Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете учитывать детские новогодние подарки

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 декабря 2015 470 просмотров

Что проверяет Росприроднадзор, что должно быть на предприятии?

Росприроднадзор проверяет соблюдение организацией законодательства в области экологии и природопользования.

При экологической проверке предприятия инспекторы могут запросить следующие документы:

  1. Документы, определяющие статус организации: записи ЕГРЮЛ, письмо об учете ЕГРПО, коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ. Свидетельство ИНН, ОГРН. Лицензии. Приказ о назначении на должность директора, штатное расписание, банковские реквизиты.
  2. Иные документы (в зависимости от сферы деятельности предприятия):
  1. документы, подтверждающие отнесение организации к категории субъектов малого или среднего предпринимательства;
  2. приказы о назначении должностных лиц, ответственных за текущую деятельность предприятия и его структурных подразделений за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду;
  3. приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами;
  4. журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха;
    • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
    • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • лимит на размещение отходов;
    • приказы о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, свидетельства на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
  5. отчеты по форме №2-тп (отходы), 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз);
  6. сведения о юр. лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
  7. Договор аренды земли.
  8. Договор на водоснабжение.
  9. Договор на водоотведение.
  10. Справка о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием: состава парка автомашин (грузоподъемность, объем двигателя, тип двигателя), годового пробега, коэффициента использования парка. Количество расходуемого горючего по маркам (при наличии АЗС). Маршруты рейсирования по территории предприятия, места стоянок автотранспорта и их тип (открытый или закрытый). Сведения заверяются уполномоченными представителями предприятия (начальник транспортного цеха, главный инженер, главный бухгалтер).
  11. Сведения о количестве, марках, часах, режиме работы, маршрутах рейсирования транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, занятых на доставке сырья и продукции.
  12. Паспорта вытяжных вентсистем (от производственных участков).
  13. Поэтажный план БТИ
  14. Справка о наличии (отсутствии) арендаторов с указанием профиля их деятельности, месторасположением.
  15. Документы подтверждающие профессиональную подготовку сотрудников ответственных за природоохранную деятельность.
  16. Сведенья о текущих затратах на охрану природы (экологические и природоресурсные платежи):
    • копии платежных поручений о перечислении платы за окружающую среду
    • расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду
  17. План природоохранных мероприятий
  18. Общий план по уходу за зелеными насаждениями и т. д.

По результатам проверки Росприроднадзора за нарушение экологического законодательства организация может быть привлечена к административной ответственности по одной или нескольким статьям, предусмотренным главой 8 КоАП РФ.

Обоснование

Из Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

<…>

«Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.*

1.1. В случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.*

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

6.1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.*

6.2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

6.3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

7.1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

7.2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.*

9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9.1. Часть, дополнительно включенная с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

9.2. Часть, дополнительно включенная с 30 июля 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 191-ФЗ, утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

<…>

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:*

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.*

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

<…>

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры* о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля..

<…>

Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства

1. Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

2. При наличии информации о том, что в отношении указанных в части 1 настоящей статьи лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

4. При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

6. Положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

7. Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

<…>

Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»

<…>

«4. Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами*, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.

<…>

6. Уполномоченные органы осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

<…>

9. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.*

<…>

14. При проведении проверки должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды».

<…>

Из статьи журнала «Учет в производстве», №2, февраль 2012

На предприятие пришли контролеры из Росприроднадзора

На сайте Росприроднадзора (www.rpn.gov.ru) опубликованы планы проверок предприятий на 2012 год. Однако ведомство проводит еще и внеплановые проверки. Подготовиться к обоим видам проверок поможет наш материал.

В каких случаях могут назначить проверку

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) находится в ведении Минприроды России.

Законодательную основу деятельности ведомства составляет большая группа федеральных законов.

При этом особое место занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Из подзаконных актов стоит отметить постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400.

Данным документом утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в котором прописаны функции ведомства, сформулированы организационные основы деятельности. Так, в частности, оговорено, что в компетенцию Росприроднадзора входят контроль и надзор:

  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
  • за соблюдением требований российского законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и т. д.

О том, какие объекты позволено проверять ведомству, сказано в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285.*

Перечень достаточно обширный и, поэтому можно говорить, что сфера интересов Росприроднадзора распространяется практически на все стороны деятельности производственных предприятий. Это водные, лесные объекты, земли, недра, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и т. д. Проверкой данных объектов и занимаются чиновники (в пределах своей компетенции).

Проводить контрольные мероприятия могут должностные лица ведомства, перечень которых указан в постановлении Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. № 716.

Им позволено посещать организации, объекты хозяйственной и иной деятельности (независимо от форм собственности). При этом контролеры могут проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля и т. д.

Проверяющим дано право привлекать предприятия и его должностных лиц к административной ответственности.

Какие бывают проверки

Проверки Росприроднадзора делятся на плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с утвержденным графиком.*

Поводом для внеплановой проверки может быть истечение срока исполнения предприятием ранее выданного предписания об устранении нарушений. Также проверку могут назначить, если в ведомство поступят обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках проверки котролеры обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…».

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя территориального подразделения.

В данном приказе должны быть, в частности, указаны:

  • фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.*

В исключительных случаях он может быть продлен руководителем Росприроднадзора (территориального подразделения), но не более чем на 20 рабочих дней. Это возможно в случае необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и т. д. Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. Отметим, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои удостоверения и ознакомить должностных (или уполномоченных) лиц предприятия с копией приказа о назначении контрольных мероприятий.*

<…>

Д. Н. Глазунов

Юрист

Из статьи журнала «Учет в строительстве», № 7, июль 2012

Ответственность за неуплату экологических платежей. Проверка Росприроднадзора

Росприроднадзор разработал Методические рекомендации по проверке соблюдения природопользователями обязанности по своевременному внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду и по привлечению их к административной ответственности за допущенные нарушения. О применении нового документа расскажем в статье.

За загрязнение необходимо платить

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на природу является платным. К видам такого воздействия относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Строительная компания в процессе своей деятельности может загрязнять окружающую среду выбросами используемого автотранспорта, строительными отходами и мусором, создавать шум при проведении работ и т. д.*

Виды платы

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды… утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Существует два вида базовых нормативов. Это плата за различные выбросы, сбросы и т. д.:

  • в пределах допустимых нормативов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов вредного воздействия).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени его опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Нормативы платы… утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Для отдельных регионов устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, которые учитывают экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов и др.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Конкретизация применения базовых нормативов приведена вИнструктивно-методических указаниях… утвержденных Минприроды России 26 января 1993 г.

Кто является плательщиком

Обязанность по внесению экологических платежей возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственной, непроизводственной или иной) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду. При заключении договора аренды, наличии иных прав на источник (объект) негативного воздействия плательщиком является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект).

Получение разрешения

Компания при осуществлении выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, должна получить разрешение, выданное органами исполнительной власти, которые ведут государственное управление в области охраны окружающей среды, с установлением лимитов сбросов, выбросов и т. д. Об этом сказано в пункте 4 статьи 23 закона № 7-ФЗ.

Административные регламенты по выдаче разрешений утверждены приказами Минприроды России от 31 октября 2008 г. № 288от 25 июля 2011 г. № 650.

За выдачу разрешения уплачивается государственная пошлина. Ее размер, согласно пункту 116 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, составляет 2000 руб.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками допускается без получения разрешения.

<…>

Порядок надзора и привлечения к ответственности

В целях повышения эффективности надзорных мероприятий и предупреждения правонарушений в данной сфере Росприроднадзором были разработаны Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности… (далее – Методические рекомендации). Утверждены они приказом от 4 мая 2012 г. № 213.*

Строительным компаниям полезно c ними ознакомиться, так как данный документ территориальные органы указанного ведомства будут использовать при проведении контрольных мероприятий и для привлечения к ответственности лиц, не вносящих плату за загрязнение окружающей среды.

Расскажем коротко об основных положениях.

Чем грозит неуплата

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 8.41Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа:

  • для организации в размере от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.*

Как осуществляется контроль

Отметим: в методичке удобно сконцентрирована информация действий инспекторов по выявлению нарушений и привлечению нарушителей к ответственности в виде блоков-схем.

Выявление фактов нарушений. Итак, с чего все начинается? Что служит поводом для проверки?

Событием административного правонарушения, как сказано в Методических рекомендациях, является факт невнесения либо неполного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Дело в том, что информация о поступивших платежах на подведомственной территории аккумулируется финансовыми подразделениями территориальных органов Росприроднадзора.

Финподразделение после аккумулирования данных о перечислении платы представляет список природопользователей, своевременно перечисливших плату, уполномоченному должностному лицу территориального органа. Уполномоченный в свою очередь проводит сверку списка с приказом Минприроды России «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории субъекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Возбуждение дела. По окончании сверки инспектор подготавливает и направляет информацию о лицах, подлежащих контролю, в региональный или федеральный надзорный орган для принятия мер в отношении природопользователей, не перечисливших плату в установленном порядке.

Иными словами, не обнаружив 20го числа после окончания квартала поступления денег, уполномоченные региональные или федеральные службы Росприроднадзора (в зависимости от того, какому виду надзора подлежит конкретный природопользователь) начинают расследование и возбуждают дело об административном правонарушении.

Процедура. Копия определения о возбуждении дела и проведении расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого оно вынесено (или его представителю), заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с получением отметки (подписи) законного представителя юридического лица о вручении ему определения.

Затем проверяемому лицу направляется определение об истребовании необходимых сведений. То есть проверка заключается в истребовании от компании нужных сведений, получении дополнительной информации, ее рассмотрении и т. д.

На представление документов организации дается конкретный срок (он указывается в определении), но не более трех дней. Если организации этого времени недостаточно, она обязана уведомить контролирующий орган об этом также в трехдневный срок (копию о продлении срока в случае принятия такого решения проверяемому должны вручить в течение суток). Срок проведения расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях допускается его продление на тот же срок – один месяц (п. 3.1.8 Методических рекомендаций).

Результаты проверки

Оформление. По окончании расследования инспектор составляет протокол об административном правонарушении по статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях либо выносит постановление о прекращении дела. Правила составления протокола тоже жестко регламентированы, и Росприроднадзор предупреждает своих инспекторов, что нарушение прав лиц, привлекаемых к ответственности, может явиться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении (п. 3.2.3 Методических рекомендаций).

Компании следует знать: о времени и месте составления протокола ее должны уведомить заблаговременно. Протокол помимо прочих обязательных сведений должен содержать:

  • данные об обстоятельствах обнаружения правонарушения (например, реквизиты справки финансового подразделения Росприроднадзора об отсутствии внесения платы);
  • конкретные нормы закона, которые были нарушены;
  • указание на виновность лица;
  • ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (направленные запросы/поручения, полученные ответы, истребованные документы, объяснения и т. п.);
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела1.

1 Процедуры возбуждения дела, проведения административного расследования, истребования сведений, составления протокола регулируются соответствующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях – 26.1028.128.228.7.

Копия протокола вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку.

Учтите: компании должны дать возможность ознакомиться с протоколом. И она вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему.

В случае неявки представителя юридического лица протокол составляется в его отсутствие, а копия протокола высылается организации по почте (тоже заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа).

Принятие решения. Строительная компания имеет право присутствовать и при рассмотрении ее дела. Это заключительный этап проверки, который заканчивается принятием решения. Так что о месте и времени рассмотрения ее также уведомляют. Более того – вызывают представителя компании на рассмотрение дела.

Соответствующие документы вручаются под расписку (одним из указанных выше способов).

По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства. В первом случае – в постановлении указываются конкретная сумма штрафа и реквизиты для его перечисления.

Обратите внимание: постановление по делу о нарушении законодательства РФ об охране окружающей среды в виде админстративного наказания не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения этого нарушения (п. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Уплатить штраф организация должна в течение 30 дней со дня вступления решения в силу. Оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования. Обжаловать принятое решение можно должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Если нарушитель не уплатит штраф по истечении 30 дней (с даты срока, указанного в постановлении), документ направят судебному приставу-исполнителю для взыскания.

В этом случае нарушение законодательства обойдется дороже – организацию оштрафуют еще и за неуплату административного штрафа в двойном размере от суммы неуплаченного штрафа (п. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного природе.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка