Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отражать цены, чтобы на счете 42 не было путаницы

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 декабря 2015 84 просмотра

Участники ООО, имеющие равные доли могут назначить одновременно несколько равноправных руководителей - гендиректоров, каждый из которых будет руководить совместно с другими (в зависимости от прописанных в Уставе полномочий и т.д.), но действует в интересах участника. А в нашем случае, какую смысловую нагрузку несет гендир., назначенный участником (есть в Уставе и зарег. в ЕГРЮЛ) и гендир - сам участник? 2 Возможно ли в принципе назначение двух ген.директоров, один, из которых не является участником ООО, а второй ген.директор - участник 50 %. Есть еще один участник - 50 % УК, но он НЕ ген.директор и не назначает своего директора. Почему везде объясняют, что только участники ООО, имеющие равные доли могут назначать директоров? Где можно найти по этому вопросу нормативные документы?

Да, назначить несколько директоров можно, это позволяют вступившие в силу изменения в ГК РФ. Теперь в хозяйственном обществе можно предоставить полномочия единоличного исполнительного органа сразу нескольким директорам. О том, как это сделать и какие документы оформить, подробно читайте в статье ниже.

Назначение нескольких директоров происходит в общем порядке путем принятия решения общим собранием участников. Причем, такую возможность имеют не только участники, имеющие равные доли (например, 50 и 50), но и участники, имеющие разные доли. Ограничений в этом не установлено.

Обоснование

Из статьи журнала «Юрист компании», № 10, октябрь 2014

Участники общества хотят назначить сразу несколько директоров. Что изменить в уставе и ЕГРЮЛ

Основной вопрос: теперь в хозяйственном обществе можно построить новую структуру управления, предоставив полномочия единоличного исполнительного органа сразу нескольким директорам. Что для этого сделать, если участники общества хотят воспользоваться новой возможностью уже сейчас, не дожидаясь поправок в законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью»? И вообще работоспособна ли конструкция нескольких директоров в настоящее время?

Решение: уже сейчас в уставе можно предусмотреть, что от имени общества действуют несколько единоличных исполнительных органов либо единоличный исполнительный орган, состоящий из несколько лиц. Но с внесением этих сведений в ЕГРЮЛ пока могут возникать трудности.

Яна Дианова, директор департамента корпоративного и коммерческого права юридической фирмы GRATA

В сентябре 2014 года вступил в силу корпоративный блок поправок в Гражданский кодекс, который среди прочего допускает возможность наделить полномочиями действовать от имени юридического лица одновременно несколько лиц. Так называемый принцип двух ключей был введен Федеральным законом от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса <…>" (далее — закон № 99-ФЗ). О возможности включить в структуру управления сразу нескольких директоров в некоторых обществах задумывались и раньше, но законодательство до сих пор не предоставляло такой возможности. Теперь она закреплена в Гражданском кодексе.

На выбор представлено два варианта: несколько единоличных исполнительных органов (проще говоря, несколько директоров) либо, как бы странно это ни воспринималось с точки зрения русского языка, единоличный исполнительный орган, состоящий из нескольких лиц (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Пока в Гражданском кодексе предусмотрены лишь общие положения о том, как могут действовать несколько директоров — совместно или самостоятельно, будучи полноправным каждый по отдельности. Поэтому возникает множество вопросов, в том числе о разграничении компетенции между несколькими директорами. Ясность в эти вопросы должны внести уточнения в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — закон № 208-ФЗ), от 08.02.98 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — закон № 14-ФЗ), принятие которых ожидается в ближайшее время. Сейчас соответствующие законопроекты, разработанные Минэкономразвития России, размещены на портале www.regulation.gov.ru (их можно найти по ID 00/04–17210/08–14/12-13-4 и 00/04–17128/07–14/12-13-4).

Разграничение полномочий нескольких директоров

Итак, в уставе можно предоставить полномочия единоличного исполнительного органа (далее — ЕИО) нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких ЕИО, действующих независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Рассмотрим, какие преимущества для обществ предоставляет каждый из этих вариантов.

Хотя ЕИО может состоять из нескольких лиц, это не то же самое, что коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), который тоже может быть создан в обществе наряду с единоличным исполнительным органом (абз. 2 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Если функции по руководству текущей деятельностью общества можно разделить между коллегиальным и единоличным исполнительными органами, то функцией действовать без доверенности от лица общества (в том числе заключать от его имени сделки) наделен только ЕИО (п. 1 , 2 ст. 69 закона № 208-ФЗ, п. 3 ст. 40 закона № 14-ФЗ).

Первый вариант: ЕИО состоит из нескольких лиц . В пункте 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса указано, что в обществе можно образовать ЕИО, в состав которого будет включено несколько лиц, действующих совместно. То есть в составе ЕИО могут быть два лица или более (назовем их директорами), которые совместно будут заключать сделки и осуществлять другие полномочия. Можно предположить, что при отсутствии подписи хотя бы одного из совместных директоров есть основания для оспаривания сделки, если другая сторона знала или должна была знать об этих ограничениях (ст. 174 ГК РФ). Однако необходимо учитывать, что доказать осведомленность другой стороны всегда было непросто: суды придерживаются такой позиции, что в этих целях недостаточно сослаться только на то, что полномочия директора были ограничены в уставе (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 14.05.98 № 9«О некоторых вопросах применения статьи 174 ГК РФ <…>«).

Помимо статьи 65.3 в Гражданском кодексе есть еще одно упоминание, касающееся нескольких лиц, имеющих полномочия выступать от имени общества.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Исходя из формулировки этой нормы можно предположить, что два лица в составе ЕИО могут действовать не только совместно (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ), но и независимо друг от друга. Но вряд ли эту позицию можно признать правильной. Во-первых, положения пункта 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса, не предусматривающие такой возможности, имеют приоритет как специальная норма. Во-вторых, даже если предположить, что в ЕИО два лица (директора), которые действуют независимо друг от друга, то есть имеют право заключать сделки по отдельности, без согласия друг друга, то получается, что сделку от лица общества вправе заключить не ЕИО как таковой, а любое физическое лицо, которое входит в этот орган. Но юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности именно через свои органы, действующие от его имени (п. 1 ст. 53 ГК РФ), а не через лиц, входящих в эти органы. Эту норму никто не отменял.

В целом наделение полномочиями ЕИО нескольких лиц, действующих совместно, может быть интересно участникам обществ в целях ограничения единоличного усмотрения генерального директора в совершении сделок и решении ряда внутренних вопросов. Например, если в обществе два участника (акционера) с распределением долей в уставном капитале 50 на 50 и ни одному из них не хочется отдавать единоличное руководство компанией другому участнику или его ставленнику. Или если общество является дочерним по отношению к иностранной компании, которая не имеет возможности оперативно контролировать его деятельность и стремится создать механизм «сдержек и противовесов» в виде нескольких директоров, ни один из которых не имеет всей полноты полномочий.

См. статью «Управление компанией в отсутствие директора. Как оформить полномочия ВРИО», «Юрист компании», 2012, № 9.

Второй вариант: несколько ЕИО. В обществе может быть образовано несколько ЕИО, действующих независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Такой вариант может показаться эффективным крупным компаниям с многопрофильной деятельностью, для которых важны гибкость и скорость реагирования на меняющиеся условия (например, один директор полностью отвечает за одно направление бизнеса, второй — за другое направление и т. д., и все они могут принимать юридически значимые решения в рамках своего направления). Кроме того, этот вариант удобен для замены одного директора другим (к примеру, на период командировок и отпусков, болезни, на период переизбрания одного из директоров), не прибегая к сомнительной конструкции назначения ВРИО .

Вероятно, в уставе можно будет предусмотреть разные варианты исполнения полномочий несколькими ЕИО. В самом Гражданском кодексе об этом ничего не сказано. Но законопроекты о внесении изменений в законы № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, разработанные Минэкономразвития России, содержат как для обществ с ограниченной ответственностью, так и для акционерных обществ по три варианта предоставления полномочий нескольким ЕИО. В частности, директора могут действовать совместно, независимо друг от друга, но в пределах предоставленных им полномочий, а также независимо друг от друга, но в полном объеме полномочий ЕИО.

Внесение изменений в устав и ЕГРЮЛ

Допустим, общество уже сейчас готово решить вопрос с назначением нескольких директоров. Для этого понадобится провести общее собрание участников в целях внесения изменений в устав и избрания «дополнительных» директоров, а также внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Подготовка новой редакции или изменений устава. В новой редакции или изменениях устава нужно выбрать один из вариантов: один ЕИО, в состав которого входят несколько лиц, действующих совместно, либо несколько самостоятельно действующих ЕИО (с указанием названий должностей).

В уставе также целесообразно предусмотреть порядок реализации таких полномочий ЕИО, как ведение списка участников общества, созыв общего собрания, ведение протокола общего собрания, направление участнику, продавшему долю, заявления об отказе общества от преимущественного права на ее приобретение (в ООО), подписание протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа, подписание проспектов эмиссии ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (в АО). Это полномочия, реализация которых изначально предполагалась одним лицом.

Помимо этого желательно указать в уставе срок полномочий директоров. Согласно пункту 1статьи 40 закона № 14-ФЗ, срок, на который избирается ЕИО, указывается в уставе. Причем в проекте Минэкономразвития России изменения в этой части не планируются. В акционерных обществах вопрос о сроке полномочий ЕИО не урегулирован. В законе № 208-ФЗ указано лишь, что уполномоченный орган вправе досрочно прекратить полномочия ЕИО (подп. 8 п. 1 ст. 48подп. 9 п. 1 ст. 65 закона № 208-ФЗ). Но при этом в законе не установлено, каким образом должен определяться такой срок: в уставе, внутренних документах, регулирующих деятельность органов общества, или в решении об избрании ЕИО. Таким образом, в уставе как обществ с ограниченной ответственностью, так и акционерных обществ целесообразно определить срок полномочий ЕИО, состоящего из нескольких лиц, или нескольких ЕИО. Из положений Гражданского кодекса не ясно, должны ли эти сроки быть одинаковыми у разных директоров или они могут быть разными. Если два ЕИО будут действовать независимо друг от друга, то логично, что и сроки их полномочий вполне могут быть разными. Если же речь идет о ЕИО, состоящем из нескольких лиц, то логично, что у них должен быть единый срок полномочий. Однако во втором случае возникает вопрос о том, каким образом ЕИО будет продолжать свою деятельность, если один из директоров не сможет осуществлять свои полномочия в пределах установленного срока (например, уволится), а другой останется. В настоящее время законодательство прямо не отвечает на этот вопрос.

Татьяна Звягина, руководитель проекта «Регсеминар»

«В кулуарах ФНС России рекомендуют повременить с регистрацией корпоративных новшеств»

Кто должен выступать заявителем для внесения изменений в ЕГРЮЛ и регистрации новой редакции устава в случае избрания нескольких директоров?

В условиях имеющейся правовой неопределенности, когда специальные законы о хозяйственных обществах еще не приведены в соответствие с обновленным Гражданским кодексом, придется отталкиваться от текста действующего Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц <…>" (далее — закон № 129-ФЗ). В нем предусмотрено, что заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (подп. «а» п. 1.3 ст. 9п. 2 ст. 18 закона № 129-ФЗ). Из этой формулировки следует, что заявитель может быть только один (возможность нескольких заявителей предусмотрена только для учредителей юрлица при его создании). Значит, заявление может подписать только один из ЕИО или один из нескольких директоров, составляющих единый ЕИО. В первом случае в листе на заявителя, на мой взгляд, логично отразить код 01 (руководитель постоянно действующего исполнительного органа), во втором — код 02 (иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности). И тем не менее при каждом из этих вариантов высок риск отказа в регистрации, так как эта ситуация не предусмотрена действующими формами. Мы отправили в ФНС России обращение с накопленными спорными вопросами. Возможно, ответ на наш запрос что-то прояснит.

В таком случае есть ли сейчас вообще смысл пытаться внести изменения в устав по поводу нескольких директоров или не стоит торопиться?

В кулуарах ФНС России сотрудники рекомендуют повременить с любыми полезными новшествами и перерегистрацией по новому Гражданскому кодексу. Лучше подождать корректировки законов № 14ФЗ№ 208-ФЗ№ 129-ФЗ и утверждения новых форм заявлений на регистрацию. Но совершенно не ясно, как можно повременить с такими важными изменениями устава, как, например, увеличение уставного капитала, смена наименования компании и т. д., если появилась такая необходимость. Ведь привести уставы в соответствие с новым законодательством нужно одновременно с ближайшей регистрацией любых изменений в устав, связанных не с реформой ГК РФ, а с внутренними потребностями самого общества. Принятие специальных законов и утверждение новых форм заявлений произойдет не раньше января 2015 года. До этого времени придется тренировать нервы, логику и фантазию, сопоставляя новую редакцию Гражданского кодекса с корпоративными законами и законом № 129-ФЗ .

Почему советуют повременить с любым приведением в соответствие уставов обществ, даже если нет таких неясностей, как в случае с введением нескольких директоров?

Дело в том, что ФНС России пока не определилась с техническими моментами регистрации «приведения в соответствие»: вносить специальную регистрационную запись об этом приведении в ЕГРЮЛ или нет. Кроме того, существующая форма Р13001 позволяет идентифицировать вносимые изменения именно как «приведение в соответствие с новым законодательством» только в случае перерегистрации ООО по теперь уже старому Федеральному закону от 30.12.08 № 312-ФЗ . Поэтому если компания не ООО или если ООО уже прошло перерегистрацию по закону № 312-ФЗ, то отмечать галкой графу «приведение устава в соответствие» в действующей форме Р13001 не нужно — из-за этого с большой вероятностью можно получить отказ в регистрации.

Право подписи первичных учетных документов и отчетности компании. В части указания в уставе полномочий ЕИО возникает вопрос о том, что делать с правом подписи первичных и отчетных документов общества. Можно ли предоставить это право нескольким лицам одновременно? При решении этого вопроса нужно учитывать, что унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлениями Госкомстата (в частности, по учету кадров), допускают возможность их подписания только одним лицом в качестве руководителя организации. Правда, с прошлого года эти формы не являются обязательными и в любой компании можно утвердить свои формы первичных учетных документов — главное, чтобы в них присутствовали обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2статьи 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Но есть исключение — это формы документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов, например кассовые документы. Такие документы по-прежнему обязательны к применению по установленным формам и, по мнению Минфина России, изменять их нельзя (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). А значит, и ввести в них поле для второй подписи может только уполномоченный государственный орган, утвердивший форму.

Что касается налоговых правоотношений, то, с одной стороны, Налоговый кодекс признает законными представителями налогоплательщика-организации лиц, уполномоченных представлять организацию на основании закона или учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). С точки зрения этой нормы, если устав допускает равные полномочия нескольких директоров, то все они считаются полномочными представителями компании. С другой стороны, формы налоговых деклараций и авансовых расчетов, которые компания должна представлять в налоговые органы, сейчас технически не содержат возможности проставить больше одной подписи руководителя компании. Проблема не только в формах — проблема еще и в форматах. Декларации сдаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в определенных форматах и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 80 НК РФ). Отправить декларацию, подписанную двумя и более усиленными квалифицированными электронными подписями, технически невозможно.

Поэтому пока нецелесообразно наделять нескольких директоров совместными полномочиями по подписанию первичных учетных документов общества и его налоговой отчетности.

Проведение собрания. После подготовки изменений в уставе необходимо созвать общее собрание участников (акционеров) и вынести на него несколько вопросов. Во-первых, о внесении изменений в устав или об утверждении новой редакции устава. При этом необходимо представить в качестве дополнительных материалов проект новой редакции устава или изменений устава, в которых будут закреплены новая структура управления и полномочия ЕИО. В обществе с ограниченной ответственностью для принятия такого решения потребуется не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом (подп. 2 п. 2 ст. 33 , п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ), а в акционерном обществе — не менее трех четвертей голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (подп. 1 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49 закона № 208-ФЗ).

Для третьих лиц изменения в уставе о наличии в обществе нескольких директоров будут иметь силу лишь после их регистрации в ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 52 ГК РФ). Данные о лицах, которые избраны в обществе в качестве ЕИО, тоже считаются достоверными для третьих лиц только после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Во-вторых, нужно принять решение о досрочном прекращении полномочий действующего ЕИО, если срок его полномочий еще не истек, и об избрании лиц, входящих в ЕИО, или нескольких ЕИО. В обществе с ограниченной ответственностью такое решение можно принять большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом (п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ), а в акционерном обществе — большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (подп. 8 п. 1 ст. 48п. 2 ст. 49 закона № 208-ФЗ).

Внесение изменений в ЕГРЮЛ. Назначение в обществе нескольких ЕИО или одного ЕИО, состоящего из нескольких лиц, требует внесения изменений в ЕГРЮЛ не только в части изменения устава, но и в части сведений о новых директорах. Поэтому в налоговый орган необходимо представить два заявления: по форме № P13001 для регистрации изменений устава (новой редакции), а также по форме № P14001 для регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением устава (ст. 5 , 17 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В заявлении по форме P14001 лист К «Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» нужно заполнить в отношении каждого директора.

Пока имеется техническая проблема: заявителем, подписывающим заявления как по форме № P13001, так и по форме № P14001, может быть только одно лицо. Если у компании несколько независимых ЕИО, то проблему можно решить, указав в уставе, что полномочием на подписание подобных документов наделен один из них. Если же ЕИО состоит из нескольких лиц, по мнению автора, такие полномочия можно возложить на одного из них на основании решения общего собрания.

Кроме того, форма № P14001 не предусматривает возможности указать, каким образом соответствующие лица действуют в качестве ЕИО — совместно или независимо друг от друга. В заявлении просто нет соответствующих граф. Поэтому даже в случае внесения в ЕГРЮЛ сведений о нескольких лицах, действующих в качестве ЕИО, третьи лица смогут получить информацию о полномочиях таких лиц и порядке их реализации (совместно или независимо друг от друга) только из устава общества.

Оформление банковской карточки с образцами подписей

В случае смены лица, наделенного полномочиями подписывать финансовые документы, общество должно оформить и представить во все банки на территории России, где у него открыты счета и вклады, новые карточки с образцами подписи и оттиском печати (п. 7.11 инструкции Банка России от 30.05.14 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», далее — инструкция № 153-И). При этом если в ранее действовавшей аналогичной инструкции Банка России упоминались право первой подписи и право второй подписи, то в новой инструкции № 153-ФЗ разделения подписей на первую и вторую нет. В ней установлено только, что в карточке, представляемой клиентом — юридическим лицом, указывается не менее двух собственноручных подписей, необходимых для подписания документов, содержащих распоряжение клиента. В соглашении между банком и клиентом возможно установить иное количество подписей, а также возможные сочетания собственноручных подписей лиц, наделенных правом подписи, необходимых для подписания документов, содержащих распоряжение клиента (п. 7.4 инструкции № 153-И). Следовательно, при наделении полномочиями ЕИО нескольких лиц трудностей с оформлением банковских карточек не возникнет.

Одновременно с новой карточкой в банк необходимо представить документы, подтверждающие полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, и документы, удостоверяющие личность лица или лиц, наделенных правом подписи (п. 7.11 инструкции № 153-И).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка