Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
26 ноября 2015 121 просмотр

В структуре предприятия находится здравпункт, так как на предприятии имеются профессии с вредными и тяжелыми условиями труда.Расходы по здравпункту относим на управленческие расходы.На базе здравпункта дополнительно открываются:- физиотерапевтический кабинет;- кабинет теплолечения;- кабинет медицинского массажа;- ингаляторий;- кабинет вибромассажа.Вопрос: Как принимать расходы?


Учет таких расходов для целей налогообложения прибыли может вызвать претензии контролирующих органов. Официальных разъяснений по учету расходов на содержание таких кабинетов при здравпункте нет. Согласно официальной позиции контролирующих органов, расходы на содержание здравпункта можно учесть при расчете налога на прибыль в том случае, если необходимость наличия медпункта продиктована требованиями законодательства. В функции здравпунктов при организациях входит оказание услуг по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи. Услуги кабинетов физиотерапевтического, теплолечения, медицинского массажа, ингалятория и вибромассажа не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на обязательный медосмотр сотрудника

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на содержание медпункта (здравпункта), расположенного на территории организации

Да, можно, но при одновременном соблюдении двух условий:

    необходимость наличия медпункта должна быть продиктована требованиями законодательства. Такая необходимость возникает, например, если медпункт нужен для оказания первой (доврачебной) помощи на предприятиях с вредными и опасными условиями труда;
    медпункт должен входить в состав самой организации (т. е. не должен являться структурным подразделением другого предприятия, например, медицинского учреждения).

При соблюдении всех вышеперечисленных условий организация вправе учесть затраты на содержание медпункта (здравпункта) в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/269, от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/109, от 18 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/356, от 21 июня 2005 г. № 03-03-04/1/20, от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/1/69. Подтверждает такой подход арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 ноября 2009 г. № КА-А40/12347-09, Центрального округа от 8 октября 2009 г. № А23-3030/08А-14-189).

В остальных случаях, например, если организация проводит в созданном медпункте медосмотры сотрудников по своей инициативе и (или) он является структурным подразделением другой организации, расходы на содержание такого медпункта учесть нельзя (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют учесть расходы на содержание медпункта даже в тех случаях, когда необходимость в нем не связана с требованиями законодательства.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не связывает содержание медпункта на территории организации с наличием в ее деятельности вредных условий, факторов, предполагающих обязательное проведение медосмотров, или с требованием законодательства об оказании первой (доврачебной) помощи.

Поэтому, если расходы на содержание медпункта экономически обоснованны и документально подтверждены, их можно учитывать при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ). Даже если содержать медпункт и проводить медосмотры своих сотрудников организация не обязана.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых содержатся аналогичные выводы (см., например, постановления ФАС Московского округа от 19 июля 2007 г. № КА-А40/6818-07, Центрального округа от 9 ноября 2006 г. № А08-11753/05-25 и Поволжского округа от 5 сентября 2006 г. № А12-2078/2006-С29).

Однако в данном случае расходы на содержание медпункта необходимо обосновать дополнительно.

Во-первых, следует подтвердить, что наличие в организации медпункта по медицинским показаниям действительно необходимо для персонала. Например, для сотрудников, постоянно работающих на компьютерах, медосмотры рекомендованы пунктом 13.1 статьи 13 постановления от 3 июня 2003 г. № 118, которое вводит в действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Во-вторых, нужно, чтобы созданный медпункт был оборудован и функционировал под контролем квалифицированного специалиста. Например, медицинского работника (штатного или совместителя).

Если медпункт оказывает медицинские услуги не только сотрудникам, но и другим гражданам, учет доходов и расходов по такому подразделению ведите обособленно (ст. 275.1 НК РФ, письмо ФНС России от 2 сентября 2010 г. № ШС-37-3/10421). В таком случае медпункт может быть признан обслуживающим хозяйством. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы по деятельности обслуживающих производств и хозяйств. При этом право учесть затраты на содержание медпункта в составе расходов от деятельности обслуживающих производств и хозяйств не зависит от обязанности организации проводить медосмотры.

<…>

Письмо Минфина России от 05.03.2005 № 03-03-01-04/1/90

1. В соответствии с пп.7 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
При этом указанные расходы должны соответствовать положениям п.1 ст.252 Кодекса, согласно которому в целях гл.25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно ст.ст.209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанностью работодателя наряду с другими обязанностями является осуществление санитарно-бытовых, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в соответствии с требованиями охраны труда.
Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 № 229, такие существующие в системе здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты и медпункты, в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены и могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений.
По сообщению Минздрава России (письмо от 26.12.2002 № 2510/12993-02-23) функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в уставе хозяйственных субъектов медицинской деятельности.
Здравпункты призваны осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 № 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 27.10.2003 № 646).
Здравпункты не могут осуществлять вышеперечисленные мероприятия без медицинского персонала. Таким образом, здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника. При расчете штатов здравпунктов следует применять Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс.человек, утвержденные приказом Минздрава СССР от 11.10.82 № 999 (с изм. от 10.01.83, 30.05.86, 10.11.86, 29.09.89, 05.05.99, 16.10.2001).
Исходя из указанного Приказа организация может иметь непосредственно на своей территории в качестве структурного подразделения фельдшерский или врачебный здравпункт. В зависимости от этого в штате организации могут быть предусмотрены ставки фельдшера или врача-терапевта. Оплата труда указанного медперсонала здравпункта при условии наличия их в штате организации для целей налогообложения осуществляется в соответствии с положениями ст.255 Кодекса.
Для оказания неотложной доврачебной медицинской помощи пострадавшим здравпункты должны быть оснащены необходимым инвентарем и медикаментами. По вопросу о наименовании и количестве медикаментов, необходимых для функционирования здравпунктов, следует запросить мнение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В функции здравпунктов при организациях, по нашему мнению, не входит содержание стоматологического кабинета и оказание стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические услуги не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.
Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (далее - Приказ № 90) утверждены:
1) Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований (приложение 1 к приказу № 90);
2) Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу (приложение 2 к приказу № 90);
3) Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников (приложение 3 к приказу № 90);
4) Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу в соответствии с Временными перечнями NN 1 и 2 (приложение 4 к приказу № 90);
5) Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по его применению (приложение 5 к приказу № 90).
При применении приказа № 90 в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать, что в соответствии с приложением 1 к данному приказу обязательные медицинские осмотры предусмотрены для работников определенных профессий и только у соответствующих врачей-специалистов.
Пунктами 1.7.2 и 1.24 вышеназванного Временного перечня (приложение 1 к приказу № 90) предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников в лечебно-профилактическом учреждении один раз в год при работе с фтором и его неорганическими соединениями, а также с ртутью и ее соединениями.
Учитывая изложенное, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты по содержанию медпунктов (находящихся непосредственно на территории организации), необходимых для санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, по обеспечению медикаментами, а также оплата труда медицинских работников медпунктов, являющихся работниками организации, предусмотренные обязательными требованиями по организации труда в отдельных отраслях.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка