Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Шины: как учесть покупку, замену и списание

Подписка
Срочно заберите все!
№23
27 ноября 2015 25 просмотров

Каждый раз, за два месяца до окончание квартала нам присылает письмо налоговая, с просьбой указать сколько будет перечислений в бюджет по налогу на прибыль и по НДС, потом еще постоянно звонят и уточняют. Обязаны ли мы вообще давать такую информацию?

нет, не обязаны.

Налоговая инспекция вправе требовать письменные или устные пояснения от организации, вообще любую информацию, только в рамках проведения проверок – выездных, камеральных, встречных, в рамках проверки контролируемых сделок (ст. 93.1 НК РФ). Требовать какие-либо пояснения до того, как организация подает декларацию по налогу на прибыль или декларацию по НДС, т. е. до того, как начинается камеральная проверка, налоговый орган не вправе.

Кроме того, все требования к налогоплательщику инспекция должна оформлять письменно, поэтому такую устную просьбу, заявленную до подачи соответствующей декларации, налогоплательщик вправе проигнорировать.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях, в требовании о представлении документов должно быть указание на выявленные ошибки и противоречия.

В случае требования устных пояснений налогоплательщику направляется уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Поэтому устное требование инспекции предоставить информацию по НДС и налогу на прибыль, заявленное по телефону, без письменного уведомления, с передачей информации также по телефону (без необходимости явится в инспекцию) - считается незаконным. Исполнять его организация не обязана.

Однако в рамках сотрудничества с инспекцией, чтобы в будущем у нее не возникло необходимости требовать необходимую информацию письменно, или, например, инициировать выездную проверку, если налогоплательщик готов предоставить необходимую ИФНС информацию – это можно сделать.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Основные права инспекций

Права налоговых инспекций при работе с организациями (налогоплательщиками и налоговыми агентами) установленыстатьей 31 Налогового кодекса РФ и статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1. В частности, налоговые инспекции вправе:

    требовать от организации документы, подтверждающие правильность расчета налогов и их уплату в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Форма требования утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/18;
    проводить налоговые проверки деятельности организации (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ);
    налагать арест на имущество организации в порядке, предусмотренном статьей 77 Налогового кодекса РФ (подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ);
    взыскивать с организации недоимку по налогам (сборам), пени, штрафы, а также проценты с сумм НДС, излишне возмещенных в заявительном порядке и подлежащих возврату в бюджет, в соответствии со статьями 46, 47 и 176.1Налогового кодекса РФ (подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ);
    подавать в суд исковые заявления о признании сделок организации недействительными (п. 11 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1);
    подавать в суд исковые заявления о ликвидации организации или о признании недействительной ее госрегистрации (п. 11 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1);
    приостанавливать операции по банковским счетам организации в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как рассчитать налог на прибыль

<…>

Расчет налога и авансовых платежей

Как сумму налога по ставке 20 процентов, так и сумму авансовых платежей по нему рассчитывайте отдельными суммами, перечисляемыми в:

    федеральный бюджет;
    региональный бюджет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Сумму авансового платежа по налогу на прибыль за отчетный период определите по формулам:
Авансовый платеж по налогу на прибыль за отчетный период, зачисляемый в федеральный бюджет    =    Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, за отчетный период    ?    Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2%)
Авансовый платеж по налогу на прибыль за отчетный период, зачисляемый в региональный бюджет    =    Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, за отчетный период    ?    Ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет (18% или ниже, если это установлено региональным законодательством)


Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20 процентов

Отчетным периодом для налога на прибыль в организации является квартал. Региональная ставка по налогу на прибыль – 18 процентов.

Доходы организации в I квартале, облагаемые по ставке 20 процентов, составили 1 200 000 руб., а расходы, связанные с получением этих доходов, – 2 000 000 руб. Таким образом, в I квартале организация получила убыток 800 000 руб. (2 000 000 руб. – 1 200 000 руб.). Налоговая база и авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал равны 0.

Доходы организации во II квартале, облагаемые по ставке 20 процентов, составили 2 500 000 руб., а расходы, связанные с получением этих доходов, – 1 000 000 руб. Следовательно, по итогам полугодия доходы и расходы организации составляют:
– доходы – 3 700 000 руб. (1 200 000 руб. + 2 500 000 руб.);
– расходы – 3 000 000 руб. (2 000 000 руб. + 1 000 000 руб.).

Налоговая база по итогам полугодия равна 700 000 руб. (3 700 000 руб. – 3 000 000 руб.). Авансовый платеж по налогу на прибыль за этот отчетный период составляет:
– в федеральный бюджет – 14 000 руб. (700 000 руб. ? 2%);
– в региональный бюджет – 126 000 руб. (700 000 руб. ? 18%).

По итогам года рассчитайте сумму налога на прибыль по таким формулам:
Налог на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, зачисляемый в федеральный бюджет    =    Налоговая база по налогу на прибыль за год    ?    Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2%)

 
Налог на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, зачисляемый в региональный бюджет    =    Налоговая база по налогу на прибыль за год    ?    Ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет (18% или ниже, если это установлено региональным законодательством)


Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:

    налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
    других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

<…>

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

    представить документы;
    представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
    представить устные пояснения;

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

    если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
    если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
    если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
    если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
    если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
    если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
    если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
    если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. При совершении этих операций НДС могут не платить любые организации. Следовательно, истребование каких-либо документов, подтверждающих право на освобождение в подобных операциях, не допускается.

Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмом Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

<…>

Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке

Нет, не нужно.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого вывода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, ФАС Московского округаот 12 января 2010 г. № КА-А40/14809-09, от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6618-09, Центрального округа от 7 июля 2009 г. № А08-900/2009-16, Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2009 г. № А19-14101/08, от 25 мая 2009 г. № А33-15083/08-Ф02-2251/09, Уральского округа от 2 марта 2009 г. № Ф09-762/09-С3, от 2 декабря 2008 г. № Ф09-8292/08-С2).

Вызов в инспекцию

В ходе камеральной налоговой проверки инспекция также вправе потребовать устные пояснения от организации (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений.Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.


Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекциям рекомендовано применять форму, образец которой приведен в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения, а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).

Ситуация: должна ли инспекция сообщать организации об ошибках (противоречиях), обнаруженных (выявленных) в ходе камеральной налоговой проверки

Да, должна. Сообщение о выявленных ошибках и обнаруженных противоречиях является обязанностью инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем, несоблюдение инспекцией этой обязанности не является основанием для отмены решения по камеральной проверке. Безусловным основанием для отмены решения является нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Несообщение организации о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках и противоречиях к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка