Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 декабря 2015 41 просмотр

ИП является плательщиком ЕСХН. В 2014 г. было приобретено сельскохозяйственное оборудование стоимостью 202000 руб. и включено в расходы при ЕСХН. В 2015 г. планируется продать оборудование за 100000 руб. Как правильно это отразить в доходы и расходы по ЕСХН за 2014 г. и за 2015 г.?

Так как продажа произошла до истечения трехлетнего срока с момента учета расходов, следует пересчитать налоговую базу по ЕСХН за 2014 и 2015 годы, исключив из расходов сумму 202000 и включив в расходы сумму начисленной по ним амортизации. Амортизация рассчитывается по правилам налогового учета. Подробный пример пересчета есть в обосновании. Налог, получившийся по итогам пересчета, следует уплатить вместе с пени.

За 2014 год нужно подать уточненную декларацию по ЕСХН (письмо Минфина от 05.05.2012 № 03-11-06/1/10). Выручка от реализации ОС включается в доходы в периоде реализации.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

<…>

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как пересчитать единый налог при упрощенке, если основное средство (нематериальный актив) было реализовано до истечения нормативных сроков

Восстановление расходов

При реализации (передаче) основных средств и нематериальных активов до истечения нормативных сроков восстановите ранее списанные расходы в виде стоимости этих активов. Пересчитать единый налог нужно, если реализуются (передаются) как объекты, приобретенные до перехода на упрощенку, так и объекты, приобретенные в период применения этого спецрежима.

Такой порядок следует из положений абзаца 14 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/2/105, от 26 марта 2009 г. № 03-11-06/2/51, от 27 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/30.

Реализацией объекта признавайте переход права собственности на него от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Передачей основного средства (нематериального актива) считайте переход права на объект от правообладателя к правоприобретателю (ст. 224 ГК РФ). Восстановить ранее списанные расходы необходимо, например:

  • при передаче основных средств правопреемнику при реорганизации (письмо Минфина России от 6 апреля 2012 г. № 03-11-06/2/51);
  • при передаче основных средств, которая носит инвестиционный характер (например, вклады в уставный (складочный) капитал обществ и товариществ) (письмо Минфина России от 26 марта 2009 г. № 03-11-06/2/51);
  • при передаче основных средств в пределах первоначального взноса участникам общества (товарищества) при выходе из него и при распределении имущества ликвидируемого общества (товарищества) между его участниками и т. д.

<…>

Пересчет единого налога

Пересчитайте единый налог при упрощенке, если организация реализует (передает) основное средство (нематериальный актив) со сроком полезного использования 15 лет или менее раньше трех лет с момента учета расходов на его приобретение (сооружение, изготовление, модернизацию, реконструкцию и т. д.) в составе налоговой базы (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Моментом учета расходов на приобретение (сооружение, изготовление, модернизацию, реконструкцию и т. д.) объекта считайте последний день отчетного (налогового) периода, в котором они были учтены при расчете единого налога (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подробнее об этом см.:

Ситуация: с какого момента отсчитывать три года, в течение которых организация на упрощенке должна пересчитать единый налог из-за того, что продала основное средство (НМА). Расходы на приобретение объекта учитывались постепенно

Таким моментом следует считать начало списания стоимости объекта в расходы.

В некоторых случаях расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и нематериальных активов при расчете единого налога учитываются поэтапно. Это относится как к активам, приобретенным до перехода на упрощенку, так и после. Например, если основное средство приобретено в период применения упрощенки, его стоимость будет включаться в расходы в течение года равными долями в последний день каждого отчетного периода (абз. 8 п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Что в этом случае считать моментом учета расходов на приобретение объекта при расчете единого налога в Налоговом кодексе РФ не сказано: день, когда списание стоимости начато или день, когда вся стоимость объекта будет включена в расходы (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Нет и разъяснений контролирующих ведомств по этому вопросу.

Для того чтобы разобраться с этим вопросом, рассмотрим такую ситуацию. Организация, применяющая упрощенку с начала текущего года, в феврале приобрела основное средство сроком полезного использования менее 15 лет. Начиная с первого отчетного периода (с I квартала текущего года) и до конца налогового периода, она будет включать стоимость объекта в расходы при расчете единого налога (абз. 8 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Началом списания будет 31 марта текущего года, концом – 31 декабря текущего года. 20 сентября текущего года организация реализовала данный объект. Обязанность организации пересчитать единый налог будет зависеть от того, прошло три года с момента учета стоимости объекта в составе расходов до дня реализации или нет (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Если считать, что этот момент наступает в день, когда списание стоимости при расчете единого налога начато, то три года не прошло (с 31 марта по 20 сентября текущего года). Значит, организация должна пересчитать налог (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Если же считать, что этим моментом будет последний день списания стоимости объекта в расходы (31 декабря текущего года), то три года с этого момента рассчитать не удастся. Ведь основное средство было реализовано раньше этой даты. Значит, первый вариант (отсчет нормативного срока с начала списания стоимости объекта в расходы) является более логичным.

Пример определения даты реализации (передачи) основного средства, срок полезного использования которого меньше 15 лет, начиная с которой не надо пересчитывать единый налог

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку. 15 февраля 2013 года организация приобрела основное средство и ввела его в эксплуатацию. Срок полезного использования объекта – семь лет. Так как основное средство приобретено в период применения спецрежима, его стоимость была включена в расходы при расчете единого налога равными долями:

  • 31 марта 2013 года;
  • 30 июня 2013 года;
  • 30 сентября 2013 года;
  • 31 декабря 2013 года.

Так как срок полезного использования объекта составляет менее 15 лет, его реализация раньше трех лет с момента учета стоимости в расходах при расчете единого налога приведет к его пересчету. Моментом учета расходов организация выбрала день, когда списание стоимости объекта начато, то есть 31 марта 2013 года. Поэтому чтобы избежать пересчета единого налога, организация не должна реализовывать основное средство раньше 31 марта 2016 года.

В отношении амортизируемого имущества, срок полезного использования которого превышает 15 лет, единый налог нужно пересчитать, если такие объекты были реализованы (переданы) раньше 10 лет с момента их приобретения (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Моментом приобретения основных средств и нематериальных активов считайте момент перехода права собственности на них (ст. 223 ГК РФ).

Пример определения даты реализации (передачи) основного средства, срок полезного использования которого больше 15 лет, начиная с которой не надо пересчитывать единый налог

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку. 15 февраля 2013 года организация приобрела основное средство и ввела его в эксплуатацию. Срок полезного использования объекта – 16 лет.

Так как срок полезного использования объекта превышает 15 лет, его реализация раньше 10 лет с момента приобретения (с 15 февраля 2013 года) приведет к пересчету единого налога. Чтобы этого избежать, организация не должна реализовывать основное средство раньше 15 февраля 2023 года.

Период пересчета

Единый налог пересчитайте за период с момента включения расходов в виде стоимости объектов, а также расходов на их модернизацию (реконструкцию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение) в налоговую базу до момента реализации (передачи) этого имущества (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). При упрощенке определять момент реализации имущества следует в общем порядке: на дату перехода права собственности на имущество к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При пересчете единого налога в расходы включите только сумму амортизации, начисленную за период, внутри которого пересчитан налог. Амортизацию рассчитайте по правилам налогового учета. Разницу между ранее учтенной стоимостью объектов в составе расходов и полученной амортизацией исключите из налоговой базы по единому налогу. Такой порядок следует из положений абзаца 14 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 4 февраля 2012 г. № 03-11-11/50.

Уменьшить базу для расчета единого налога на остаточную стоимость амортизируемого имущества, которое реализовали до истечения нормативных сроков его использования, нельзя. Такой вид расходов отсутствует в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 13 февраля 2015 г. № 03-11-06/2/6557, от 15 февраля 2013 г. № 03-11-11/70.

Недоимка и пени

Возникшую в результате пересчета недоимку по единому налогу (авансовому платежу) при упрощенке доплатите в бюджет. Кроме того, рассчитайте пени за каждый день просрочки платежа. Такие правила установлены в абзаце 14 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Пени рассчитайте начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (авансового платежа), до дня, в котором недоимка была перечислена в бюджет. Для этого воспользуйтесь формулой:

Пени = Недоимка по единому налогу (авансовому платежу) при упрощенке * Количество календарных дней просрочки * Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки * 1/300

Такой порядок расчета пеней за просрочку уплаты налогов установлен в пунктах 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Пример пересчета единого налога при упрощенке. Основное средство сроком полезного использования менее 15 лет реализовано ранее трех лет с момента его учета в составе расходов при упрощенке

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку с 1 января 2014 года и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

14 октября 2014 года организация приобрела оборудование, оплатила его и ввела в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта по данным бухучета составила 42 400 руб. Срок полезного использования оборудования – шесть лет.

Доходы организации за 2014 год составили 60 000 руб.

При расчете единого налога за 2014 год бухгалтер включил в расходы стоимость приобретенного основного средства в сумме 42 400 руб. Других расходов у организации не было.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал сумму единого налога следующим образом:

Налоговый
период
Доходы за
налоговый
период,
руб.
Расходы за
налоговый
период,
руб.
Ставка
единого
налога
при
упрощенке,
%
Сумма
налога,
руб.
Дата
уплаты
единого
налога
в бюджет
2014 год 60 000 42 400 15 2640
((60 000 –
42 400) *
15%) 
30.03.2015


В декабре 2015 года организация продала оборудование.

С момента учета расходов (с 31 декабря 2014 года) не прошло трех лет. Значит, организация должна пересчитать единый налог за 2014 и 2015 годы.

Для этого бухгалтер рассчитал амортизацию по объекту за период с ноября по декабрь 2014 года включительно. Амортизация рассчитывалась по правилам налогового учета. Для целей налогового учета бухгалтер выбрал линейный способ начисления амортизации. Ежемесячная норма амортизации составляет 1,3889 процента (1 : 72 мес. *100%). Ежемесячная сумма амортизации составила 589 руб. (42 400 руб. *1,3889%). Амортизация за IV квартал 2014 года равна 1178 руб. (589 руб. * 2 мес.).

Затем бухгалтер пересчитал единый налог следующим образом:

Налоговый
период
Доходы за
налоговый
период,
руб.
Расходы за
налоговый
период,
руб.
Ставка
единого
налога
при
упрощенке,
%
Сумма
налога,
начисленная
за год,
руб.
Сумма
налога,
подлежащая
уплате в
бюджет,
руб.
Разница
между
новой и
старой
суммой
налога,
руб.
2014 год 60 000 1178 15 8823
((60 000 –
1178) *
15%)
8823  6183
(8823 – 2640) 


15 декабря 2015 года организация доплатила в бюджет 6183 руб. В этот же день организация перечислила в бюджет пени за 2014 год.

Бухгалтер рассчитал пени так:

Налоговый
период
Неуплаченная
сумма
налога,
руб.
Количество
календарных
дней
просрочки
платежа,
дн.
Ставка
рефинансирования
Пени, руб.
2014 год 6183 259 8,25% 440 руб. (6183 руб. * 1/300 * 259 дн. * 8,25%)


При расчете единого налога за 2015 год организация дополнительно уменьшила доходы на сумму амортизации за 2015 год в размере 7068 руб. (589 руб. * 12 мес.).

Главбух советует: есть способы, позволяющие уменьшить сумму недоимки и пеней, возникающих при пересчете единого налога в связи с реализацией основных средств до истечения нормативных сроков.

Размер доплаты и пеней зависит от двух факторов:

  • срока полезного использования имущества;
  • способа амортизации.

Срок службы нужно установить на минимально возможном уровне. При его определении необходимо учитывать нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. При этом организация совершенно не обязана ориентироваться на тот срок полезного использования, который она установила для бухучета объекта. Также можно не принимать во внимание и метод амортизации, который организация использовала для проданных основных средств в бухучете. Поэтому у бухгалтера есть выбор, каким способом начислять амортизацию: линейным или нелинейным.

При этом сумму налога к уплате и, соответственно, размер пеней можно уменьшить, если установить для проданных основных средств нелинейный метод начисления амортизации.

Но следует учитывать, что привлекательность этого варианта уменьшается в зависимости от срока фактической эксплуатации проданного основного средства. Чем дольше оно используется, тем менее выгодно становится использовать нелинейный способ начисления амортизации. Ведь сумма амортизации, рассчитываемая таким способом, от месяца к месяцу становится меньше. Кроме того, если речь идет о «старых» основных средствах, которые уже амортизировались на общем режиме линейным способом, применение нелинейного метода при пересчете будет выглядеть необоснованным. Поэтому использовать нелинейный способ выгодно прежде всего при продаже тех основных средств, которые использовались недолго.

<…>

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.05.2012 № 03-11-06/1/10


Вопрос
Наша организация перешла на уплату ЕСХН с 2009 года. На начало 2009 года у организации имелись в собственности основные средства, по которым амортизация была перенесена на расходы не в полном объеме. В соответствии с пп.2 п.4 ст.346.5 НК РФ амортизация по таким основным средствам учитывается в расходах следующим образом:
- в отношении ОС со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога;
- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и в течение третьего календарного года - 20 процентов стоимости;
- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения единого сельскохозяйственного налога равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
В случае реализации (передачи) приобретенных основных средств организация обязана пересчитать налоговую базу в соответствии с порядком, установленным в абз.11 пп.2 п.4 ст.346.5 НК РФ. В данном абзаце указано:
В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создания самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Таким образом, установлен различный срок "запрета" реализации для основных средств со сроком полезного использования до 15 лет включительно и для основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет. Для первой категории основных средств он установлен как трехлетний срок с момента учета расходов на их приобретение, для второй - до истечения 10 лет с момента их приобретения. О том, каким образом нужно исчислять 10-летний срок с момента приобретения, вопросов не возникает. Что же касается трехлетнего срока с момента учета расходов, то здесь нет однозначного понимания того, как этот срок рассчитывается. В НК РФ так же как, и в других нормативных актах, отсутствует толкование такого понятия как момент учета расходов.
При этом в абз.11 пп.2 п.4 ст.346.5 словосочетание "...с момента учета расходов на их приобретение..." используется дважды и какой бы датой мы не определили данный момент и в первом и во втором случае данная дата должна быть одинаковой.
В целях понимания того, каким образом должен рассчитываться этот срок, возьмем следующие исходные данные: основное средство было приобретено и оплачено до 2009 года, т.е. до перехода на ЕСХН. Срок его полезного использования - 7 лет. Для целей учета ЕСХН расходы на амортизацию принимались в следующем порядке: в 2009 году - 50% остаточной стоимости, в 2010 году - 30%, в 2011 году - 20%. В течение каждого года расходы по амортизации принимались равными долями ежемесячно по 1/12 общей суммы амортизации, приходящейся на соответствующий год. Основное средство реализовано 15 февраля 2012 года.
С какой даты следует вести отсчет трех лет как срока "запрета" реализации?
Мы имеем период с 01.01.2009 по 31.12.2011, в течение которого расходы по амортизации принимались к учету. Для того, чтобы понять, истекли или нет три года с момента учета расходов к дате реализации (февраль 2012 года) и нужно ли пересчитывать налоговую базу, необходимо определить этот момент учета расходов.
Здесь могут быть несколько вариантов ответа:
1) с 1 января 2009 года, если исходить из того, что отсчет нужно вести с первого дня первого периода учета расходов. А он начинается 1 января 2009 года;
2) с 31 января 2009 года, если исходить из того, что отсчет нужно вести с того дня, в котором впервые расходы на амортизацию были учтены для ЕСХН (их размер составлял 1/12 общей суммы амортизации за 2009 год);
3) с 30 июня 2009 года, если считать, что отсчет нужно производить с момента окончания первого отчетного периода, в котором учитывались расходы на амортизацию;
4) с 31 декабря 2009 года, если считать, что отсчет осуществляется с момента окончания первого налогового периода, в котором учитывались расходы на амортизацию;
5) с 31 декабря 2011 года, если исходить из того, что отсчет нужно вести с последней даты учета расходов на амортизацию.
При 1-м и 2-м варианте три года с момента учета расходов истекают до даты реализации нашего основного средства, т.е. до 15 февраля 2012 года. Следовательно, пересчитывать налоговую базу за период пользования основным средством не нужно.
При остальных вариантах к 15 февраля 2012 года три года еще не истекут и нужно будет пересчитать налоговую базу и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Кроме того, период пересчета налоговой базы, а соответственно, суммы налога и пени также зависят от того, как определен момент учета расходов. Как указано в абз.11 пп.2 п.4 ст.346.5 НК РФ, налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи). Таким образом, для целей пересчета налоговой базы период пользования основным средством должен учитываться не полностью, а лишь с момента учета расходов по амортизации этого основного средства.
За какой период нужно производить пересчет налоговой базы?
Если использовать предложенные выше варианты момента учета расходов, то для основного средства из нашего примера период его пользования с момента учета в составе расходов будет составлять соответственно:
1) С 1 января 2009 года по 14 февраля 2012 года (до даты реализации 15 февраля 2012 года).
2) С 31 января 2009 года по 14 февраля 2012 года.
3) С 30 июня 2009 года по 14 февраля 2012 года.
4) С 31 декабря 2009 года по 14 февраля 2012 года.
5) С 31 декабря 2011 года по 14 февраля 2012 года.
Но так как расходы на амортизацию основного средства учитывались с 01.01.2009 по 31.12.2011, то окончание периода, за который нужно будет пересчитать налоговую базу, приходится на 31.12.2011. Следовательно, в зависимости от того, какая дата является моментом учета расходов, периоды, за которые пересчитывается налоговая база, могут быть следующими:
1) С 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года (три года).
2) С 31 января 2009 года по 31 декабря 2011 года (2 года 11 месяцев и 1 день).
Эти два периода не относятся к нашему примеру, так как дата реализации основного средства (15 февраля 2012 года) выходит за рамки трех лет с момента учета расходов. Они взяты лишь в целях охвата всех рассматриваемых нами периодов.
3) С 30 июня 2009 года по 31 декабря 2011 года (2 года 6 месяцев и 1 день).
4) С 31 декабря 2009 года по 31 декабря 2011 года (2 года и 1 день).
5) С 31 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года (1 день).
Учитывая то, что признание расходов на амортизацию производится равными долями ежемесячно по 1/12 суммы амортизации в год, датой включения в расходы является последний день каждого месяца. В таком случае в большую часть вариантов периодов для пересчета налоговой базы попадает 1 день, на который приходится 1/12 годовой суммы амортизации.
Следовательно, не совпадают период начисления амортизации (1 месяц) и период учета расходов по амортизации (1 день). А для организаций, учитывающих расходы на амортизацию равными долями два раза в год - 30 июня и 31 декабря, расхождение в этих периодах составляет уже не один месяц, а полгода.
Как рассчитывается сумма корректируемых расходов по амортизации при несовпадении периода начисления амортизации и периода включения в расходы сумм амортизации?
Возьмем для примера последний (5-й) вариант по периодам, за которые пересчитывается налоговая база. Период составляет 1 день - 31 декабря 2011 года. Допустим, сумма расходов по амортизации, приходящаяся на 2011 год, составила 40150,00 рублей. Ежемесячно учитываемая сумма расходов составила 3345,83 рубля (40150,00 р. / 12 мес.). Именно такая сумма была учтена в расходах 31 декабря 2011 года. Но если рассчитать расходы по амортизации пропорционально дням в году, то сумма расходов, приходящаяся на 31 декабря 2011 года составила бы 110,00 рублей (40150,00 р. / 365 дней). В таком случае, какая сумма расходов корректируется - 3345,83 рубля или 110 рублей?
Данный пример является лишь моделью учета, а потому содержит небольшие числовые показатели сумм расходов по амортизации. Если оперировать реальными показателями, то в зависимости от выбранного варианта учета пересчитанная сумма расходов и, следовательно, налоговой базы может составлять существенную долю финансовых активов организации.
В случае корректировки расходов за период, превышающий три календарных года, предшествующих реализации (передаче) основного средства, нужно ли сдавать уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие реализации (передаче) основного средства более чем за три года?
Учитывая вышеизложенное, просим дать ответы на наши вопросы.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.
Пунктом 4 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) в составе расходов в соответствии с главой 26.1 Кодекса (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса).
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 346.5 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств в отношении основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по вышеуказанному налогу в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога в размере 50 процентов остаточной стоимости, второго календарного года - 30 процентов остаточной стоимости и в течение третьего календарного года - 20 процентов остаточной стоимости.
При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
Согласно статье 346.7 Кодекса налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.
В соответствии с абзацем шестым подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 346.5 Кодекса, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с 01.01.2009 и наличии основных средств, которые оплачены до перехода на уплату данного налога, организациям следовало учитывать расходы на приобретение таких основных средств при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу начиная с 30.06.2009. С указанной даты начинается и течение трехлетнего срока в целях применения вышеуказанной нормы, предусмотренной пунктом 4 статьи 346.5 Кодекса.
В связи с этим, в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно, до истечения трехлетнего срока следует пересчитать налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за весь период пользования такими основными средствами начиная с I полугодия 2009 года по I полугодие 2012 года, исключив из расходов сумму расходов на приобретение данных основных средств и включив в расходы сумму начисленной по ним амортизации за период с I полугодия 2009 года по 14 февраля 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (пункт 1 статьи 81 Кодекса).
Таким образом, организациям в вышеуказанном случае следовало внести изменения в налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу за предыдущие отчетные (налоговые) периоды 2009-2011 годов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка