Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 декабря 2015 10 просмотров

Наша организация приняла участие в выставке на территории Казахстан.После выставки мне пришли документы: счет-фактура - ставка НДС 12% и акт выполненных работ.Поскольку участие в выставке в рекламных целях я должна начислить НДС и перечислить его в бюджет РФ.На какую сумму я начисляю НДС.Стоимость услуг без НДС -136 089,29 НДС-12% - 16 330,71 Всего стоимость 152 420,00. На 136 тыс. или 152 тыс. И могу ли я взять к вычету НДС-12% или я всю сумму (включая НДС) учитываю в расходах при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

1) Налогообложение НДС зависит от того, считается ли территория РФ местом реализации товаров (работ, услуг). По вопросу об определении места оказания услуг при аренде выставочной площади с имуществом мнения Минфина России и ФНС России расходятся.

Позиция Минфина России. Из разъяснений Минфина России следует, что предоставление выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования продукции является рекламной услугой. Место реализации рекламных услуг определяется по месту нахождения покупателя. То есть местом реализации услуг является территория РФ, и такие услуги облагаются НДС. То есть уплатить российский НДС ваша организация должна.

Позиция ФНС России. Ведомство разъяснило, что местом реализации услуг по аренде выставочных площадей признается территория того государства, на территории которого находится арендуемое недвижимое имущество. С этой точки зрения местом реализации арендных услуг территория РФ не является, и они не облагаются НДС. То есть платить Российский НДС ваша организация не должна.

В такой ситуации вам нужно самостоятельно решить, как определить место реализации для целей налогообложения НДС. Вы также можете обратиться с этим вопросом в свою налоговую инспекцию.

2) Заявить вычет казахстанского НДС вы не можете. Сумму этого налога следует учитывать для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Если вы решите, что местом реализации услуг по аренде является территория РФ, и что они облагаются НДС, то ваша организация должна исполнять обязанности налогового агента в отношении выплаты казахстанскому арендодателю. Так как договором не установлена обязанность казахстанского исполнителя платить российский НДС, то начислять НДС вам нужно за счет собственных средств. Сначала возьмите контрактную стоимость услуг (152 420,00) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118).

Обоснование

1. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие операции облагаются НДС

<…>

НДС начисляйте при совершении следующих операций:

Об этом говорится в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса.

<…>

2. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить место реализации услуг
В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Здесь отметим, что работы, непосредственно связанные со зданиями российских посольств, контролеры считают реализованными за пределами России. Хоть и формально земля российского посольства это территория России (письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. № 03-07-08/58001).

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

<…>

3. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить место реализации вспомогательных работ (услуг)

В законодательстве установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных работ (услуг). Место реализации вспомогательных работ (услуг) определяйте по месту реализации основных работ (услуг). То есть если место реализации основных работ (услуг) – Россия, то и местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также Россия. Если же основные работы (услуги) были реализованы за рубежом, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также иностранное государство.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

4. Из ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 17.06.2009 № 03-07-08/135

<…>

«Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, услуги по организации выставки на территории Российской Федерации с целью рекламирования продукции для целей применения налога на добавленную стоимость следует относить к категории рекламных услуг.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса. Так, согласно положениям данной статьи Кодекса место реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. В связи с этим в случае, если покупателем таких услуг является иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории иностранного государства, то местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, услуги по организации выставки на территории Российской Федерации с целью рекламирования продукции, оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются.»

<…>

5. Из ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2009 № 03-07-08/205

<…>

«Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса. Так, на основании подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 1.1 данной статьи Кодекса место реализации услуг по аренде недвижимого имущества определяется по месту нахождения этого имущества. В связи с этим местом реализации услуг по предоставлению в аренду площадей недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, оказываемых российской организацией иностранной организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Согласно пункту 3 статьи 148 Кодекса в случае если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

Работы и услуги по строительству, охране и уборке стендов, размещению информации об участнике выставки и т.п., осуществляемые на территории Российской Федерации той же российской организацией, которой оказываются услуги по предоставлению помещений в аренду для проведения выставок и выставочных мероприятий, по нашему мнению, следует рассматривать для целей налога на добавленную стоимость как вспомогательные работы (услуги) по отношению к вышеуказанным основным услугам. Соответственно, местом реализации таких вспомогательных работ (услуг) признается территория Российской Федерации и эти работы (услуги) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Что касается упоминаемого в вашем обращении письма Минфина России от 17 июня 2009 года № 03-07-08/135, то в данном письме разъясняется порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации выставок на территории Российской Федерации с целью рекламирования продукции, оказываемых российской организацией иностранной организацией.»

<…>

6. Из ПИСЬМА ФНС РОССИИ от 27.02.2015 № ГД-4-3/3106

<…>

«Согласно пункту 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.

Положения подпункта 1 пункта 29 Протокола применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 Протокола недвижимое имущество - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты.

В связи с этим местом реализации услуг по предоставлению в аренду площадей недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и такие услуги в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Учитывая изложенное, услуги по предоставлению в аренду выставочных площадей на территории Российской Федерации, оказываемые российской организацией для белорусского заказчика, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.»

<…>

7. Из статьи журнала «Главбух», № 17, сентября 2008
Принять к вычету «белорусский» НДС по-прежнему нельзя

<…>

Российская компания занимается авиаперевозками грузов в Европу и регулярно заправляется авиатопливом в аэропортах Республики Беларусь. Стоимость топлива оплачивается с учетом НДС (18%). Можно ли принимать к вычету налог на добавленную стоимость по белорусским счетам-фактурам?

В.Г. ШЛЫКОВ,
начальник финансового отдела
ООО АК «ЮГАЛ»

Нет, нельзя.

Законодательство не дает организациям возможность предъявлять к вычету НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг) в других государствах. Связано это с тем, что пункт 2 статьи 171 НК РФ предусматривает вычет сумм НДС, уплаченных на территории России (см., например, письмо ФНС России от 2 августа 2006 г. № 03-4-03/1446@).

О возмещении НДС, уплаченного в иностранных государствах как при покупке товаров, так и при оказании работ и услуг, в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» кодекса не упоминается.

С 1 мая 2008 года вступил в силу Протокол о порядке взимания косвенных налогов… заключенный между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь (ратифицирован Федеральным законом от 1 апреля 2008 г. № 34-ФЗ). Но и он не дает права возместить «белорусский» НДС с приобретенных товаров, работ и услуг.

Попрежнему принять к вычету НДС можно только тогда, когда местом реализации являлась территория России, а налогообложение производилось согласно российскому законодательству.

<…>

8. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Можно ли учесть при расчете налога на прибыль суммы НДС (его аналога), которые российская организация обязана уплачивать на территории иностранных государств

Да, можно.

При расчете налога на прибыль учитываются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому если НДС (его аналог), уплаченный по законодательству иностранного государства, соответствует данным критериям, его сумму можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Такую же позицию контролирующие ведомства занимают в отношении других иностранных налогов. К расходам нельзя отнести лишь те обязательные платежи, которые можно зачесть в счет российских налогов. Например, налог на прибыль (ст. 311 НК РФ) и налог на имущество организаций (ст. 386.1 НК РФ). Такие разъяснения есть в письмах Минфина России от 11 декабря 2013 г. № 03-08-05/54294, от 12 августа 2013 г. № 03-03-10/32521 и ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/15969.

Подтвердить уплату (удержание) налога за границей можно любыми документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств или с обычаями делового оборота, применяемыми на их территориях. Например, платежными документами, свидетельствующими о перечислении налога иностранному контрагенту или в бюджет иностранного государства. При этом документы, составленные на иностранном языке, нужно перевести на русский язык. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 февраля 2014 г. № 03-08-05/7410.

Следует отметить, что ранее Минфин России придерживался другой позиции. Представители данного ведомства утверждали, что при расчете налога на прибыль можно учесть только те налоги, которые начислены в соответствии с российским законодательством (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом говорилось в письмах от 28 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/112, от 28 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/303, от 16 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/813. Однако с выходом более поздних разъяснений эти утратили актуальность.

9. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

<…>

Организация признается налоговым агентом по НДС:

<…>

10. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Поскольку договором не предусмотрено удержание НДС, налоговую базу определите в особом порядке. Сначала возьмите контрактную стоимость работ (услуг) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.

11. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • по электронной почте через Интернет;
  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка