Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 декабря 2015 100 просмотров

Подскажите, пожалуйста, в каком порядке подавать возражения по акту выездной проверки пенсионным фондом. Можно ли сразу в вышестоящую или в суд,

Нет, нельзя.

Возражения по акту выездной проверки пенсионным фондом подаются в фонд, который проводил проверку (Ваше территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. Вместе с письменными возражениями представляются подтверждающие документы (их заверенные копии).

А вот решение ПФР организация вправе обжаловать как в вышестоящий орган ПФ РФ, так и сразу в арбитражный суд (пп. 1 и 2 ст. 54 Закона 212-ФЗ). Жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (п.2 ст. 55 Закона 212-ФЗ).

Обоснование

Из рекомендации Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов

Выездная проверка: акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗп. 1 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698нп. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы актов выездной проверки приведены в приложениях к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Пенсионный фонд РФ составляет акт по форме 17-ПФР, ФСС России – акт по форме 17-ФСС РФ.

Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗп. 6 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698нп. 9.2Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться частью 2 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и приложением 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Проверяющие составляют два экземпляра акта по форме 17-ФСС РФ: один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. Акт по форме 17-ПФР составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй – у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установленыпунктом 9 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Выездная проверка: вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта проверяющие должны в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (ч. 4 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗп. 11 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698нп. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Передать акт проверенной организации контролеры могут:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из части 4 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,пункта 11 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698нпункта 9.2 Методических рекомендаций, утвержденныхраспоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Выездная проверка: отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) не распишется в получения акта выездной проверки, проверяющий отразит этот факт в акте и направит его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае акт считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле). Это следует из положений части 4 статьи 38, части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, абзаца 2 пункта 11 приложения 31 кприказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698нпункта 9.2Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Пример определения даты получения акта выездной проверки. Пенсионный фонд РФ направил акт в организацию заказным письмом

19 сентября 2014 года (пятница) фонд направил акт выездной проверки заказным письмом по местонахождению организации. Считается, что указанный акт получен организацией 29 сентября 2014 года (понедельник).

Выездная проверка: возражения по акту

Если организация не согласна с проверяющими, она может оформить письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. При этом организация вправе приложить к таким возражениям подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,пункта 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Пример определения крайнего срока для подачи письменных возражений к акту выездной проверки, проведенной Пенсионным фондом РФ

15 сентября 2015 года (вторник) фонд направил акт выездной проверки заказным письмом по местонахождению организации. Считается, что указанный акт получен организацией 23 сентября 2015 года (среда).

Организация не согласна с проверяющими. Поэтому бухгалтер оформил письменные возражения. Передать их в Пенсионный фонд РФ нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. То есть до 13 октября 2015 года (включительно).

Выездная проверка: решение по акту

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его. Это следует из положений частей 18 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.3 Методических рекомендаций, утвержденныхраспоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.

Как обжаловать решение внебюджетного фонда

Обжаловать решение можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФп. 2 ст. 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: как обжаловать решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ или ФСС России о привлечении страхователя к ответственности

Решение территориального отделения внебюджетного фонда о привлечении к ответственности можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Причем обратиться в суд и в вышестоящее отделение фонда можно одновременно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Обжалование в вышестоящем отделении фонда

Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда страхователь (т. е. ваша организация) узнал о том, что его права нарушены. Как правило, это происходит уже по факту получения решения. Об этом сказано в частях1112 статьи 39, части 2 статьи 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменной форме. В ней укажите:

  • какой фонд проводил проверку;
  • сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
  • причину жалобы;
  • аргументы для обоснования возражений;
  • требования к вышестоящему отделению фонда.

Такой порядок, в частности, предусмотрен пунктом 55 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 18 сентября 2013 г. № 467н.

Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца. После чего примет одно из следующих решений:

  • оставит жалобу без удовлетворения;
  • отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
  • изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.

О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

Такой порядок изложен в части 1 статьи 55 и частях 2–4 статьи 56 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Обжалование в суде

Если вы хотите обжаловать решение в судебном порядке, то подайтеисковое заявление в арбитражный суд по местонахождению отделения фонда, с решением которого вы не согласны (ст. 35 АПК РФ).

Исковое заявление можно подать в электронном виде. При этом руководствуйтесь порядком, прописанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80.

Обжаловать решение фонда в суде можно в течение трех месяцев со дня, когда страхователь узнал о том, что его права были нарушены (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в течение трех месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). В итоге вынесет одно из двух решений:

  • признает решение отделения фонда незаконным и обяжет его принять иное решение;
  • откажет страхователю в удовлетворении его требований полностью или частично.

Копию решения арбитражного суда направят и заявителю, и в фонд, который принял спорное решение. Сделать это судьи должны в пятидневный срок после того, как примут решение.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка