Журнал, справочная система и сервисы
23 декабря 2015 24 просмотра

У нас была выездная проверка с налогового органа в 2014 году за 2010 - 2012 г и на декабрь 2015 года назначена опять выездная проверка за 2013 - 2014 год. Вправе ли они так делать?

Да, вправе.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также более двух выездных проверок в течение календарного года в отношении одного налогоплательщика (п. 5 ст. 89 НК РФ).

А в данном случае выездная проверка проводится в другом календарном году, и проверяются другие налоговые периоды. Поэтому ИФНС не нарушает налоговое законодательство в данной ситуации.

Обоснование


Статья 89 Налогового органа РФ

«1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов».

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма приведена в приложении 3 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепциясистемы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано вписьме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 16, Апрель 2011

Решение инспекции отменили из-за слишком частых выездных проверок

Ежегодные выездные проверки в компании говорят о том, что инспекторы применяют избыточные меры налогового контроля. Значит, доначисления по итогам таких ревизий неправомерны.

Инспекторы назначили в компании выездную проверку за период с 1 января 2003 года по 31 мая 2006 года, по итогам которой вынесли решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение компания оспорила в суде, и его отменили. Но инспекторы не успокоились и вскоре назначили вторую выездную проверку, уже за период с 1 апреля 2006 года по 31 декабря 2007 года, а затем продлили срок ревизии. Но суд отменил и это решение из-за процессуальных нарушений, в итоге ревизорам опять не удалось доначислить налоги.

Наконец, проверяющие решили назначить еще одну, третью по счету, проверку за период с 1 января по 31 декабря 2008 года. А компания в очередной раз обратилась в суд.

Ревизоры проиграли дело. Судьи признали, что выездные проверки налогоплательщика инспекторы проводят ежегодно, причем новые «рейды» назначают, еще не рассмотрев материалы предыдущих. А это говорит о том, что инспекторы в отношении компании применили избыточные и неограниченные меры налогового контроля, что недопустимо.

Источник: определение ВАС РФ от 21.03.11 № ВАС-3294/10

<…>

Из статьи журнала «Главбух» № 14, Июль 2009

Инспекторы не вправе проводить более двух выездных проверок в год

Определение ВАС РФ от 22 июня 2009 г. № ВАС-7239/09.

В определении от 22 июня 2009 г. № ВАС-7239/09 судьи уточнили, как следует применять абзац второй пункта 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что налоговики не вправе проводить более двух выездных проверок в течение календарного года. Исключение – случаи, когда решение о проверке сверх лимита принимает ФНС России.

Зачастую инспекторы понимают указанное правило так: руководитель ИФНС не имеет права принимать решения о проведении выездных проверок чаще двух раз в год. То есть налоговики обычно ориентируются на то, сколько контрольных мероприятий инспекция уже назначила в текущем году. Те же проверки, которые фактически были проведены, но назначены в предыдущие годы, в расчет не берутся.

Однако, как отметили в определении судьи ВАС РФ, этот подход неверен. И, применяя правила пункта 5 статьи 89 кодекса, необходимо определять, сколько выездных проверок инспекция фактически проводила. При этом не важно, каким годом – этим или предыдущим – датированы решения ИФНС. Приведем наглядный пример из дела, рассмотренного вопределении № ВАС-7239/09.

Межрайонная инспекция № 4 по Белгородской области в 2007 году приняла решение о проведении выездной проверки по налоговым платежам 2006 года. Однако проверка неоднократно приостанавливалась. В результате инспекторы ее завершили в январе 2008 года. В следующем месяце, в феврале, начальник МРИ принял решение о проведении еще одной выездной проверки. На этот раз налоговиков заинтересовал НДС за 2007 год. А уже в апреле инспекторы назначили следующую выездную проверку – по остальным налоговым платежам 2007 года.

Инспекторы посчитали, что при определении лимита 2008 года не надо брать в расчет проверку, которая закончилась в январе. Ведь решение о ее проведении было принято в 2007 году.

Но налогоплательщик обратился в суд, посчитав, что решение о последней выездной проверке было принято неправомерно. С этим согласился и ВАС РФ. Судьи пришли к выводу, что нельзя сбрасывать со счетов ту проверку, которую инспекторы начали в 2007 году, а закончили в январе 2008 года.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка