Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 декабря 2015 13 просмотров

Принят ли закон для руководителей ООО о уголовной ответственности о сокрытии налогов.? В каком размере?Какие меры имеет право принять налоговый орган, если выясниться, что общество с ограниченной ответственностью заключало договора и осуществляло деятельность с предприятием однодневкой.?

1. Нет, пока законопроект № 717519-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности работодателей за сокрытие налоговой базы и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» не принят. 9.02.2015 года он был внесен на рассмотрение в Государственную думу ФС СФ, а 26.03.2015 было принято решение

вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы. Сейчас законопроект находится на доработке, дата рассмотрения его в первом чтении не назначена (см. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=717519-6).

Если он будет принят, налогового агента будет ждать штраф в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного НДФЛ, но не менее 200 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде. Должностные лица, виновные в выплате серой зарплаты, заплатят административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Плательщик НДФЛ будет обязан уплатить налог, если ему станет достоверно известно, что налоговый агент не удержал из его дохода и не перечислил НДФЛ.

2. Если будет выяснено, что контрагент организации- фирма – однодневка, инспекция может лишить организацию права на вычет НДС. Соглашения с неблагонадежным контрагентом ИФНС расценивает как получение необоснованной налоговой выгоды, если организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1311 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В этой ситуации налоговая инспекция может отказать в вычете входного НДС, а на сумму возникшей недоимки начислить пени и штраф (ст. 75122 НК РФ).

Обоснование

Из ситуации Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)

Да, может.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть заполнены такие обязательные реквизиты, как наименование, адрес и ИНН поставщика. При этом данный документ должен содержать только достоверные сведения. Если поставщик не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то оформленный им счет-фактура составлен с нарушением указанного порядка. Следовательно, применить вычет по нему нельзя (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24.

Кроме того, организации, которые не числятся в ЕГРЮЛ, не являются юридическими лицами, а значит, не могут выступать в качестве поставщиков товаров и плательщиков налогов. На этом основании Президиум ВАС РФ в постановлении от 1 февраля 2011 г. № 10230/10 № А57-22072/2009 поддержал позицию налоговой инспекции, отказавшей организации в вычете по НДС.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, при заключении сделок следует проявлять осторожность ипри необходимости проверять своих контрагентов.

Если же организация приняла к вычету НДС по счету-фактуре недобросовестного поставщика, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1311 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

В этой ситуации налоговая инспекция может отказать в вычете входного НДС, а на сумму возникшей недоимки начислить пени и штраф (ст. 75122 НК РФ). Существуют примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7588/08, определения ВАС РФ от 29 мая 2009 г. № ВАС-6491/09от 6 марта 2009 г. № ВАС-2369/09от 29 января 2009 г. № ВАС-13530/08от 5 декабря 2008 г. № 7011/08,от 24 октября 2008 г. № 13660/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2013 г. № А17-6117/2011от 22 августа 2012 г. № А29-7981/2011, Дальневосточного округа от 24 октября 2012 г. № Ф03-4110/2012от 5 октября 2011 г. № Ф03-4500/2011, Северо-Западного округа от 19 апреля 2013 г. № А66-8747/2012от 25 октября 2012 г. № А26-7671/2011, Северо-Кавказского округа от 26 января 2011 г. № А01-990/2009от 19 ноября 2008 г. № Ф08-6643/2008, Уральского округа от 18 февраля 2010 г. № Ф09-408/10-С2от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8554/08-С3от 28 августа 2008 г. № Ф09-6085/08-С3, Центрального округа от 19 октября 2011 г. № А54-6405/2010от 11 октября 2011 г. № А35-10958/2010от 15 января 2009 г. № А54-1525/2008С13от 18 сентября 2008 г. № А36-436/2007, Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2011 г. № А03-15891/2010от 16 февраля 2010 г. № А70-8542/2009от 26 января 2009 г. № Ф04-165/2009(19513-А03-41), Поволжского округа от 11 марта 2013 г. № А65-15309/2012от 23 апреля 2012 г. № А57-8622/2010от 13 марта 2012 г. № А72-4064/2011Восточно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № А10-1001/08-Ф02-7024/08).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету НДС по счету-фактуре поставщика, который, как оказалось, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Они заключаются в следующем.

Факт нарушения контрагентом своих обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организация действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, числятся ли ее контрагенты в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и не устанавливает зависимости между таким действиями и вычетом НДС.

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 12658/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2009 г. № А56-52585/2007от 9 июня 2008 г. № А44-2525/2007Поволжского округа от 9 июля 2009 г. № А55-15897/2008,Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10012-06Волго-Вятского округа от 17 августа 2007 г. № А79-4545/2006Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А19-24415/06-40-04АП-484/07-Ф02-3108/07Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8106/2006(29045-А27-41), Уральского округа от 18 марта 2008 г. № Ф09-1522/08-С3от 23 мая 2007 г. № Ф09-3831/07-С2).

Более того, контрагент может не числиться в ЕГРЮЛ по ошибке. Например, если при регистрации (внесении изменений в регистрационные данные) налоговая инспекция неправильно внесла сведения об организации в реестр. На практике подобные случаи бывают. В результате такой ошибки официально зарегистрированная организация формально может отсутствовать в ЕГРЮЛ. Следствием этого будет отказ в вычете НДС по счетам-фактурам, полученным от такой организации и отраженным в разделе 8 налоговой декларации. Скорее всего, обнаружив такие счета-фактуры, инспекция затребует у организации-покупателя пояснения. В этом случае следует запросить контрагента о причинах такого несоответствия. Если поставщик сообщит об ошибке, допущенной в ЕГРЮЛ, эту информацию необходимо будет передать в налоговую инспекцию в виде пояснений.

ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ ОТ 08.08.2007 № 15-08/075418 «О мониторинге организаций с низкой заработной платой (извлечение)»

«Управление ФНС России по г.Москве <...> сообщает следующее.

Налоговые органы г.Москвы в настоящее время проводят активную работу по выявлению организаций, работающих по "теневым" схемам выплаты заработной платы. "Теневой" или "серой" заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая "в конвертах", страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой заработной платы. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц. Уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей.Оплата труда является основной составляющей налоговой базы по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.Поэтому под пристальное внимание налоговых органов попадают организации с официальной заработной платой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выплачиваются неучтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения денежные средства.Происхождение неучтенных наличных денежных средств у организации понимают все, и такая ситуация даст налоговым органам основание предполагать наличие у организаций налоговых правонарушений не только по "зарплатным" налогам. В большинстве случаев предположения налоговых органов подтверждаются при проверках.Налоговые органы Москвы осуществляют мониторинг всех организаций города, выплачивающих низкую заработную плату. При этом вопросы увеличения налогооблагаемой базы по "зарплатным" налогам решаются путем заслушивания руководителей организаций на специальной Комиссии, направления в организации письменных обращений, передачи материалов в префектуры и городскую инспекцию труда. Проводятся также выездные проверки организаций, имеющих признаки ухода от налогообложения единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.Таким образом, функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация - полную занятость штатных работников или работу по совместительству».

Из рекомендации: Способ выгодно использовать предел для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

Организация может снизить размер взносов на обязательное страхование, если иногда будет начислять премии, предназначенные для всего коллектива, только на одного сотрудника, зарплата которого превышает предельную величину начисления страховых взносов. Фактически же премия впоследствии будет перераспределяться между всеми сотрудниками.

В 2015 году страховые взносы по общему тарифу нужно начислять, пока выплаты сотруднику нарастающим итогом с начала года не превысят предельной величины:
– для расчета взносов на социальное страхование в ФСС России – 670 000 руб.;
– для расчета на пенсионное страхование взносов в ПФР – 711 000 руб.

Для взносов на обязательно медицинское страхование предельная база не установлена. Взносы в ФОМС положено начислять на всю сумму выплат без ограничений. А для пенсионных взносов выплаты сверх предельной величины облагаются только по тарифу 10 процентов (ч. 5 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316.

Официальная позиция

Налоговое ведомство полагает, что неофициальная зарплата, выдаваемая в конвертах, страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой зарплаты являются прямым уклонением от уплаты налогов. В этом случае инспектор имеет полное право определить размер налоговых обязательств расчетным путем и взыскать штрафные санкции.

Обоснование

Контролеры исходят из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, согласно которым инспекторы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о компании и данных об аналогичных организациях в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности рассчитать налоги.

Поэтому под пристальное внимание инспекторов попадают организации с официальной зарплатой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, что является признаком выплаты зарплаты за счет неучтенных и сокрытых от налогообложения денежных средств.

Происхождение неучтенных наличных денежных средств дает основание предполагать наличие у организаций налоговых правонарушений не только по зарплатным налогам.

«Таким образом, функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда» (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418). Компании, у которых установлено занижение зарплаты по сравнению со среднеотраслевой, будут вызваны на специальную комиссию (приказ УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96).

О нарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля, инспекторы обязательно сообщат в ПФР, ФСС России и иные службы.

В качестве доказательств, подтверждающих недобросовестность организации, контролеры используют:

  • свидетельские показания работников, получавших зарплату в конвертах;
  • расчетно-платежные ведомости, кассовые и иные документы, связанные как с официальными выплатами сотрудникам, так и неофициальными;
  • информацию на жестких дисках системных блоков организации;
  • справки 2-НДФЛ с прежних работ сотрудников, свидетельствующие о более высокой зарплате;
  • объявления о вакансиях организации и зарплате в Интернете и СМИ;
  • копии справок о размере зарплаты, которые выдавали сотрудникам по их просьбе для предъявления в банки и иные учреждения, и т. д. (письмо ФНС России от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/742).

«Главбух» советует

Хотя распределение премии в трудовом коллективе через одного ответственного сотрудника и не связано с сокрытием от налогообложения неучтенных денежных средств, оно имеет все признаки теневой схемы выплаты зарплаты. Вместе с тем существуют способы, позволяющие снизить очевидные риски и в случае необходимости оспорить действия и обвинения контролеров в суде.

В деталях

Безопасность этого метода налогового планирования зависит от выбора способа, которым распределяется зарплата между сотрудниками.

Самый простой способ перераспределения денег – дарение между сотрудниками. Однако в этом случае произойдет двойное обложение НДФЛ сумм вознаграждений: первый раз – при выплате зарплаты топ-менеджерам, второй – при дарении от них другим сотрудникам. Это следует из общего требования, выраженного пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ. Дарение между гражданами не облагается НДФЛ, только если даритель и получатель подарка состоят в близкой родственной связи, это правило не применяется в случаях передачи недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев (п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

Промежуточным звеном, введенным в схему перераспределения зарплаты сотрудникам, иногда выступает благотворительная организация. В этом случае топ-менеджер в официальном порядке заключает с дружественной благотворительной организацией договор пожертвования, по которому и перечисляет лишнюю сумму (ст. 582 ГК РФ). Далее благотворительная организация оказывает материальную помощь малоимущим сотрудникам или членам их семей.

Средства, полученные и израсходованные благотворительной организацией на ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ). А материальная помощь, полученная от зарегистрированной в установленном порядке благотворительной организации, не облагается НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ). Также не возникает и обязанность уплачивать страховые взносы с материальной помощи, поскольку эта выплата не связана с исполнением трудовых обязанностей, оказанием услуг или выполнением работ (ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). То есть дополнительной налоговой нагрузки при передаче денег сотрудникам не возникает. Налоговый риск возможен, если инспекторы проведут анализ справок по форме № 2-НДФЛ. Они могут заинтересоваться источниками средств благотворительной организации для выплаты материальной помощи. В результате может выясниться, что жертвователями являются топ-менеджеры организации.

Крупные налогоплательщики могут снизить страховые платежи и НДФЛ с помощью независимого профсоюза, созданного сотрудниками нескольких дружественных организаций (ст. 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ).

Членами этого профсоюза становятся все сотрудники, включая высокооплачиваемый топ-менеджмент. Уставом профсоюза предусматривается перечисление членских взносов по прогрессивной шкале: например, с зарплаты до 9999 руб. – 0,3 процента, от 10 000 до 14 999 руб. – 0,5 процента, от 15 000 до 29 999 руб. – 1 процент, свыше 30 000 руб. – 30 процентов. Профсоюз за счет членских взносов выплачивает материальную помощь сотрудникам, находящимся в тяжелом финансовом положении. Эта материальная помощь не облагается страховыми взносами, поскольку не связана с выполнением трудовых обязанностей, выполнением работ или оказанием услуг (ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Не возникнет и обязанность рассчитать НДФЛ (п. 31 ст. 217 НК РФ).

Если налоговые инспекторы все же предъявят обвинения, учитывайте, что свидетельские показания могут быть не приняты судами как бесспорные доказательства:

Понижение зарплаты сотрудника по сравнению с предшествующим рабочим местом до поступления в организацию само по себе не может свидетельствовать о выплате серой зарплаты, так как оплата труда является не единственным критерием при выборе места работы. Объявления о имеющихся вакансиях также являются спорным доказательством. В них может быть допущена ошибка. Кроме того, при устройстве на работу сотрудник подписывает трудовой договор, а также подтверждает, что ознакомлен с новыми условиями оплаты труда.

Из статьи журнала «Зарплата» № 3, Март 2015

ЗА СЕРУЮ ЗАРПЛАТУ ОТВЕТЯТ ВСЕ

Что нового: законопроект № 717519-6 запрещает выплату серой зарплаты, а в случае нарушения ответственность грозит и работнику, и компании, и должностным лицам

Налоговый агент должен будет, в частности, уплатить штраф в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного НДФЛ, но не менее 200 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.

Должностные лица, виновные в выплате серой зарплаты, заплатят административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Плательщик НДФЛ будет обязан уплатить налог, если ему станет достоверно известно, что налоговый агент не удержал из его дохода и не перечислил НДФЛ.

Если определить размер неудержанного налога будет невозможно, налогоплательщика обяжут до 30 апреля следующего года уведомить налоговую инспекцию о том, что налог не был перечислен. Закон может вступить в силу 1 января 2016 года.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка