Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 декабря 2015 36 просмотров

В ответ на Требование ИФНС о представлении документов наша организация предоставила копии документов, заверенные надлежащим образом (согласно Письма Минфина России от 7 августа 2014 г. N 03-02-РЗ/39142"О заверении копий документов, представляемых в налоговые органы") с сопроводительным письмом. ИФНС не приняла документы, ссылаясь на то, что в сопроводительном письме отсутствует печать организации.

Нет, если копии документов заверены должным образом, отсутствие печати на сопроводительном письме к ним не может являться основанием для отказа принимать документы, затребованные у налогоплательщика. Такое решение ИФНС можно оспорить.

Печать организации (гербовая) необходима только на налоговой декларации.

При этом организации вправе вообще отказаться от использования печати – для этого упоминание о ней должно быть исключено из устава, об отказе от печати нужно уведомить инспекцию.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке

Бумажные копии

Если организация представляет копии на бумаге, то они должны быть заверены в установленном порядке. На копии нужно сделать надпись, которая подтверждает соответствие подлиннику документа:

  • слово «Верно»;
  • наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию);
  • дату заверения и печать.

Печать для заверения копий организации вправе выбрать самостоятельно (например, основную печать организации).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденногопостановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

При подаче многостраничных документов организация может заверить либо копию каждого листа, либо весь прошитый документ в целом. Прошитый многостраничный документ должен отвечать следующим требованиям:

  • объем прошивки не более 150 листов;
  • все листы прошиты на 2–4 прокола прочной нитью. Концы нити выведены на оборотную сторону последнего листа и связаны. На оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеена бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40–60 мм на 40–50 мм). Наклейка полностью закрывает место скрепления прошивки. За пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2–2,5 см;
  • текст и другие элементы документа (например, даты, резолюции) читаются свободно;
  • при чтении документ не расшивается (не разрушается);
  • все листы в документе пронумерованы;
  • в заверительной надписи на бумажной наклейке указано общее количество листов документа (арабскими цифрами и прописью).

Об этом сказано в письмах Минфина России от 29 октября 2015 г. № 03-02-Р3/62336,от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142 и пункте 21 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309.

Объединять в одну подшивку разные документы и заверять эту подшивку в целом нельзя (письма Минфина России от 30 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-549 и ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Но если организация все-таки сдаст в инспекцию заверенную подшивку разных документов, то оснований для ее привлечения к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ не будет. Эта статья устанавливает штраф за то, что организация вообще не представила затребованные документы или представила их с опозданием. Представление подшивки разных документов не образует состава правонарушения, предусмотренного данной статьей. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. № А54-8663/2012, Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2012 г. № А75-10186/2011от 16 октября 2012 г. № А75-10185/2011от 30 августа 2012 г. № А75-10187/2011).

Подшивки документов (копий документов) представьте в налоговую инспекцию с сопроводительными письмами. В них укажите:

  • основание для представления, включая реквизиты требования о представлении документов;
  • количество подшивок и количество листов, включенных в каждую подшивку.

Это следует из письма Минфина России от 29 октября 2015 г. № 03-02-Р3/62336.

Главбух советует: если документы, которые затребовала инспекция, представляются на бумажных носителях, передавайте их по описи (акту), составленной в двух экземплярах.

В описи (акте) перечислите все передаваемые в инспекцию документы с указанием их реквизитов и количества листов в них. Дополнительно укажите, что именно вы передаете: копии или подлинники документов.

Один экземпляр описи (акта) приложите к передаваемым в инспекцию документам. Второй экземпляр со штампом инспекции (почтового отделения) и датой получения документов инспекцией (почтовым отделением) храните у себя. Если возникнут споры (например, при утере документов инспекцией или почтовой службой), то опись (акт) с отметкой налоговой инспекции (почтового отделения) будет доказательством полного и своевременного представления документов по требованию.

Ситуация: может ли инспекция в ходе выездной налоговой проверки потребовать от организации представить нотариально заверенные копии документов

Нет, не может.

Налоговый кодекс РФ запрещает инспекции требовать от организации нотариально заверенные копии документов, если иное не предусмотрено российским законодательством (абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ). Это правило носит общий характер и действует как в отношении документов, истребуемых в ходе выездной проверки, так и в отношении документов, истребуемых по иным поводам (например, при истребовании документов о конкретной сделке вне рамок проведения налоговой проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ)).

Документы, которые инспекция может запросить в ходе выездной налоговой проверки, не требуют нотариального заверения. Следовательно, требовать такие копии инспекция не может.

Правомерность этой позиции подтверждается письмом Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-04-05-01/886.

Справочная информация: Перечень документов, на которых обязательна (необязательна) печать организации

Финансовые документы

Материальные документы по видам операций

Материальные документы по видам имущества

Кадровые документы

Налоговые документы

Бухгалтерская отчетность

Документы Нужна ли печать Основание
Налоговые документы
Счет-фактура Необязательна Закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ внес изменения в пункт 6статьи 169 Налогового кодекса РФ, приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137
Налоговая декларация

Обязательна, но не всегда: печать надо ставить только там, где этого требуют указания по заполнению формы. То есть не надо проштамповывать все листы, на которых есть подпись руководителя или представителя.

Для АО и ООО действуют особые правила: такие организации вправе, но не обязаны иметь печати. В связи с этим до внесения соответствующих изменений в приказы ФНС России документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них. Об этом сказано вписьме ФНС России от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@

Приказы Минфина России и ФНС России об утверждении форм деклараций

Журнал «Российский налоговый курьер» № 13-14, Июль 2015

О заверении копий документов печатью

О заверении копий документов печатью


В уставе нашей компании нет положения о печати (организация зарегистрирована в середине апреля 2015 года). В конце мая получили из инспекции требование о представлении документов и направили в ИФНС копии запрошенных бумаг без оттиска печати. Какова вероятность, что инспекторы сочтут это нарушением?
Елена Васильева, главный бухгалтер

«Истребованные документы компания представляет на бумажном носителе в виде заверенных копий (п. 2 ст. 93 НК РФ).

При заверении документа ниже реквизита “Подпись” проставляется надпись “Верно”, должность лица, заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия) и дата заверения. Выбор печати, которой заверяется копия документа, остается на усмотрение организации (подп. 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 (утв. приказом Росстандарта от 17.10.13 № 1185-ст) и п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 (утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.03 № 65-ст)).

С 7 апреля 2015 года статья 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и статья 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” дополнены положением о том, что общество вправе иметь печать (в ред. Федерального закона от 06.04.15 № 82-ФЗ). Сведения о наличии печати содержатся в уставе общества. При этом обязанность общества использовать печать может быть предусмотрена федеральным законодательством.

Налоговый кодекс не обязывает организацию использовать печать во взаимоотношениях с налоговыми органами при представлении копий документов, истребованных в порядке статьи 93 НК РФ.

Полагаем, что если у компании нет печати как таковой, то запрошенные налоговиками копии документов изготовляются без заверения печатью. К пакету истребованных бумаг целесообразно приложить сопроводительное письмо в адрес инспекции, в котором указать на отсутствие у организации печати».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка