Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
26 ноября 2015 922 просмотра

Поставщик выставил нам счет-фактуру во 2 кв. 2015. Данная счет-фактура была отражена в книге покупок. В дальнейшем из налоговой инспекции была получена информация о том, что поставщик не отразил эту счет-фактуру в книге продаж. Поставщик подтверждает данную информацию и обещает, что позже будет сдана уточненная декларация. Может ли налоговая инспекция не принять к вычету заявленную сумму такой счет-фактуры?

Сначала вы должны сообщить налоговикам, что в вашей книге покупок все верно. Для этого заполните таблицу 1 из письма № ЕД-4-15/5752. В ней приведите запись по счетам-фактуре без изменений. После того как налоговики получат такой ответ от покупателя, они направят запрос поставщику. И тот сообщит (или не сообщит) им свои данные.
Если есть вероятность, что недобросовестный поставщик не начислит НДС и не подаст уточненную декларацию, то инспекторы могут снять вычет, обвинив вас в получении необоснованной налоговой выгоды. Тогда вам понадобятся документы, подтверждающие реальность сделки и должную осмотрительность:
—?договор;
—?товарные накладные;
—?выписка из ЕГРЮЛ по компании-поставщику и др.
Вы можете сразу приложить копии этих документов к пояснениям, направляемым в адрес налоговой.
А в будущем, выбирая контрагента (особенно по крупным сделкам), не лишним будет его проверить.
Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
• получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
• проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
• получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
• получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
• использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
• оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.
Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.
Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС
Организация не имеет права на вычет входного НДС:
если она не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим) (п. 1 ст. 171 НК РФ);
если она использует освобождение от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ. В этом случае суммы входного НДС включайте в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Ограничения в праве на вычет
Плательщики НДС, которые не используют освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, лишаются права на вычет:
если входной налог не предъявлен поставщиком (исполнителем);
если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, не приняты к учету;
если у организации отсутствует правильно оформленный счет-фактура с выделенной суммой входного НДС. При этом ошибки, которые не мешают однозначно идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также ставку и сумму налога, не лишают организацию права на вычет.
Это следует из положений статьи 171 и абзаца 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
<…>
Вычеты по счетам-фактурам недобросовестных поставщиков
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.
Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15, от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010, от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34, от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).
Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 8 октября 2008 г. № 12676/08, от 21 сентября 2007 г. № 11613/07, от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-18788/2011, Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А52-1477/2011, от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08, от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25), от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25), от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14), Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. № А57-11982/2011, Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21, Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2115-11, от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08, Уральского округа от 16 февраля 2012 г. № Ф09-38/12 № А07-1810/11, от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2).
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
Да, может.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть заполнены такие обязательные реквизиты, как наименование, адрес и ИНН поставщика. При этом данный документ должен содержать только достоверные сведения. Если поставщик не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то оформленный им счет-фактура составлен с нарушением указанного порядка. Следовательно, применить вычет по нему нельзя (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24.
Кроме того, организации, которые не числятся в ЕГРЮЛ, не являются юридическими лицами, а значит, не могут выступать в качестве поставщиков товаров и плательщиков налогов. На этом основании Президиум ВАС РФ в постановлении от 1 февраля 2011 г. № 10230/10 № А57-22072/2009 поддержал позицию налоговой инспекции, отказавшей организации в вычете по НДС.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять своих контрагентов.
Если же организация приняла к вычету НДС по счету-фактуре недобросовестного поставщика, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1, 3, 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
В этой ситуации налоговая инспекция может отказать в вычете входного НДС, а на сумму возникшей недоимки начислить пени и штраф (ст. 75, 122 НК РФ). Существуют примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7588/08, определения ВАС РФ от 29 мая 2009 г. № ВАС-6491/09, от 6 марта 2009 г. № ВАС-2369/09, от 29 января 2009 г. № ВАС-13530/08, от 5 декабря 2008 г. № 7011/08, от 24 октября 2008 г. № 13660/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2013 г. № А17-6117/2011, от 22 августа 2012 г. № А29-7981/2011, Дальневосточного округа от 24 октября 2012 г. № Ф03-4110/2012, от 5 октября 2011 г. № Ф03-4500/2011, Северо-Западного округа от 19 апреля 2013 г. № А66-8747/2012, от 25 октября 2012 г. № А26-7671/2011, Северо-Кавказского округа от 26 января 2011 г. № А01-990/2009, от 19 ноября 2008 г. № Ф08-6643/2008, Уральского округа от 18 февраля 2010 г. № Ф09-408/10-С2, от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8554/08-С3, от 28 августа 2008 г. № Ф09-6085/08-С3, Центрального округа от 19 октября 2011 г. № А54-6405/2010, от 11 октября 2011 г. № А35-10958/2010, от 15 января 2009 г. № А54-1525/2008С13, от 18 сентября 2008 г. № А36-436/2007, Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2011 г. № А03-15891/2010, от 16 февраля 2010 г. № А70-8542/2009, от 26 января 2009 г. № Ф04-165/2009(19513-А03-41), Поволжского округа от 11 марта 2013 г. № А65-15309/2012, от 23 апреля 2012 г. № А57-8622/2010, от 13 марта 2012 г. № А72-4064/2011, Восточно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № А10-1001/08-Ф02-7024/08).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету НДС по счету-фактуре поставщика, который, как оказалось, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Они заключаются в следующем.
Факт нарушения контрагентом своих обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
организация действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, числятся ли ее контрагенты в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и не устанавливает зависимости между таким действиями и вычетом НДС.
Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 12658/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2009 г. № А56-52585/2007, от 9 июня 2008 г. № А44-2525/2007, Поволжского округа от 9 июля 2009 г. № А55-15897/2008, Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10012-06, Волго-Вятского округа от 17 августа 2007 г. № А79-4545/2006, Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А19-24415/06-40-04АП-484/07-Ф02-3108/07, Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8106/2006(29045-А27-41), Уральского округа от 18 марта 2008 г. № Ф09-1522/08-С3, от 23 мая 2007 г. № Ф09-3831/07-С2).
Более того, контрагент может не числиться в ЕГРЮЛ по ошибке. Например, если при регистрации (внесении изменений в регистрационные данные) налоговая инспекция неправильно внесла сведения об организации в реестр. На практике подобные случаи бывают. В результате такой ошибки официально зарегистрированная организация формально может отсутствовать в ЕГРЮЛ. Следствием этого будет отказ в вычете НДС по счетам-фактурам, полученным от такой организации и отраженным в разделе 8 налоговой декларации. Скорее всего, обнаружив такие счета-фактуры, инспекция затребует у организации-покупателя пояснения. В этом случае следует запросить контрагента о причинах такого несоответствия. Если поставщик сообщит об ошибке, допущенной в ЕГРЮЛ, эту информацию необходимо будет передать в налоговую инспекцию в виде пояснений.
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке (включая встречную проверку) обнаружено, что поставщик не находится по адресу, указанному в счете-фактуре
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя, поскольку счет-фактура содержит недостоверные сведения. Налоговый вычет по такому счету-фактуре может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности).
Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177. Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.
Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 20 мая 2009 г. № ВАС-5978/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 11 февраля 2009 г. № ВАС-15953/08, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, постановления ФАС Московского округа от 2 августа 2012 г. № А40-68488/11-91-292, от 11 февраля 2010 г. № КА-А40/104-10, от 29 января 2009 г. № КА-А40/13030-08-П, Уральского округа от 19 ноября 2012 г. № Ф09-10996/12, Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2012 г. № А19-18519/2011, от 28 июня 2012 г. № А19-14702/2011, Западно-Сибирского округа от 21 июня 2012 г. № А27-18161/2011, от 17 февраля 2010 г. № А27-1835/2009, Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А12-7755/2008, от 20 ноября 2008 г. № А57-3286/08, Волго-Вятского округа от 2 июля 2009 г. № А11-9745/2008-К2-20/513-А, от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008, Дальневосточного округа от 10 июня 2011 г. № Ф03-2001/2011, от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2012 г. № А53-21257/2011, от 16 февраля 2010 г. № А53-12897/2009).
Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия контрагента по адресу, указанному в счете-фактуре, сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанность проверять, находятся ли ее поставщики по адресам, указанным в счетах-фактурах, и не устанавливает связи между их фактическим местонахождением и правом покупателя на вычет по НДС. Нет в Налоговом кодексе РФ и зависимости между правом покупателя на вычет по НДС и результатами встречных проверок поставщиков, выставлявших счета-фактуры (см., например, определения ВАС РФ от 21 февраля 2011 г. № ВАС-939/11, от 27 января 2010 г. № ВАС-18046/09, от 31 июля 2009 г. № ВАС-1656/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 19 марта 2009 г. № ВАС-2576/09, от 23 декабря 2008 г. № 16917/08, от 26 мая 2008 г. № 6809/08, от 8 апреля 2008 г. № ВАС-3855/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2010 г. № А33-22148/2009, от 23 июня 2010 г. № А19-18164/09, от 2 декабря 2008 г. № А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, от 5 февраля 2008 г. № А19-8263/07-57-Ф02-9893/07, Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. № Ф03-225/2011, от 2 февраля 2011 г. № Ф03-10008/2010, от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4679/2009, от 8 октября 2008 г. № Ф03-3910/2008, Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. № Ф08-6708/2008, Северо-Западного округа от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 4 декабря 2008 г. № А26-584/2008, Поволжского округа от 9 апреля 2013 г. № А65-17639/2012, от 13 июня 2012 г. № А12-14386/2011, от 29 апреля 2010 г. № А57-9302/2009, Западно-Сибирского округа от 13 октября 2008 г. № Ф04-3069/2008(12960-А45-25), Московского округа от 28 сентября 2011 г. № А40-125598/10-127-717, от 17 июня 2011 г. № КА-А40/3807-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А41/2786-10, от 13 февраля 2009 г. № КА-А40/406-09, Уральского округа от 24 сентября 2012 г. № Ф09-8572/12, от 30 мая 2012 г. № Ф09-3884/12, Центрального округа от 15 марта 2012 г. № А64-2298/2011, от 6 октября 2008 г. № А14-4281/2007186/24, Волго-Вятского округа от 19 декабря 2011 г. № А79-12129/2010, от 14 ноября 2011 г. № А43-26780/2010).
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. В ходе проверки установлено, что исполнитель не имеет необходимой лицензии. Приобретенные работы (услуги) подлежат обязательному лицензированию
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 13 октября 2008 г. № 12680/08, постановление ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012, от 14 ноября 2012 г. № А57-21633/2011, Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. № А45-20678/2012, от 4 декабря 2012 г. № А70-59/2012, Уральского округа от 12 апреля 2013 г. № Ф09-2932/13, Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2012 г. № А19-11155/2011, Волго-Вятского округа от 24 декабря 2012 г. № А31-123/2012). Поэтому при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять наличие у контрагентов нужных лицензий.
Вместе с тем, существует и другая позиция, которая тоже подтверждается арбитражной практикой. В данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия у контрагента необходимой лицензии сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Такой вывод непосредственно следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В частности, это означает, что:
организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, имеется ли у контрагента необходимая лицензия, и не устанавливает зависимости между ее наличием и вычетом НДС (см., например, определения ВАС РФ от 3 октября 2008 г. № 12888/08, от 11 января 2008 г. № 17897/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2012 г. № А52-1812/2012, от 9 октября 2009 г. № А56-13367/2009, от 29 июля 2009 г. № А05-13113/2008, от 1 октября 2007 г. № А05-1960/2007, Северо-Кавказского округа от 28 июля 2008 г. № Ф08-4247/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № А19-9585/07-52-5-Ф02-5297/08, Волго-Вятского округа от 28 марта 2013 г. № А17-880/2012, Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2013 г. № А03-10322/2012, Московского округа от 29 января 2013 г. № А40-68959/11-107-298, Поволжского округа от 24 октября 2012 г. № А72-9723/2011, от 6 мая 2008 г. № А65-18426/07, Уральского округа от 11 февраля 2009 г. № Ф09-313/09-С3, от 12 марта 2008 г. № Ф09-1381/08-С2). Гражданский кодекс РФ также предусматривает, что требование о наличии лицензии адресовано только той организации, которая осуществляет лицензируемую деятельность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Ситуация: как проверить сведения о контрагенте с целью выявления признаков недобросовестности
При необходимости проверить информацию о контрагенте можно несколькими способами.
1. Запросить соответствующие данные (в частности, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию лицензии) непосредственно у контрагента.
2. Получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.
3. Обратиться в налоговую инспекцию по местонахождению контрагента:
с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения информации о контрагенте (например, ИНН/КПП, адрес, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности);
с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения копии лицензии.
Такое право прописано в пункте 20 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н.
Инспекция должна предоставить соответствующие сведения в течение пяти дней (в этом случае плата составляет 200 руб. за каждый документ). При необходимости можно попросить предоставить информацию срочно – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (в этом случае плата составляет 400 руб. за каждый документ). Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 462.
4. Получить на сайте ФНС России (www.nalog.ru) доступ к еженедельно обновляемым копиям ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Стоимость доступа составляет:
за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений – 50 000 руб.;
за однократное предоставление обновленных сведений – 5000 руб.;
за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 000 руб.
Такой порядок оплаты за предоставление сведений предусмотрен пунктом 39 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н.
5. Получить через Интернет краткую информацию о контрагенте бесплатно (в т. ч. о присвоенном ему ЕГРН). Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в раздел «Электронные сервисы», а затем пройдите по ссылке «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Чтобы получить информацию, достаточно знать один из реквизитов контрагента (название организации, ИНН, ОГРН или наименование). Название организации следует вводить без кавычек и организационно-правовой формы, а также учитывать, что поиск проводится по ее полному наименованию.
6. Получить через Интернет информацию о том, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией. Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru), в разделе «Электронные сервисы» пройдите по ссылке «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Затем в подразделе «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес» пройдите по ссылке «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке».
Такие же меры для проверки контрагентов рекомендует принимать Минфин России (письма от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-113, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).
7. Запросить в налоговой инспекции по месту учета контрагента информацию об исполнении контрагентом налоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Следует отметить, что в некоторых случаях налоговые инспекции отказывают в предоставлении подобной информации, ссылаясь на налоговую тайну. Однако согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ такая информация к налоговой тайне не относится. Поэтому отказ налоговой инспекции является неправомерным. Аналогичная точка зрения по данному вопросу отражена в письмах Минфина России от 4 июня 2012 г. № 03-02-07/1-134, ФНС России от 30 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/20268. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см. например, определение ВАС РФ от 1 декабря 2010 г. № ВАС-16124/10, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. № А27-25441/2009, от 16 июля 2010 г. № А27-25724/2009, Уральского округа от 1 сентября 2010 г. № Ф09-6957/10-С3).
<…>
Из статьи журнала «Главбух» № 22, Ноябрь 2015
Что означают коды в запросах налоговиков по НДС
4 кода использует программа ФНС, когда формирует требования пояснений по НДС
На камералках по НДС проверочная программа налоговиков сравнивает счета-фактуры в декларациях поставщика и покупателя. Если обнаруживает нестыковки, то формирует требование пояснений. В этом требовании есть таблица, последняя графа которой называется «Справочно: код возможной ошибки». А код — цифровой. Знаете ли вы, сколько всего таких кодов и что означает каждый из них? Мы побывали на специальном вебинаре, на котором специалисты ФНС России как раз и рассказали, что означает каждый код и какие пояснения в связи с этим представлять. Делимся подробной информацией с вами.
Сначала посмотрите таблицу на этой странице ниже. В ней мы показали, где именно в требованиях искать код ошибки, и коротко рассказали, что он означает. Далее можно прочитать все про каждый код.
Что означают коды в требованиях по НДС
Код В какой графе требования искать Что означает
1 В графе 20 таблицы с разделом 8. Компания отразила счет-фактуру в декларации, а у контрагента нет записи по этому счету-фактуре.
2 В графе 20 таблицы с разделом 8.В графе 23 таблицы с разделом 9. В декларации компании расходятся данные книги покупок и книги продаж.
3 В графе 22 таблицы с разделом 10.В графе 21 таблицы с разделом 11. В декларации посредника расходятся данные журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур.
4 В графе 20 таблицы с разделом 8.В графе 23 таблицы с разделом 9. Ошибка в конкретной графе книги покупок или книги продаж. Номер этой графы стоит после кода 4 в квадратных скобках. Например, 4 [3].
Код 1
Код 1 обозначает, что покупатель заявил вычет по счету-фактуре, а поставщик не начислил в декларации НДС по этому счету-фактуре.
Инспекторы называют такую нестыковку налоговым разрывом. Специалисты некоторых налоговых инспекций разъясняют, что в этом случае покупатель должен не сдавать пояснения, а убирать вычет из книги покупок и подавать уточненку. Об этом мы узнали у наших читателей. Но на вебинаре специалисты ФНС подтвердили, что у компании нет такой обязанности.
Если вы получили запрос с кодом 1, сверьте свою книгу покупок с книгой продаж поставщика. Возможно, или вы, или контрагент зарегистрировали счет-фактуру сразу с несколькими ошибками: в реквизитах, ИНН/КПП, стоимости. Вот программа и не может сопоставить записи по этому счету-фактуре в декларациях. Если поставщик не готов сверяться, то хотя бы узнайте у него, зарегистрировал ли он спорный счет-фактуру в книге продаж.
Покупатель с ошибками зарегистрировал счет-фактуру в книге покупок. Если сверка выявила ошибку в вашей книге покупок, то приведите в пояснениях правильные данные. Для этого заполните таблицу 2 (рекомендованная форма есть в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752).
Еще по этой теме
Как составить пояснения по форме, разработанной налоговиками.
Поставщик с ошибками зарегистрировал счет-фактуру в книге продаж. А в вашей отчетности все верно. Тогда вы, как покупатель, должны сообщить налоговикам, что в вашей книге покупок все верно. Для этого заполните таблицу 1 из того же письма № ЕД-4-15/5752. В ней приведите запись по счету-фактуре без изменений.
После того как налоговики получат такой ответ от покупателя, они направят запрос поставщику. И тот сообщит им правильные данные счета-фактуры, заполнив таблицу 2.
Поставщик забыл зарегистрировать счет-фактуру или к его декларации подцепилась книга продаж за старый квартал. Покупатель должен сообщить налоговикам в таблице 1, что указал в декларации правильные данные. А поставщик должен будет сдать уточненку.
Недобросовестный поставщик не начислил НДС. Это наиболее рискованный вариант для покупателя. Такой поставщик вряд ли станет подавать уточненку. Поэтому велика вероятность, что инспекторы снимут вычеты, обвинив покупателя в получении необоснованной налоговой выгоды. Тогда компании понадобятся документы, подтверждающие реальность сделки и должную осмотрительность:
—?договор;
—?товарные накладные;
—?выписка из ЕГРЮЛ по компании-поставщику и др.
Можно сразу приложить эти документы к пояснениям. Другой вариант — в пояснениях сказать только, что декларация правильная. А документы предоставить уже тогда, когда их запросят налоговики.
Частые вопросы
Ответы на вопросы про пояснения
1. Из налоговой пришло требование сдать пояснения. Значит ли это, что новые запросы по этой декларации уже не поступят?
Нет, не значит. В ходе камералки одной декларации налоговики могут высылать и несколько запросов. Программа ФНС может формировать требования поэтапно. Кроме программной сверки декларации налоговики проводят и другие проверки. Например, могут сравнить выручку в декларациях по НДС и налогу на прибыль и запросить пояснения о расхождении.
2. В требовании налоговики просят пояснить показатели приложения 1 к разделу 8. Но компания это приложение не сдавала. Что ответить?
Посмотрите, нет ли в самом разделе 8 счета-фактуры, о котором спрашивают налоговики. Если нет, то сообщите налоговикам в произвольной форме, что не подавали приложение 1. Если есть, подайте пояснения по этому счету-фактуре. Не обращайте внимания на то, что в требовании упоминается не сам раздел 8, а приложение к нему. Скорее всего это техническая ошибка.
3. Налоговики запросили пояснения по разделу 8 декларации. Чтобы разобраться, бухгалтер покупателя проверил книгу покупок и обнаружил ошибки в реквизитах поставщика и сумме НДС — завышен вычет. Подавать ли с пояснениями уточненку?
Сдайте только уточненку. Пояснений будет недостаточно, ведь компания занизила налог (ст. 81 НК РФ). В уточненной декларации заодно исправьте ошибки в ИНН/КПП поставщика.
4. В книге покупок ошибки в реквизитах счета-фактуры. Как исправить — подать пояснения в свободной форме или заполнить электронную таблицу, рекомендованную ФНС?
Законны оба варианта. Но удобнее заполнить таблицу. Ведь нужно только сообщить налоговикам правильные реквизиты счета-фактуры. Что-то дополнительно пояснять не требуется. Табличный ответ налоговики сразу загрузят в программу. А данные из обычных бумажных пояснений станут вводить вручную. Если ошибутся, то программа сформирует новый запрос.
Код 2
Код 2 означает, что в книге продаж и книге покупок компании расходятся данные об одной и той же операции. То есть речь уже о нестыковках внутри отчетности самой компании, а не о расхождениях между декларациями покупателя и поставщика.
Один и тот же счет-фактуру компания регистрирует в книге продаж и книге покупок, если сначала начисляет налог, а затем сама же принимает его к вычету. Рассмотрим частые ситуации.
Авансовый НДС. Поставщик начисляет НДС с аванса, а при отгрузке товаров заявляет вычет этой суммы (п. 6 ст. 172 НК РФ). Программа сформирует запрос, если обнаружит, что в декларации есть вычет, но компания не начисляла налог по этому счету-фактуре.
Получив запрос с кодом 2, проверьте, зарегистрировала ли компания авансовый счет-фактуру в книге продаж. Если нет, то отразите его в дополнительном листе книги продаж за тот квартал, в котором поступил аванс, доплатите налог и пени и сдайте уточненку (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Возможно, проблема не в том, что в книге продаж нет нужного счета-фактуры. А в том, что этот счет-фактуру зарегистрировали с ошибками. Если ошибка влияет на сумму налога в декларации, то подайте уточненку. Если не влияет, то достаточно направить пояснения. Для этого заполните рекомендованную таблицу 2.
Агентский НДС. Запросы с кодом 2 могут получать и налоговые агенты. Например, компании, которые арендуют муниципальное имущество. Такие организации удерживают НДС, составляют счет-фактуру и регистрируют его в книге продаж. А затем заявляют вычет по этому счету-фактуре в книге покупок. Получив запрос, действуйте по тому же алгоритму, что и для авансового НДС.
На заметку
Три частые ошибки в декларациях по НДС
1. Задвоение книги продаж и книги покупок.Из-за технической ошибки в декларацию ошибочно включили книгу продаж и книгу покупок и за отчетный, и за предыдущий квартал. Либо декларация вместо текущих книги покупок и книги продаж содержит эти регистры за предыдущий квартал. Из-за этого сумма в разделе 3 декларации расходится с разделами 8 и 9. Чтобы исправить, подайте уточненку.
2. В книге покупок есть лишние счета-фактуры. Компания зарегистрировала все счета-фактуры в книге покупок. Затем решила уменьшить общую сумму вычетов в разделе 3. При проверке контрольных соотношений программа спецоператора должна сообщить об ошибке. Если ее не исправить, налоговики запросят пояснения. Поэтому если компания не заявляет вычет по счетам-фактурам, то не нужно регистрировать их в книге покупок.
3. Покупатель объединил данные из нескольких счетов-фактур. Поставщик выставил покупателю несколько счетов-фактур. А покупатель ввел в книгу покупок один из них. А стоимость указал суммарную из нескольких счетов-фактур. Программа не сможет сопоставить этот счет-фактуру с отчетностью поставщика, и налоговики запросят пояснения. Чтобы исправить, подайте уточненку.
Код 3
Код 3 означает, что в декларации посредника есть несоответствия между журналом полученных и выставленных счетов-фактур.
При отгрузке товаров покупателю комиссионер выставляет счета-фактуры и регистрирует их в части 1 журнала учета. Затем комиссионер должен получить от комитента счета-фактуры на отгрузку этих товаров и зарегистрировать в части 2 журнала учета.
Если комиссионер не продает, а приобретает товары для комитента, то он получает счета-фактуры от поставщиков и отражает в части 2 журнала учета. Затем перевыставляет счета-фактуры комитенту и регистрирует их в части 1 журнала учета.
В обоих случаях программа может выявить расхождение между данными счетов-фактур в части 1 и части 2. Например, ошибки в реквизитах счета-фактуры или ИНН контрагентов. Тогда правильные данные можно направить налоговикам в таблице 2 пояснений.
Код 4
Код 4 означает ошибки в отдельных графах книги покупок и книги продаж. Как правило, такое происходит, если покупатель приводит в книге покупок неверные реквизиты счета-фактуры, ИНН поставщика или стоимость товаров. Кстати, больше всего требований приходит с кодом 4.
В каком реквизите искать ошибку, можно тоже определить по коду. В требовании после номера кода 4 в скобках приводится номер графы, в которой компания скорее всего указала неправильные данные. Это номер графы не в утвержденной форме книги покупок, а в том варианте книги покупок, который приведен в требовании налоговиков.
Например, налоговики выслали требование по книге покупок и в графе «Код возможной ошибки» указали 4 [3]. Графа 3 в книге покупок, которая приведена в требовании, — это номер счета-фактуры. Значит, в этом реквизите и надо искать ошибку.
Важная деталь
В пояснениях — строка «Пояснения» таблицы 2 — приводите только те данные, в которых изначально была ошибка.
Если ошибка не влияет на сумму налога, приведите правильные показатели в рекомендованной налоговиками таблице 2. В строке «Расхождение» приведите ошибочную запись без изменений. А в строке «Пояснение» — правильные данные именно в тех графах, в которых были ошибки. Например, если ошибка в номере счета-фактуры, укажите в строке «Пояснение» в графе «Номер счета-фактуры» правильный номер. Остальные графы этой строки лучше не заполнять.
Такой алгоритм заполнения таблиц приведен на сайте nalog.ru в разделе «НДС 2015». Он связан с тем, что пояснения по утвержденной форме налоговики обрабатывают автоматически. Не исключено, что дополнительные данные в таблице программа посчитает ошибкой и налоговики еще раз затребуют у компании пояснения.
Если же ошибка влияет на сумму налога, пояснения составлять не нужно. Сдайте только уточненку.
<…>
Ответ утвержден Натальей Колосовой,
руководителем направления ВИП-поддержки
8 800 333-01-13
Если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы хотите обсудить полученный ответ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка