Журнал, справочная система и сервисы
15 декабря 2015 40 просмотров

Согласно Закону РФ «О специальной оценке условий труда», все работодатели РФ обязаны провести оценку рабочих мест в их организации, предприятии, фирме. Максимально предельным сроком для этого установлена дата 31.12.2018. Если до этого срока, специальная оценка проведена не будет, то тогда предусмотрены штрафы, которые налагаются на работодателя и могут быть выражены как в денежном виде, так и в приостановлении деятельности компании на срок до 90 дней. Правильно ли я понимаю, что срок проведения аттестации рабочих мест до 31.12.2018г. а далее следуют штрафные санкции? И вроде с 2019 года её всё равно нужно делать по-новому, даже если она была проведена допустим в ноябре 2018 года? 2

Если аттестация рабочих мест не была проведена, то специальную оценку по общему правилу нужно завершить до 31 декабря 2018 года. При этом ее можно организовать в несколько этапов (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Из этого правила есть исключения.

Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 года, не распространяется на рабочие места сотрудников:

– имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.

За нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда организацию привлекут к ответственности.

Порядок проведения специальной оценки на 2019 год в настоящее время не утвержден.

Обоснование

Из рекомендации Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как провести специальную оценку условий труда

<…>

Поэтапная специальная оценка условий труда*

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

<…>

Ответственность*

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

<…>

Из статьи Журнала «Кадровое дело», № 6, июнь 2014

В какие сроки нужно провести специальную оценку условий труда?

<…>

Как определить срок плановой спецоценки условий труда*

По общему правилу плановая спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Однако это правило действует только с 1 января 2014 года, поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. Это сделано для того, чтобы не создавать панику среди работодателей, дать им время понять, что представляет собой указанная оценка, и подготовиться к ней.

Аттестация рабочих мест была проведена*. Срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли организована до 2014 года аттестация рабочих мест. Так, если аттестация проводилась, то специальная оценка не потребуется в течение пяти лет со дня завершения этой аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426ФЗ). За исключением случаев, когда работодатель обязан провести внеплановую оценку. Например, введение новых рабочих мест, изменение технологического процесса и др. (ст. 17 № 426ФЗ), но об этом чуть позже.

Стоит отметить, что результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение указанного выше времени для целей специальной оценки. А именно: для информирования работников об условиях труда, обеспечения их средствами индивидуальной защиты, организации медосмотров, установления гарантий и компенсаций, дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР, расчета скидок (надбавок) к тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т. п. (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

При этом результаты аттестации рабочих мест используются для определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, только если условия труда признаны вредными или опасными. Если же по итогам аттестации установлены оптимальные или допустимые условия, то дополнительный тариф в размере ноль процентов применять нельзя. То есть придется продолжать уплачивать взносы по тарифу четыре и шесть процентов (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707).

В то же время работодатель вправе провести специальную оценку и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно, если условия труда на рабочих местах улучшились, а значит, пересмотренные результаты аттестации помогут сэкономить на страховых взносах, средствах индивидуальной защиты и компенсационных выплатах работникам. Обратите внимание, что за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы по доптарифам уплачиваются только с части выплат – с той, что начислена за период со дня утверждения отчета до конца месяца (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113).

Внимание!

Результаты аттестации рабочих мест, которые оформлены после 31 декабря 2013 года, использовать нельзя (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 173/В-113)

Аттестация рабочих мест ранее не проводилась. Если аттестация рабочих мест не была проведена, то специальную оценку по общему правилу нужно завершить до 31 декабря 2018 года. При этом ее можно организовать в несколько этапов (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Из этого правила есть исключения.

Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 года, не распространяется на рабочие места сотрудников (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ):

– имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.*

Закон не указывает, в какой срок нужно провести специальную оценку на указанных рабочих местах. Желательно – до 31 декабря 2014 года. Это связано с тем, что с 1 января 2015 года вступает в силу и, соответственно, начинает применяться новая статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ):

– для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей;
– для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей.

Совет

Если условия труда признаны вредными или опасными, то установите сотрудникам сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), предоставьте дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ) и выплачивайте зарплату в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ)

Следовательно, с 2015 года Роструд будет иметь все полномочия для того, чтобы привлекать к ответственности работодателей, которые нарушили установленный порядок проведения спецоценки или не провели ее.

Спецоценка рабочих мест во вновь созданной организации и при смене офиса.* На стадии становления практически каждой организации создаются рабочие места для сотрудников. Согласно Закону № 426ФЗ условия труда на этих местах подлежат специальной оценке (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Смена офиса также является вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно на этих рабочих местах должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. В описанных ситуациях специальная оценка проводится в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка аналогичных рабочих мест*

Работодателям не стоит бояться специальной оценки, думая, что очень затратно проводить ее на всех рабочих местах. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20 процентов из них, но не менее чем на двух местах. Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). А также одновременно имеют следующие характеристики:

– профессии, должности, специальности одного наименования;
– использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
– выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
– обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Совет

Для проведения спецоценки выбирайте организацию, которая соответствует всем требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ

Когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда*

Внеплановая специальная оценка необходима только в определенных случаях (схема ниже). Провести спецоценку следует в течение шести месяцев со дня наступления какой-либо из перечисленных ситуаций (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

При этом оценивать нужно только те рабочие места, на которых произошли изменения или в отношении которых вынесены предписания (предложения). Порядок проведения внеплановой спецоценки идентичен порядку проведения плановой, изложенному в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка