Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 ноября 2015 29 просмотров

Прошу дать разъяснение по вопросу начисления штрафа 20% за несвоевременное перечисление НДФЛ (ст123) в свете постановления президимума ВАС от 18.03.14 № 18290/13 на примере ОАО "Мобильные телесистемы". И вообще, некоторые разъяснительные письма Минфина содержат прямо противоположные ответы на одинаковые вопросы. Например, недавнее письмо об отсутствии права уменьшить УСН на сумму страховых взносов (в размере 1% свыше 300000 руб доходов). Почему такое происходит и какими из разъяснений в праве воспользоваться налогоплательщик в подобных ситуациях

Статьей 123 НК РФ установлена налоговая ответственность в виде штрафа за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный законом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Размер штрафа - 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Т.е. за несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных им сумм налога предусмотрена помимо начисления пеней (ст. 75 НК РФ) ответственность в виде 20%-ного штрафа. При этом президиум ВАС в постановлении от 18.03.14 г. № 18290/13 освободил организацию от налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, обосновав свое решение тем, что законодатель, введя ответственность налоговых агентов за нарушение сроков перечисления удержанного налога в бюджет, тем не менее не исключил возможности таких агентов наряду с налогоплательщиками и плательщиками сборов, основываясь на нормах ст. 81 НК РФ, корректировать налоговую базу и устранять допущенное нарушение без финансовых последствий. То обстоятельство, что налоговый агент не исказил налоговую отчетность и до представления соответствующего расчета уплатил налог в полном размере, свидетельствует о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений. Это и повлекло освобождение налогоплательщика от ответственности по ст. 123 НК РФ.

Если разъяснения Минфина содержит противоположные ответы, то в данном случае организация может руководствоваться решениями, отраженной в постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством и направлены налоговым инспекциям для использования в работе.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса


1.Как налоговому агенту перечислить НДФЛ в бюджет

<…>


Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

    если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
    если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500*.

<…>

2.ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 марта 2014 г. N 18290/13

<…>

То обстоятельство, что общество не исказило налоговую отчетность и до представления первичного расчета уплатило налог в полном размере, свидетельствует о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений, что, по мнению Президиума, должно влечь освобождение его от налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса.*

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

3.Обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам


Нет, не обязана.

По общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019, от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).

При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.

Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка