Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 декабря 2015 1145 просмотров

Компания на УСН. Может ли у нас быть единым налоговым регистром бухгалтерского учета оборотно-сальдовая ведомость за год или главная книга. Какие бухгалтерские регистры нужны на предприятии (если можно примерные формы) и как это отразить в учетной политики?

Какие бухгалтерские регистры нужны на предприятии (если можно примерные формы) и как это отразить в учетной политики? Готовые образцы бухгалтерских регистров можно скачать.

Единым бухгалтерским регистром организации на УСН может быть оборотно- сальдовая ведомость за год или главная книга. Налоговым регистром является Книга учета доходов и расходов по «упрощенке».

Определенного списка обязательных бухгалтерских регистров нет, законодательством унифицированные формы регистров не установлены. Это могут быть журналы-ордера, главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, так и самостоятельно разработанные формы. Главное, чтобы список выбранных регистров был закреплен в учетной политике. Компания вправе сама решить, сколько регистров бухучета вести. Но если следовать определению бухучета из нового закона, то данные из «первички» надо не только собрать, но и систематизировать. Поэтому безопаснее утвердить минимум два регистра — один накопительный (например, журнал учета операций), а другой сводный (например, оборотно-сальдовая ведомость).

В учетной политике можно отразить следующим образом: «Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых установлены в приложении 3. Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ».

Обоснование


Рекомендация: Как вести бухгалтерские регистры

Формы регистров утверждает руководитель организации. Обязательными реквизитами регистра бухучета являются:

  • наименование регистра;
  • наименование организации (экономического субъекта), составившей регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета;
  • единица измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, и их подписи с расшифровкой.

Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой).

При регистрации объектов бухучета в регистрах не допускаются:

Такие правила определены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Сотрудник, ответственный за оформление первичного документа, должен обеспечить его своевременную передачу для внесения в регистры бухучета. При этом данный сотрудник несет ответственность за достоверность данных, зафиксированных в первичном документе. Об этом сказано в части 3 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Из формы

Приложение 3
к приложению, утвержденному
приказом от 26.12.2014 № 56

Перечень форм бухгалтерских регистров

1. Ведомость учета спецодежды;

2. Регистр учета основных средств;

3. …

4. …

Ведомость учета спецодежды на год


п/п
Ф. И. О. Табельный
Спецодежда Единица
измерения
Количество Цена
(без
НДС),
руб.
Дата
выдачи
Срок
службы
Дата
возврата
Причина
возврата
наименование номенклатурный №

Лицо, ответственное за ведение ведомости: бухгалтер В.Н. Зайцева
должность подпись расшифровка подписи

Регистр учета основных средств на ________ год


п/п
Наиме-
нование
объекта
Инвен-
тарный
номер
Дата
поступ-
ления
Дата
выбы-
тия
Перво-
началь-
ная
стои-
мость
Начислено
амортиза-
ции на
01.01.20__
Остаточ-
ная стои-
мость на
01.01.20__
Январь Декабрь
аморти-
зация за
месяц
аморти-
зация с
момента
ввода в
эксплуа-
тацию
остаточ-
ная
стои-
мость на
конец
месяца
... аморти-
зация за
месяц
аморти-
зация с
момента
ввода в
эксплуа-
тацию
остаточ-
ная
стои-
мость на
конец
месяца

Ответственный за составление регистра: бухгалтер В.Н. Зайцева 

«Первичка» к регистрам не относится

Мы считаем, что позиция налоговиков спорна. По нашему мнению, к налоговым регистрам относятся именно аналитические реестры, таблицы, книги учета. Условно их можно разделить на две группы. В первую входят те, что утверждены официально. Во вторую те, которые компания разрабатывает сама.

В числе официально утвержденных налоговых регистров можно назвать книги покупок и продаж при расчетах по НДС, налоговую карточку по НДФЛ, Книгу учета доходов и расходов по «упрощенке». Обязанность заполнять такие формы налогового учета прямо закреплена в кодексе (п. 3 ст. 169, п. 1 ст. 230, ст. 346.24 НК РФ).

Несмотря на то что кодекс такие документы прямо налоговыми регистрами не называет, по своей природе они этому определению отвечают. Ведь компания в них обобщает и систематизирует сведения, на основе которых потом заполняет налоговую отчетность и рассчитывает платежи в бюджет.

Инспекторам можно представить только те бухгалтерские регистры, которые есть в учетной политике

Штрафа не будет, если вы отказались во время выездной проверки представлять инспекторам бухгалтерские регистры, не утвержденные в учетной политике.

Все дело в том, что вы, как бухгалтер компании, сами для себя определяете, какие регистры вам понадобятся для полноценного ведения бухучета.

Это могут быть как привычные для многих журналы-ордера, главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, так и самостоятельно разработанные формы. Главное, чтобы список выбранных регистров был закреплен в учетной политике.

Сколько у компании должно быть регистров бухучета?

На форуме сайта www.gazeta-unp.ru коллега рассказала, что утвердила в учетной политике только один регистр бухучета — журнал хозяйственных операций из бухгалтерской программы. Другие главбухи засомневались: разве этого достаточно? Ведь в журнале нет остатков по счетам бухучета. К единому мнению так и не пришли.

Достаточно и одного регистра

Некоторые коллеги сделали такой вывод. Минимальное количество необходимых бухгалтерских регистров нигде не обозначено. Есть только требование о том, что данные из первичных документов надо собирать в регистрах. А сами бухгалтерские регистры должны содержать обязательные реквизиты (ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). В журнале хозяйственных операций из компьютерной программы есть все эти реквизиты, поэтому можно утвердить только его.

Нужны бухгалтерские регистры по каждому счету

Другие участники дискуссии решили иначе. В бухгалтерской учетной политике необходимо утвердить не только хронологические, но и сводные регистры, в которых есть остатки и обороты по каждому счету. Другими словами, регистров должно быть достаточно для того, чтобы понять, откуда взялись суммы в каждой строке баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности.

Можно утвердить минимум регистров

Компания вправе сама решить, сколько регистров бухучета вести. Но если следовать определению бухучета из нового закона, то это формирование документированной систематизированной информации об объектах: фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, доходах, расходах и пр. (п. 2 ст. 1, ст. 5 закона № 402-ФЗ). Другими словами, данные из «первички» надо не только собрать, но и систематизировать. Поэтому безопаснее утвердить минимум два регистра — один накопительный (например, журнал учета операций), а другой сводный (например, оборотно-сальдовая ведомость). Тогда, с одной стороны, компания избежит штрафа по статье 120 НК РФ, так как налоговикам будет проблематично обвинить компанию в отсутствии регистров. С другой — не понадобится по требованию инспекторов представлять множество регистров из бухгалтерской программы, начиная с карточек счетов и заканчивая главной книгой. Ведь официально их компания не ведет.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка