Журнал, справочная система и сервисы
26 ноября 2015 113 просмотров

Наша организация занимается разработкой земельного участка с лесным массивом. Древесину с этого участка мы реализуем. Подскажите, имеем ли мы право на реализацию чернозема с указанного земельного участка? У нас есть лицензия на добычу известняка на этом участке, а также свидетельство о собственности на этот участок.В данный момент идут вскрышные работы.

Да, организация имеет право продать чернозем с принадлежащего ей земельного участка, если участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения, и почвенный слой был поврежден при добыче известняка.

При том, что официальная добыча чернозема в нашей стране запрещена, и получить лицензию на его добычу невозможно, когда нарушается почвенный слой (при проведении строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых), плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (п. 4 ст. 13 ЗК РФ).

При этом чернозем и другие плодородные почвы не относятся к общераспространённым полезным ископаемым в соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 9-р, правительства Свердловской области № 01-49-142 от 16 марта 2006 года «Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области».

Организации не требуется получать какие-либо разрешения на его продажу, если участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения, и почвенный слой был поврежден при добыче полезных ископаемых. В противном случае вести добычу чернозема нельзя, плодородный слой можно снимать только в ограниченных случаях (строительство и добыча полезных ископаемых, разрешенная организации ранее).

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Земельный кодекс Российской Федерации

«Статья 13. Содержание охраны земель

1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативного воздействия может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»

«Статья 11. Лицензия на пользование недрами

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.*

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.*

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ».


Из Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»

Статья 19. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*.


ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.04.2009 № 25-ОЗ «Об особенностях пользования участками недр местного значения в Свердловской области» (с изменениями на 20 июля 2015 года)

«Статья 2. Участки недр местного значения

(статья с изменениями на 25 апреля 2012 года, - см. предыдущую редакцию)

К участкам недр местного значения в соответствии с федеральным законом относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки (подпункт введен согласно изменениям на 20 июля 2015 года).

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в подпункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере управления природными ресурсами в соответствии с федеральным законом.

Статья 3. Основания возникновения права пользования участками недр местного значения

(статья с изменениями на 25 апреля 2012 года, - см. предыдущую редакцию)

Основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения в соответствии с федеральным законом являются:

1) принятое в соответствии с настоящим Законом решение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере управления природными ресурсами:

о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный в соответствии с частью второй статьи 2 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный в соответствии с частью второй статьи 2 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный в соответствии с частью второйстатьи 2 настоящего Закона, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (абзац введен согласно изменениям на 20 июля 2015 года);

2) переход права пользования участками недр местного значения в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере управления природными ресурсами при принятии решений, указанных в подпункте 1части первой настоящей статьи, учитывает мнение органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие участки недр местного значения, в случае, если такое мнение направлено органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено формирование такого мнения, в сроки, установленные для принятия этих решений.

Статья 4. Предоставление права пользования участками недр местного значения

(статья с изменениями на 25 апреля 2012 года, - см. предыдущую редакцию)

Участки недр местного значения предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере управления природными ресурсами, принятому по результатам аукциона, за исключением случаев предоставления в пользование участков недр местного значения на основании решений этого органа, указанных в абзацах третьем – седьмом подпункта 1 части первой статьи 3 настоящего Закона (абзац с изменениями на 20 июля 2015 года, - см. предыдущую редакцию).

<…>

Статья 8. Пользование участками недр местного значения, расположенными в границах земельных участков, собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

(статья с изменениями на 20 июля 2015 года, - см. предыдущую редакцию)

1. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ:

1) использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе;

2) использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения;

3) строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров.

Действия, указанные в части первой настоящего пункта, осуществляются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков без лицензии на право пользования участками недр местного значения.

2. Порядок осуществления действий, указанных в части первой пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9. Пользование участками недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых в границах предоставленных горных отводов и (или) геологических отводов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу иных видов полезных ископаемых

(наименование статьи с изменениями на 24 июня 2011 года, - см. предыдущую редакцию)

1. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов в соответствии с федеральным законом имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых (пункт с изменениями на 24 июня 2011 года, - см. предыдущую редакцию).

2. Порядок осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов устанавливается Правительством Свердловской области (пункт с изменениями на 25 апреля 2012 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 25. Формирование регионального перечня полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым

(наименование с изменениями на 25 апреля 2012 года, - см. предыдущую редакцию)

Свердловская область в лице Правительства Свердловской области в соответствии с федеральным законом осуществляет формирование совместно с Российской Федерацией в лице федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования регионального перечня полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым (абзац с изменениями на 25 апреля 2012 года, - см. предыдущую редакцию).


Распоряжение Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 9-р, правительства Свердловской области № 01-49-142 от 16 марта 2006 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области

Алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон);

Ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности);

Битумы и битуминозные породы;

Галька, гравий, валуны;

Гипс (кроме используемого в цементной промышленности и в медицинских целях);

Глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);

Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);

Доломиты (кроме используемого в металлургической, стекольной и химической промышленности);

Известковый туф, гажа;

Известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);

Кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

Магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности);

Мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы);

Мергель (кроме используемого в цементной промышленности);

Облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 - 2 группы);

Пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

Песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

Песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;

Сапропель (кроме используемого в лечебных целях);

Сланцы (кроме горючих);

Суглинки (кроме используемых в цементной промышленности);

Торф (кроме используемого в лечебных целях)».

Из статьи журнала «Учет в строительстве»№ 7, июль 2008

Чернозем должен быть использован

При строительстве на арендуемом у муниципалитета земельном участке образовалось много ненужного чернозема, можно ли его продать?

Нет, нельзя.

Это следует из общего требования, которое установлено пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса РФ. А именно: «При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель».

При этом порядок использования земель определяет исполнительный орган власти. В данном случае муниципалитет. В Москве, например, за соблюдением арендаторами земельных участков обязательств использования грунтов от экскавации в интересах города следят административно-технические инспекции (п. 2.13 распоряжения мэра Москвы от 29 октября 1998 г. № 1085-РМ «О введении системы регулирования, учета и контроля перемещения грунта на строительные объекты г. Москвы»).

Отвечала И.С. МИЛАКОВА,
начальник отдела налогов
и права департамента аудита
«НКГ «2К Аудит-Деловые
консультации»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка