Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 декабря 2015 11 просмотров

Полностью сгорел магазин (сгорели ОС, товары, все документы по учету). Здание магазина арендованное, уставный капитал 1 млн. руб.Вопрос: чтобы закрыть год и закрыть организацию, какие проводки нужно провести по бухучету?

В сложившейся ситуации Вам нужно предпринять меры по восстановлению бухгалтерского учета и утраченных при пожаре документов. Сгоревшие основные средства и товары спишите в бухучете в прочие расходы. Для этого проведите инвентаризацию и получите необходимые документы (справки, акты и пр.) от МЧС или органов Государственной противопожарной службы.

После того, как учет в организации будет восстановлен, Вы сможете закрыть период в бухучете в общем порядке. Порядок закрытия периода в бухучете подробно описан ниже, в рекомендации № 1, порядок реформации баланса – в рекомендации № 2.

Добровольная ликвидация – процедура длительная и сложная. Подробный порядок ее проведения приведен в рекомендации № 3.

Обоснование

1. Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как в бухучете закрывать отчетные периоды и определять финансовые результаты в течение года. Организация применяет общую систему налогообложения

Финансовый результат

Чтобы определить финансовый результат деятельности организации, нужно закрыть отчетный период. В бухучете отчетным периодом признается месяц (п. 48 ПБУ 4/99).

Общий финансовый результат (прибыль или убыток) за месяц складывается из результатов:
– по обычным видам деятельности (формируется на счете 90 «Продажи»);
– по прочим операциям (формируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы»).

Финансовый результат за текущий отчетный период суммируется с общим финансовым результатом за предыдущие отчетные периоды.

Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности определите как разницу между:
– выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (без учета НДС и акцизов);
– расходами, связанными с производством и реализацией.
Это следует из положений пункта 5 ПБУ 9/99 и пункта 5 ПБУ 10/99.

Результат от прочих операций определите как разницу между:
– прочими доходами;
– прочими расходами.

Перечень прочих доходов установлен в пункте 7 ПБУ 9/99, а прочих расходов – в пункте 11 ПБУ 10/99.

Порядок закрытия

Процедура закрытия отчетного периода включает в себя:
– списание на реализованную продукцию общей суммы расходов, связанных с ее производством и реализацией (к моменту закрытия отчетного периода эта сумма должна быть сформирована);
– сопоставление итоговых данных по дебетовым и кредитовым оборотам на субсчетах, открытых к счету 90 «Продажи» и счету 91 «Прочие доходы и расходы»;
– списание положительной разницы между этими данными в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (если получена прибыль);
– списание отрицательной разницы между этими данными в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» (если получен убыток).

Синтетический счет 90 «Продажи» предназначен для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 9/99, п. 5 ПБУ 10/99). Однако непосредственно на этом счете никакие операции не отражаются. Все показатели, необходимые для определения финансового результата, формируются на субсчетах, открытых к нему. Поэтому на отчетную дату любого отчетного периода синтетический счет 90 не может иметь ни дебетового, ни кредитового сальдо.

К счету 90 открываются субсчета:
– 90-1 «Выручка». По мере отгрузки по кредиту этого субсчета отражается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с учетом НДС и акцизов;
– 90-2 «Себестоимость продаж». В дебет этого субсчета списываются все расходы, связанные с производством и реализацией;
– 90-3 «Налог на добавленную стоимость». По дебету этого субсчета отражаются суммы НДС, включенные в цену проданной продукции (товаров, работ, услуг);
– 90-4 «Акцизы». По дебету этого субсчета отражаются суммы акцизов, включенные в цену проданной продукции (товаров, работ, услуг);
– 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». На этом субсчете отражается финансовый результат по обычным видам деятельности. Если совокупный оборот по кредиту субсчета 90-1 больше суммы дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3 и 90-4, то разница между ними формирует прибыль. Если совокупный оборот по кредиту субсчета 90-1 меньше суммы дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3 и 90-4, то разница между ними формирует убыток.

При закрытии отчетного периода разница между совокупным дебетовым оборотом по субсчетам 90-2, 90-3 и 90-4 и кредитовым оборотом по субсчету 90-1 (прибыль или убыток) отражается на счете 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения» в корреспонденции с субсчетом 90-9.

Дебет 90-9 Кредит 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения»
– отражена прибыль по обычным видам деятельности за отчетный период;

Дебет 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения» Кредит 90-9
– отражен убыток по обычным видам деятельности за отчетный период.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-9 выполняются нарастающим итогом с начала года. В течение года эти субсчета не закрываются. Их закрытие происходит при реформации баланса.

Синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для учета доходов и расходов по прочим операциям (п. 7, 9 ПБУ 9/99, п. 11, 13 ПБУ 10/99). Однако непосредственно на этом счете никакие операции не отражаются. Все показатели, необходимые для определения финансового результата, формируются на субсчетах, открытых к нему. Поэтому на отчетную дату любого отчетного периода синтетический счет 91 не может иметь ни дебетового, ни кредитового сальдо.

К счету 91 открываются субсчета:
– 91-1 «Прочие доходы». По мере поступления по кредиту этого субсчета отражаются доходы по прочим операциям;
– 91-2 «Прочие расходы». В дебет этого субсчета списываются все расходы по прочим операциям;
– 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». На этом субсчете отражается финансовый результат по прочим операциям. Если совокупный оборот по кредиту субсчета 91-1 больше дебетового оборота по субсчету 91-2, то разница между ними формирует прибыль. Если совокупный оборот по кредиту субсчета 91-1 меньше дебетового оборота по субсчету 91-2, то разница между ними формирует убыток.

При закрытии отчетного периода разница между кредитовым оборотом по субсчету 91-1 и дебетовым оборотом по субсчету 91-2 отражается на счете 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения» в корреспонденции с субсчетом 91-9:

Дебет 91-9 Кредит 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения»
– отражена прибыль по прочим операциям за отчетный период;

Дебет 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения» Кредит 91-9
– отражен убыток по прочим операциям за отчетный период.

Записи по субсчетам 91-1, 91-2, 91-9 выполняются нарастающим итогом с начала года. В течение года эти субсчета не закрываются. Их закрытие происходит при реформации баланса.

<…>

Условный доход (расход) по налогу на прибыль

Если организация применяет ПБУ 18/02, то одновременно с закрытием отчетного периода нужно отразить в учете условный расход (доход) по налогу на прибыль.

Для расчета этого показателя используйте формулу:

Условный расход (доход) по налогу на прибыль = Бухгалтерская прибыль (убыток) за отчетный период (суммарное сальдо по субсчету 90-9 и субсчету 91-9) ? 20%


Сумма условного расхода (дохода) по налогу на прибыль отражается в бухучете на одноименном субсчете, который открывается к счету 99 «Прибыли и убытки».

Такой порядок следует из положений пункта 20 ПБУ 18/02.

В бухучете сумму условного расхода (дохода) отразите проводкой:

Дебет 99 субсчет «Условный расход по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– начислена сумма условного расхода за отчетный период;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Условный доход по налогу на прибыль»
– начислена сумма условного дохода за отчетный период.

Если по итогам отчетного (налогового) периода в налоговом учете отражен убыток, то дополнительно нужно сделать проводку:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражен отложенный налоговый актив с убытка, который будет погашен в следующих отчетных (налоговых) периодах.

Это следует из положений пункта 14 ПБУ 18/02, статьи 283 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 14 июля 2003 г. № 16-00-14/219.

Сумма налога на прибыль, отраженная в бухучете на конец отчетного квартала или года, должна совпадать с суммой, отраженной в налоговой декларации, утвержденной приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600. Поэтому, выполнив такие проводки, проверьте, правильно ли закрыт отчетный период. Для этого сопоставьте суммарные (с начала года) обороты по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» в корреспонденции со счетами:
– 09 «Отложенные налоговые активы»;
– 77 «Отложенные налоговые обязательства»;
– 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»;
– 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)».

Если разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами по этим счетам совпадает с суммой, отраженной по строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль, то расчеты по налогу на прибыль отражены в бухучете правильно. Это означает, что отчетный период закрыт корректно.

В зависимости от того, с какой периодичностью организация отчитывается по налогу на прибыль, такую проверку она должна делать либо по итогам каждого месяца, либо по итогам каждого квартала.

Реформация баланса

По состоянию на 1 января следующего года сальдо по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-9, 91-1, 91-2 должно равняться нулю. Для этого по итогам отчетного года проведите первый этап реформации баланса.

Отчет о финансовых результатах

Финансовые результаты деятельности организации отражайте в Отчете о финансовых результатах. Он включается в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности (п. 49 ПБУ 4/99, п. 30 и 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Отчет о финансовых результатах формируется по данным субсчетов к счетам 90, 91, 99. Доходы, расходы, финансовые результаты отражайте в нем нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода. Подробнее о заполнении отчета см. Как составить Отчет о финансовых результатах.

<…>

2. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как провести реформацию баланса. Организация применяет общую систему налогообложения

Реформацию баланса проведите по состоянию на 31 декабря, после того как в бухучете будет отражена последняя хозяйственная операция за отчетный год.

Этапы реформации

Реформация баланса включает в себя два этапа:
– закрытие счетов, на которых в течение года отражались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации;
– перенос финансового результата, полученного за отчетный год, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Закрытие счетов

Субсчета, отрытые к счету 90 «Продажи» и счету 91 «Прочие доходы и расходы» закройте внутренними проводками:

Дебет 90-1 Кредит 90-9
– закрыт субсчет 90-1;

Дебет 90-9 Кредит 90-2
– закрыт субсчет 90-2;

Дебет 90-9 Кредит 90-3
– закрыт субсчет 90-3;

Дебет 90-9 Кредит 90-4
– закрыт субсчет 90-4;

Дебет 91-1 Кредит 91-9
– закрыт субсчет 91-1;

Дебет 91-9 Кредит 91-2
– закрыт субсчет 91-2.

В результате сделанных записей дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам, открытым к счету 90 и счету 91, будут равны друг другу. Следовательно, на конец каждого месяца счета 90 и 91 должны иметь нулевое сальдо. А вот на субсчетах, открытых к этим счетам, суммы в течение года накапливаются. Их нужно будет обнулить 31 декабря при реформации.

Поэтому по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни эти синтетические счета, ни субсчета, открытые к ним, сальдо иметь не должны. На этом первый этап реформации завершен.

Финансовый результат

На втором этапе реформации финансовый результат, полученный за отчетный год, нужно объединить с финансовым результатом за предыдущие годы.

Для этого при закрытии отчетных периодов в течение года (в т. ч. по итогам декабря) бухгалтер должен был:
– ежемесячно списывать финансовые результаты от основной деятельности и прочих операций с субсчетов 90-9 и 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки»;
– отражать в бухучете суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежей по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» (п. 20 ПБУ 18/02).

Таким образом, 31 декабря на счете 99 «Прибыли и убытки» должен сложиться чистый финансовый результат (прибыль или убыток) отчетного года. Определив годовой финансовый результат (прибыль или убыток), отнесите его на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» проводкой:

Дебет 99 субсчет «Чистая прибыль (убыток)» Кредит 84
– списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года;

Дебет 84 Кредит 99 субсчет «Чистая прибыль (убыток)»
– отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

На этом реформация баланса заканчивается.

О том, как проверить правильность начисления условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, см. Как в бухучете закрывать отчетные периоды и определять финансовые результаты в течение года.

Покрытие убытков

Если по итогам отчетного года организация получила убыток, его можно покрыть за счет средств резервного капитала. Когда резервного капитала нет либо его не хватает, следует использовать нераспределенную прибыль прошлых лет.

Бывает, что отсутствуют оба этих источника. Тогда покрыть убытки можно за счет дополнительных взносов учредителей.

Для учета движения средств на счете 84 можно организовать аналитический учет. Об этом сказано в Инструкции к плану счетов.

В зависимости от источника покрытия убытка данная операция отражается проводкой:

Дебет 82 Кредит 84 субсчет «Непокрытый убыток отчетного года»
– погашен убыток за счет средств резервного фонда;

Дебет 84 субсчет «Нераспределенная прибыль прошлых лет» Кредит 84 субсчет «Непокрытый убыток отчетного года»
– погашен убыток за счет нераспределенной прибыли прошлого года.

Что касается дополнительных взносов учредителей для покрытия убытков, то для этого нужно специальное решение. В ООО такое решение принимает общее собрание участников ООО, а в акционерных обществах – общее собрание акционеров общества. Это следует из пункта 2 статьи 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, подпункта 11 пункта 1 статьи 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Проводка такая:

Дебет 75 (70) Кредит 84 субсчет «Непокрытый убыток отчетного года»
– погашен убыток за счет взносов учредителей.

Теперь про непокрытый убыток прошлых лет. Его можно погасить за счет нераспределенной прибыли отчетного года:

Дебет 84 субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года» Кредит 84 субсчет «Непокрытый убыток прошлых лет»
– направлена чистая прибыль на погашение убытков прошлых лет.

<…>

3. Из рекомендации

В.Ю. Перелыгина, Г.И. Уваркина, В.И. Добровольского

Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации и назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению:
– совета директоров (наблюдательного совета) общества;
– исполнительного органа;
– участника ООО.

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 36, 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам:
– о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);
– о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Это следует из абзаца 1 пункта 2 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО.

Кроме того, должны соблюдаться следующие правила:
– если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
– если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
– если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Это следует из пункта 4 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию.

Внимание: если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае в соответствии со статьей 35 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников, что негативно отразится на деятельности общества:
– срок проведения ликвидации увеличится;
– ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации ООО недействительным, поскольку на общем собрании участники не приняли такое решение единогласно.

Общее собрание участников ООО «Т.» приняло решение о ликвидации общества.

ОАО «Г.» (участник ООО «Т.») голосовало против ликвидации. Оно посчитало, что принятое решение нарушает его права, и предъявило к ООО «Т.» требования о признании недействительными:

  • решения о ликвидации ООО «Т.»;
  • решения о назначении ликвидатора.

Обоснования ответчика: участниками ООО «Т.» являются ЗАО «Т.» с долей 99,4 процента уставного капитала и ОАО «Г.» с долей 0,6 процента уставного капитала. Следовательно, голос ОАО «Г.» никак не повлиял бы на принятие оспариваемых решений. Поэтому нарушения в проведении собрания следует признать несущественными (п. 2 ст. 43 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Суд не согласился с доводами ответчика. Решение о ликвидации должно приниматься всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если один из участников (независимо от его доли в уставном капитале) голосует против такого решения, то общество не может быть ликвидировано. Следовательно, общее собрание участников проведено с существенным нарушением требований закона.

По этим причинам суд удовлетворил требования истца. В итоге ООО «Т.» не прекратило свою деятельность в процессе ликвидации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2009 г. № Ф04-62/2009 (19231-А70-11).

Действия ликвидационной комиссии

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2.Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.

12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

17. Передать документы постоянного хранения и документы, сроки временного хранения которых не истекли, на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив (п. 810 ст. 23 Закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ).

Публикация сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

В уведомлении нужно привести следующую информацию:
– сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
– порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
– срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99).

Баланс должен содержать сведения:
– о составе имущества ликвидируемого общества;
– требованиях, предъявленных кредиторами;
– результатах рассмотрения требований кредиторов;
– перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

Это следует из пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:
– на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;
– за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».

Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них налоговая инспекция откажется вносить в ЕГРЮЛ запись о факте составления баланса (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Впрочем, ничто не мешает сначала утвердить баланс, а затем дождаться момента, когда исчезнут препятствия для обращения в инспекцию.

Однако лучше все же сначала убедиться в том, что отсутствуют перечисленные выше обстоятельства, и лишь затем провести общее собрание участников с целью утверждения баланса.

В противном случае может возникнуть ряд проблем. К примеру, собрание утвердит баланс, а потом выяснится, что суд удовлетворил иск кредитора к ликвидируемому обществу. В итоге получится, что утвержденный баланс содержит недостоверные сведения. А это может стать причиной отказа в регистрации со стороны инспекции. Чтобы избежать такого отказа, обществу придется заново утвердить баланс и, следовательно, потратить время и средства на проведение нового общего собрания участников.

Расчет с кредиторами

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.

В первую очередь нужно удовлетворить требования:
– о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
– компенсации морального вреда;
– компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.

Во вторую очередь необходимо:
– рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в ООО по трудовому договору;
– выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь следует рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е., по сути, в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ООО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, которая зафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к ООО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):

  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Окончательный ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Решение об утверждении баланса принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Внимание: если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами только после составления промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с его сведениями (п. 5 ст. 63 ГК РФ). При недостаточности денежных средств для расчетов ликвидационная комиссия должна продать иное имущество ООО с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Так или иначе, сумма оборотных и внеоборотных активов ООО после расчетов с кредиторами должна уменьшиться.

Если же такая сумма активов по данным ликвидационного баланса, наоборот, увеличилась, то это, вероятнее всего, свидетельствует о нарушении порядка ликвидации и об ущемлении прав кредиторов.

Пример из практики: суд признал ликвидацию ООО недействительной, поскольку сумма активов по ликвидационному балансу превысила сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу.

Единственный учредитель ООО «К.» принял решение о ликвидации общества. Налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО «К.» в связи с ликвидацией.

ООО «Э.» и ООО «Л.» (кредиторы ООО «К.») посчитали, что при ликвидации общества был нарушен установленный законом порядок. По этой причине кредиторы обратились в суд с требованиями:

  • о признании недействительными действий ликвидатора;
  • о признании недействительным решения инспекции о регистрации ликвидации.

Суд установил, что исходя из сведений промежуточного ликвидационного баланса у ООО «К.» отсутствовали актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства). Однако ликвидационный баланс показывал, что у общества после расчетов с кредиторами имелись как активы (например, денежные средства), так и пассивы (например, нераспределенная прибыль).

По закону ООО «К.» было обязано рассчитаться по долгам с кредиторами в соответствии со сведениями промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Поскольку ликвидационный баланс полностью противоречил промежуточному ликвидационному балансу, суд удовлетворил требования истцов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 июля 2007 г. по делу № А29-4266/2006а).

Распределение имущества между участниками

По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 8 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств ООО перед кредиторами.

Действуют следующие правила:
– между участниками распределяется все имущество ООО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. Имущество может распределяться лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, должно пройти два месяца с момента опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Во-вторых, промежуточный ликвидационный баланс должен свидетельствовать о том, что общество не является должником по обязательствам (т. е. кредиторы не предъявили требований, либо ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении таких требований);
– между участниками распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами, и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
– между участниками имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество ООО между участниками в порядке очередности (п. 1 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

В первую очередь нужно выплатить распределенную, но невыплаченную часть прибыли. Если имущества недостаточно для выплаты такой части прибыли, то средства должны распределяться между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Например, участник с долей 80 процентов уставного капитала сможет получить 80 процентов от имущества (от стоимости имущества).

Во вторую очередь необходимо распределить имущество между участниками. Оно может распределяться лишь после полного удовлетворения требований в рамках первой очереди (п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Участники получают часть имущества (часть стоимости имущества) пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Если между участниками в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого ООО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Сдача документов в архив

Еще одна обязанность, которую нужно выполнить ликвидационной комиссии, – это сдать документы в государственный архив. Для чего сначала она должна провести экспертизу всех документов организации и выявить среди них архивные.

К архивным документам, в частности, относятся:

  • бухгалтерские документы (первичные документы, регистры бухучета, бухгалтерская отчетность и др.);
  • документы по личному составу (личные дела, трудовые договоры, лицевые счета и др.);
  • другие архивные документы.

Перечень типовых управленческих архивных документов утвержден приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.

Далее комиссии следует:

Это следует из положений статьи 3, пунктов 810 статьи 23 Закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Росархива от 11 декабря 2014 г. № 2/2342-А, ФНС России от 9 декабря 2005 г. № ВЕ-6-16/1034.

<…>

4. Из статьи журнала «Учет в торговле» № 10, Октябрь 2010
В торговой фирме пожар. Можно ли списать потери?

А.В. Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма "АТОЛЛ-АФ"»

В целях усиления пожарной безопасности в осенне-зимний период руководители многих регионов и городов издали соответствующие распоряжения. Указанные в них мероприятия помогут снизить риски, но не сведут к нулю. А ведь налоговики с особой тщательностью проверяют обоснованность расходов в таком случае. Ряд нехитрых правил поможет избежать сложностей.

Какие документы понадобятся

Прежде всего потребуются документы, связанные с инвентаризацией. Ведь организации следует выяснить, что именно погибло в результате пожара и на какую сумму. Это законодательно установленное требование (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Так, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, организация обязана провести инвентаризацию имущества.

Формы документов, которые должны быть составлены при инвентаризации, утверждены постановлениями Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26 и от 18 августа 1998 г. № 88.

Итак, после инвентаризации у фирмы будет список сгоревших товаров с указанием их стоимости. Далее придется разбираться с виновниками пожара. Предположим, что товары погибли в результате пожаров, бушевавших в Центральной России этим летом. Иначе говоря, конкретного виновника найти не удастся. Однако для контролирующих органов этот факт скорее всего отнюдь не очевиден. Отсутствие виновных лиц должны подтвердить органы дознания. В письме УФНС России по г. Москве от 23 октября 2006 г. № 20-12/92773 говорится, что для подтверждения расходов, возникших в результате пожара, нужны следующие документы:
– справка управления Государственной противопожарной службы;
– протокол осмотра места происшествия;
– акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания;
– акт инвентаризации.

Это необходимо, но не достаточно. Фирме нужно подтвердить «объективность» возникновения ущерба. Лучше всего в этом отношении помогает справка о закрытии уголовного дела. Такой совет дают специалисты Минфина России в письме от 16 января 2006 г. № 03-03-04/1/18. Кроме того, можно использовать постановление органа Госпожнадзора России об отказе в возбуждении уголовного дела.

Очевидно, что такие документы сразу после пожара получить практически невозможно. Поэтому с учетом последствий пожара фирме придется несколько повременить.

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 13 ПБУ 10/99, расходы организации, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.), признаются прочими расходами.

А в пункте 35 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов сказано следующее.

Пострадавшие материальные запасы списываются с кредита счетов учета запасов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости этих запасов с последующим отражением на счете учета финансовых результатов.

Однако на счете 41 товары могут учитываться как по покупной, так и по продажной стоимости (с использованием счета 42 «Торговая наценка»). А это добавляет некоторые нюансы. Например, если торговая фирма учитывает товары по покупной стоимости, то проводки будут такими:

Дебет 94 Кредит 41
– списана покупная стоимость товаров после проведения инвентаризации.

До момента получения необходимых документов из Госпожнадзора России или органов МВД России эта проводка будет единственной. Когда документы поступят в организацию, надо внести запись:

Дебет 91 Кредит 94
– списана покупная стоимость товаров.

Если же фирма учитывает товары по продажной стоимости, то бухгалтер составляет следующие проводки:

Дебет 94 Кредит 41
– списана покупная стоимость товаров после проведения инвентаризации;

Дебет 94 Кредит 42
– сторнирована торговая наценка, относящаяся к списанным товарам.

А после получения документов бухгалтер делает запись:

Дебет 91 Кредит 94
– списана покупная стоимость товаров.

В случае если товар был застрахован, сумма страхового возмещения, согласно пункту 9 ПБУ 9/99, относится к прочим доходам:

Дебет 76 Кредит 91
– начислено страховое возмещение;

Дебет 51 Кредит 76
– получено от страховой организации страховое возмещение.

Налоговый учет

Если фирма применяет общий режим налогообложения, то убытки можно списать в налоговом учете. Так, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном или налоговом периоде, в частности потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (подп. 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Что касается суммы полученного страхового возмещения, то она включается в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

А если фирма на «упрощенке»?

В таком случае бухгалтер может учесть только расходы, перечисленные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций там не упомянуты.

Следовательно, стоимость сгоревших товаров не уменьшает доходы, учитываемые при расчете единого «упрощенного» налога. А вот стоимость полученного страхового возмещения включается в состав налогооблагаемых доходов (п. 1 ст. 346.15, ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить

В бухгалтерском учете расходы организации, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.), признаются прочими расходами. В налоговом учете убыток от пожара можно учесть только при общем режиме налогообложения. При «упрощенке» такого расхода в закрытом перечне затрат нет.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка