Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
26 ноября 2015 21 просмотр

Могут ли в налоговой проводить очную ставку по сотруднику? Выездная проверка не идет, комиссия создана на основании жалобы сотрудника в трудовую инспекцию. Вызвали руководителя и сотрудника на межведомственную комиссию, по письму из налоговой.Пригласили сотрудника в составе администрации прокуратуры налоговой, ОНП ГУВД по факту не выплаты з/п физ лицу. Вызывали руководителя. Теперь хотят вызвать сотрудника. Правомерно ли это? Каким документом определяется деятельность этих комиссий? в состав комиссии входит представитель налоговой, администрации. прокуратуры, налоговой полиции, на основании чего создается такая комиссия и хотелось бы знать ее полномочия, в частности об очной ставке сотрудника

очная ставка налоговым органом не проводится, т.к. является следственным действием, которое может осуществляться только в рамках УПК РФ следователем (ст.164, 192 УПК РФ).

Деятельность комиссий налоговых органов определяется Письмом ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Право налогового органа вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления для дачи пояснений закреплено пп. 4 п.1 ст.31 НК РФ.

Учитывая изложенное, представляется, что вызов сотрудника на заседание комиссии для дачи необходимых пояснений не противоречит действующему законодательству.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1

<…>

«Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

<…>

2. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

<…>

«Федеральная налоговая служба в целях усиления аналитической составляющей в работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы (далее - комиссия), созданных при налоговых органах, сообщает следующее.

Целью работы комиссии является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

<…>

При необходимости в состав комиссии налоговых органов следует включать представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры».

<…>

3. Распоряжение Правительства Москвы от 24.05.2006 № 867-РП «О Межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов»)

<…>

«1. Создать Межведомственную комиссию Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов (далее - Межведомственная комиссия).

<…>

5.1. Возложить на созданные рабочие группы (п. 6.4) работу с убыточными организациями; организациями, имеющими просроченную задолженность по уплате налогов в бюджет города Москвы; организациями, не обеспечивающими полноту уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, выплачивающими заработную плату работникам ниже уровня средней заработной платы по соответствующему виду деятельности и (или) имеющими просроченную задолженность по оплате труда (далее - проблемные организации), а также организациями, заключившими государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд города Москвы, но имеющими просроченную задолженность по уплате налогов в бюджет города Москвы и (или) налоговую нагрузку ниже среднеотраслевого уровня.

<…>

3.1. Для осуществления возложенных задач Межведомственная комиссия вправе:

3.1.1. Запрашивать в установленном порядке у органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, а также организаций всех форм собственности необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Межведомственной комиссии.

3.1.2. Привлекать к участию и заслушивать на своих заседаниях представителей органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, а также организаций всех форм собственности.

3.1.3. Вносить предложения в органы государственной власти города Москвы, федеральные органы государственной власти по вопросам создания благоприятных условий труда и его оплаты в городе Москве, а также полноты собираемости налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации и сокращения количества убыточных организаций».

<…>

4. Письмо Минфина РФ от 09.04.2010 № 03-02-08/21

<…>

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики с участием Федеральной налоговой службы рассмотрел письмо по вопросу о вызове в налоговый орган налогоплательщика на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах, и сообщается следующее.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Частью 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей».

<…>

5. Постановление ФАС ДВО от 23.11.2012 №А51-7538/2012

<…>

«Между тем судом не принято во внимание, что в соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

В данном случае к иным обстоятельствам относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, перечисленные в статье 32 НК РФ.

Право налогового органа вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления закреплено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

В целях реализации прав налоговых органов приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в которой предусмотрено, что налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Из содержания уведомления от 20.03.2012 № 04-19/04483 следует, что налогоплательщик приглашался на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями, где ему предлагалось дать пояснения по поводу полученных убытков и представить документы, в том числе по вопросу расхождения сведений бухгалтерской и налоговой отчетности.

Принимая во внимание предоставленное налоговому органу вышеуказанными нормоположениями право проведения налогового контроля, в том числе с вызовом налогоплательщика и получения от него пояснений, а также факт приглашения руководителя ООО «ПанАзия Лоджистикс» для дачи пояснений по вопросам расчетов с бюджетом и представления документов с целью побуждения к оценке полноты отражения в учете хозяйственных операций и правильности формирования отчетных данных, у судов отсутствовали основания для вывода о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности законными требованиями налогового органа».*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка