Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 декабря 2015 30 просмотров

Компания Альфа планирует возместить своему сотруднику (который переехал в Москву по местонахождению компании) затраты на аренду квартиры.Вопрос: Как правильно оформить договор аренды жилого помещения - арендатором должен выступать сам сотрудник или же компания Альфа.Как компании избежать включения суммы компенсации по аренде в базу обложения налогом НДФЛ (и другими зарплатными налогами?)Каковы нюансы оформления документов так, чтобы сумма компенсации можно было включить в затраты, принимаемые в целях налогообложения прибыли?Должно ли быть прописано возмещение аренды жилья в трудовом договоре с сотрудником?

Чтобы не исчислять НДФЛ с суммы арендной платы за найм жилья компенсацию следует прописать в коллективном договоре. При этом не важно, кто оплачивает арендную плату, то есть с кем заключен договор аренды. Данные выплаты непосредственно связаны с выполнением сотрудниками трудовых обязанностей и носят компенсационный характер (п. 3 ст. 217 НК РФ). Следовательно, они не могут быть включены в доход сотрудников, облагаемый НДФЛ. Так считают судьи (см., например, п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 21 октября 2015 г., постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2014 г. № А56-50900/2013).

А вот при расчете налога на прибыль учесть такие расходы нельзя.

Исключение составляет случай, при котором компенсация предусмотрено трудовым договором в виде заработной платы в натуральной форме. Но в этом случае у организации возникает обязанность по исчислению НДФЛ.

Поэтому организации самостоятельно необходимо выбрать способ компенсации. Если будет принято решение об уменьшении расходов на сумму арендной платы, то исчислить НДФЛ следует обязательно.

Если расходы приниматься не будут, то НДФЛ исчислять не стоит.

В любом случае общество обязано будет исчислить страховые взносы.

Обоснование

Из рекомендации Как отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию сотруднику расходов при переезде на работу в другую местность

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию сотруднику расходов при переезде на работу в другую местность

Ситуация: как учесть при начислении НДФЛ, страховых взносов компенсацию расходов по найму жилья сотрудникам, переехавшим на работу в другую местность

С компенсации расходов по найму жилья сотрудникам, переехавшим на работу в другую местность (в т. ч. и вместе с организацией), не удерживайте НДФЛ. На сумму компенсации таких расходов начислите страховые взносы.

НДФЛ

Данные выплаты непосредственно связаны с выполнением сотрудниками трудовых обязанностей и носят компенсационный характер (п. 3 ст. 217 НК РФ). Следовательно, они не могут быть включены в доход сотрудников, облагаемый НДФЛ. Так считают судьи (см., например, п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 21 октября 2015 г., постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2014 г. № А56-50900/2013).

ФНС России письмом от 3 ноября 2015 г. № СА-4-7/19206@ направила нижестоящим инспекциям Обзор, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 21 октября 2015 г. Значит, инспекторы не будут требовать удерживать НДФЛ с компенсации расходов по найму жилья при переезде в другую местность.

Страховые взносы

На сумму компенсации расходов по найму жилья начислите взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Работодатель производит данные выплаты в рамках трудовых отношений. Также эти выплаты отсутствуют в перечнях сумм, на которые не начисляются страховые взносы (ч. 1 ст. 7, ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1, ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Главбух советует: организация может не начислять страховые взносы с сумм возмещения расходов на аренду жилья сотрудникам, переехавшим на работу в другой город, если такая оплата предусмотрена в трудовом договоре. Помогут такие аргументы.

Возмещение расходов на аренду жилья в другом городе не может рассматриваться и в качестве выплат, облагаемых страховыми взносами. Дело в том, что страховые взносы начисляют на выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Но компенсация расходов на оплату жилья не является элементом оплаты труда, поскольку не зависит от квалификации сотрудника, сложности, качества выполняемой им работы. То есть она не считается вознаграждением за труд. А раз так, страховые взносы на сумму компенсации за жилье начислять не нужно.

Правильность данного подхода подтверждает судебная практика (см., например, определения Верховного суда РФ от 27 августа 2014 г. № 309-ЭС14-82, ВАС РФ от 26 декабря 2013 г. № ВАС-15887/13, постановления ФАС Поволжского округа от 22 августа 2013 г. № А65-27752/2012, Уральского округа от 1 апреля 2014 г. № Ф09-1087/14 и Северо-Кавказского округа от 11 сентября 2013 г. № А63-13026/2012).

Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль расходы на наем жилья сотрудникам, переехавшим на работу в другую местность вместе с организацией

При расчете налога на прибыль законодательство предусматривает учет расходов, связанных с компенсацией переезда сотрудника на работу в другую местность, включая расходы на обустройство (подъемные) (подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на наем жилья Налоговым кодексом прямо не предусмотрены.

Вместе с тем, организация может включить в расходы на оплату труда любые затраты, связанные с содержанием сотрудников, предусмотренные трудовыми (коллективными) договорами (ст. 255 НК РФ). В соответствии с трудовым (коллективным) договором по письменному заявлению сотрудника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству России. При этом доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной суммы. Это установлено статьей 131 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, расходы по найму жилья для сотрудника можно учесть для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 20 процентов от суммы начисленной ему зарплаты за месяц. Но при одновременном выполнении следующих условий:

  • наличие заявления сотрудника о выдаче части зарплаты в натуральной форме;
  • наличие такой формы оплаты труда в трудовом (коллективном) договоре.

Правильность данного подхода подтверждает Минфин России в письмах от 22 октября 2013 г. № 03-04-06/44206, от 30 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/40369 и т. д.

Стоит отметить, что изложенные правила не распространяются на потенциальных сотрудников, с которыми трудовой договор еще не заключен. Если организация понесла расходы на оплату жилья в период, когда договор не заключен и человек не состоит в штате организации, такие затраты при налогообложении прибыли учесть нельзя. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/40369.

Подробнее об учете расходов на оплату труда, если организация выдает сотрудникам более 20 процентов от начисленной суммы зарплаты в неденежной форме, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении выдачу зарплаты в натуральной форме.

Главбух советует: при расчете налога на прибыль можно учесть всю сумму расходов на наем жилья для сотрудников. Однако следование такой позиции, скорее всего, приведет к спорам с проверяющими. Аргументы помогут такие.

Расходы на наем жилого помещения для сотрудников в полной сумме можно учесть по одному из оснований:
– как выплаты, связанные с обустройством на новом местожительстве (ч. 1 ст. 169 ТК РФ). При расчете налога на прибыль такие выплаты можно квалифицировать как суммы подъемных и учесть их в составе прочих расходов (подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подробнее об учете данных сумм см. Как отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию сотруднику расходов при переезде на работу в другую местность;
– как выплаты, связанные с оплатой труда. Расходы на наем жилого помещения связаны с обеспечением сотрудников условиями для трудовой деятельности. А значит, такие расходы связаны с производственной деятельностью организации. Если обязанность оплачивать расходы на наем жилья предусмотрена трудовым договором, их можно отнести к расходам на оплату труда. Ведь перечень таких расходов является открытым. Это следует из статьи 255 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений в пользу такой позиции (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 29 сентября 2010 г. № А23-5464/2009А-14-233).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка