главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.
За повторное нарушение сумма штрафа составит:
– для организации – от 400 000 до 600 000 руб.;
– для руководителя и главного бухгалтера – от 30 000 до 40 000 руб.
Это предусмотрено частями 6 и 6.5 статьи 15.25, статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.
<…>
Представление документов в банк
Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:
паспорт сделки (п. 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
справку о валютных операциях (п. 2.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
справку о подтверждающих документах (п. 9.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).
Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.
Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов
Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если организация нарушит порядок их сдачи в банк, Росфиннадзор ее оштрафует.
Штраф за нарушенные сроки подачи отчетов зависит от количества дней просрочки.
Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:
для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.
Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:
для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.
Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:
для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.
Когда же организация сдаст справки с нарушением установленного порядка, Росфиннадзор оштрафует:
организацию – на 40 000–50 000 руб.;
руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.
Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.
Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.
Репатриация валютной выручки
В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:
получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.
Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:
получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.
Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
<…>
Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки
Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.
За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:
1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.
<…>
Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).
В частности:
предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.
Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).
Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.
Ответ утвержден Александром Родионовым, заместителем руководителя экспертной поддержки 8 800 333-01-13
Если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы хотите обсудить полученный ответ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка