Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 декабря 2015 486 просмотров

Согласно закону 220-ФЗ, транспортные пассажирские предприятия для дальнейшего осуществления перевозок, обязаны принять участи в открытых аукционах, которые определят победителя перевозок на определённых маршрутах. Для предприятия это определённый риск потерять объёмы перевозок.Поэтому мы решили на базе муниципального унитарного предприятия открыть простое товарищество совместно с индивидуальным предпринимателем по краевым перевозкам, так как простые товарищества могут не участвовать в аукционах. Правомерно ли такое соглашение так как собственность у нас муниципальная и какие нормативные документы можно использовать?

Правомерно, с разрешения собственника МУП.

Законодательство не запрещает МУП участвовать в простом товариществе, но только если собственник даст письменное согласие на это (п. 4 ст. 18 Закона о предприятиях). При заключении договора простого товарищества один из товарищей вправе действовать или от имени всех товарищей, или от своего имени в интересах всех товарищей, в зависимости от того, какой порядок будет указан в договоре о совместной деятельности (ст. 1044 ГК РФ). Если предприниматель будет действовать от своего имени, унитарному предприятию не потребуется применять процедуры, установленные Законом 223-ФЗ.

Обоснование

Закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

<…>

«Статья 39. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

<…>

9. Регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона».

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как приобретать товары (работы, услуги) организациям с долей участия государства (субъекта РФ, муниципального образования)

При приобретении товаров (работ, услуг) отдельные категории организаций обязаны соблюдать особый порядок размещения заказов, установленный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Этот порядок применяется при закупке товаров как для собственных нужд организации, так и для их дальнейшей перепродажи (письмо Минэкономразвития России от 2 сентября 2011 г. № Д28-317).

С какой целью применяется особый порядок

Порядок, предусмотренный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, призван обеспечить:

  • информационную открытость закупок;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров (работ, услуг);
  • реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Для реализации этих требований каждый заказчик обязан разработать и разместить на сайтеwww.zakupki.gov.ru/223:

  • положение о закупке;
  • план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

Об этом сказано в статье 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

На кого распространяется порядок

К заказчикам товаров (работ, услуг), на которых распространяются требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в частности, относятся следующие.

1. Государственные корпорации и компании; унитарные предприятия; автономные учреждения; субъекты естественных монополий; организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности в сфере электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

2. Организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

3. Дочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пунктах 1 и 2.

4. Субдочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пункте 3.

Порядок определения совокупных долей участия государства и других учредителей (участников) в уставных капиталах дочерних организаций должен быть установлен Правительством РФ.

5. Бюджетные учреждения при наличии Положения о закупке, утвержденного их учредителями.

Об этом сказано в частях 2 и 3 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Действие Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не распространяется на:
1) организации, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50 процентов, являющиеся субъектами естественных монополий либо занимающиеся регулируемыми видами деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, при условии что выручка от соответствующих видов деятельности за предшествующий год не превышает 10 процентов общей суммы выручки;
2) дочерние и субдочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пункте 1, при условии что их выручка от закупки товаров (работ, услуг) этими организациями и их дочерними хозяйственными обществами составляет не более 5 процентов выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

Об этом сказано в части 2.1 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

При этом информация об объеме контролируемой выручки должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru/223. Порядок размещения на сайте такой информации установленПоложением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 494.

Требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не применяются:

  • при купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей, драгоценных металлов, а также при заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
  • при приобретении биржевых товаров в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ;
  • при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
  • при закупках в области военно-технического сотрудничества;
  • при закупках в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • при выборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ;
  • при заключении договоров, связанных с электроэнергетикой, в соответствии сЗаконом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ;
  • при осуществлении кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.

Об этом сказано в части 4 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

<…>

Выбор поставщика товаров

Для заключения договора заказчик должен определить поставщика товаров (исполнителя работ, услуг). Выбор поставщика (исполнителя) производится либо по итогам проведения конкурса (аукциона), либо другим способом, предусмотренным в положении о закупке. Извещение о проведении конкурса (аукциона) должно быть опубликовано на сайтеwww.zakupki.gov.ru/223 не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе).

Участником закупки может быть любая организация, а также гражданин (в т. ч. предприниматель), которые соответствуют условиям, установленным заказчиком в положении о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Например, таким условием может быть отсутствие претендента на исполнение заказа в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Правительство РФ вправе установить приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к товарам (работам, услугам), происходящим из иностранного государства. Кроме того, Правительство РФ может определить особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом сказано вчасти 8 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Победителем конкурса (аукциона), то есть потенциальным поставщиком (исполнителем), с которым может быть заключен договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), признается:

  • при проведении конкурса – лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора;
  • при проведении аукциона – лицо, предложившее наиболее выгодную цену договора.

Это следует из положений частей 2–3 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Анзора Ганижева, кандидата юридических наук, директора юридического департамента ООО «Страховая компания "ОРАНТА"» (до 2015 года – начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»), Натальи Шмаковой, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист», кандидата юридических наук

Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника

Государственные или муниципальные унитарные предприятия (далее – предприятия) в отличие от юридических лиц иных организационно-правовых форм вправе совершать некоторые сделки только при наличии согласия на то собственника их имущества. Речь идет о следующих видах сделок:

  • сделки, связанные с обременениями, уступка требований, перевод долга, а также договор простого товарищества;
  • заимствования;
  • решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации;
  • распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями;
  • распоряжение недвижимым имуществом;
  • создание филиалов и открытие представительств;
  • сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • крупные сделки;
  • предусмотренные уставом предприятия иные сделки, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества.

Сделки, связанные с обременениями, уступка требований, перевод долга, а также договор простого товарищества

Предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные:

  • с предоставлением займов;
  • с предоставлением поручительств (ст. 361 ГК РФ);
  • с получением независимых гарантий (ст. 368 ГК РФ);
  • с иными обременениями;
  • с уступкой требований;
  • с переводом долга.

Кроме того, предприятие не вправе без согласия собственника заключать договоры простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ).

Перечисленные выше запреты устанавливает пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

В отношении федеральных государственных унитарных предприятий полномочие по одобрению перечисленных действий имеет ведомственный орган исполнительной власти, то есть орган, которому подведомственно предприятие (подп «е» п. 1 и подп. «е» п. 1.1постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»).

Совет

На практике чаще всего предприятию требуется согласие собственника на получение независимой гарантии или на иное обременение. Связано это с тем, что предприятия участвуют в определении поставщика, при котором по условиям конкурсной документации участник должен предоставить обеспечение обязательства в виде независимой гарантии или иного обременения. Чтобы получить такое согласие, предприятию необходимо направить ведомственному органу соответствующий запрос.

Если указанные сделки предприятие заключает без согласия собственника имущества предприятия, то они являются оспоримыми. Срок исковой давности по таким сделкам составляет один год (п. 2 ст. 181 ГК РФ).

Общие правила оспаривания сделок, совершенных без одобрения, предусмотрены встатье 173.1 Гражданского кодекса РФ. Они применяются, когда отношения не урегулированы Законом о предприятиях.

Обоснование

С 1 сентября 2013 года начала действовать статья 173.1 Гражданского кодекса РФ, посвященная недействительности сделок, совершенных без необходимого согласия. Она внесена в кодекс Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

Такие сделки признаются оспоримыми, если из закона не следует, что их необходимо считать ничтожными. Закон о предприятиях не указывает на ничтожность таких сделок, в отличие от сделок по распоряжению имуществом, в результате которых предприятие лишается возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях). Следовательно, сделки с заинтересованностью и крупные сделки, совершенные предприятием без одобрения, являются оспоримыми.

При этом сделка может быть признана недействительной, только если другая сторона знала или должна была знать, что она совершена в отсутствие согласия (п. 2 ст. 173.1 ГК РФ).

Иск о признании такой сделки недействительной суд не удовлетворит, если в деле будут иметься доказательства одобрения такой сделки либо последующего ее одобрения (абз. 4 п. 9 постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», далее – постановление №10/22).

Оспаривать такие сделки вправе только предприятие или собственник его имущества. Иному лицу суд откажет (постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2012 г. № Ф09-6355/12 по делу № А71-10390/2011).

Внимание! Предприятие вправе заключать договор только на условиях, которые содержит одобряющий данную сделку документ.

Если заключенный договор не будет соответствовать таким условиям, суд его может признать недействительным по иску самого предприятия либо собственника его имущества. Это требование подтверждает судебная практика.

Пример из практики: суд признал недействительным договор поручительства, который заключило предприятие. К такому выводу суд пришел ввиду несоответствия условий договора тем условиям, которые содержал документ об одобрении данной сделки

ОАО «С-Банк» и МУП «К.» заключили договор поручительства. Согласно условиям этого договора поручитель обязался отвечать перед банком за исполнение ООО «Б.» своих обязательств по договору кредитной линии.

При этом процентная ставка за пользование кредитом составила 14,5 процента годовых. Ответственность МУП «К.» за исполнение должником своих обязательств была установлена как солидарная.

Заключение договора поручительства на сумму обязательства ООО «Б.» по договору кредитной линии с ОАО «С-Банк» одобрил глава администрации г. Снежногорска в своем постановлении.

Также в постановлении глава администрации установил, что ставка по кредиту составляет 13,5 процента годовых, а ответственность МУП «К.» является субсидиарной.

ОАО «С-Банк» известило МУП «К.» о том, что ООО «Б.» не исполнило свои обязательства по возврату заемных денежных средств по договору кредитной линии. В связи с этим банк предложил поручителю уплатить 6 006 094 руб. 74 коп.

Платежными ордерами ОАО «С-Банк» списало со счета МУП «К.» 513 886 руб. 83 коп. в счет погашения долга по договору кредитной линии.

Администрация обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО «С-Банк»:

  • о признании недействительным договора поручительства;
  • об обязании ответчика возвратить 291 283 руб. 76 коп., которые были списаны со счета МУП «К».

При этом администрация ссылалась на то, что договор поручительства неправомерно заключен на иных условиях, чем указано в постановлении.

Суд кассационной инстанции признал правомерным вывод нижестоящих судов о том, что согласие администрации на заключение договора поручительства получено не было, поскольку договор был заключен на иных условиях по сравнению с постановлением главы администрации.

Предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением независимых гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (п. 4 ст. 18 Закона о предприятиях).

Собственник имущества унитарного предприятия дает согласие в случаях, которые предусматривает Закон о предприятиях, совершить крупную сделку, сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, или иную сделку (подп. 15 п. 1 ст. 20 Закона о предприятиях).

По мнению арбитражного суда, тот факт, что постановление содержит размер процентной ставки, а также условие о субсидиарной ответственности, свидетельствует о том, что администрация считала данные условия существенными и одобрила заключение договора только на таких условиях.

Кроме того, суд пришел к выводу, что одобрение договора поручительства вообще не относилось к компетенции главы администрации. Решение о согласии на сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением независимых гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключение договоров простоготоварищества принимает администрация г. Снежногорска. Такое требование установило Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО г. Снежногорска, утвержденное решением Совета депутатов ЗАТО г. Снежногорска.

В связи с этим суды признали спорный договор поручительства недействительным и применили последствия его недействительности в виде возвращения МУП «К.» 513 886 руб. 83 коп., которые ранее были перечислены по договору (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 декабря 2011 г. по делу № А42-159/2010).

Согласие на совершение сделки при правопреемстве сохраняет юридическую силу (постановление ФАС Дальневосточного округа от 2 мая 2012 г. № Ф03-1431/2012 по делу № А51-14358/2011определением ВАС РФ от 28 августа 2012 г. № ВАС-11213/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Действующее законодательство не устанавливает определенной формы согласия собственника имущества предприятия на совершение сделки. Оно может быть дано в любой форме, которая не противоречит закону (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 марта 2012 г. по делу № А15-1054/2011определением ВАС РФ от 31 мая 2012 г. № ВАС-6603/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Недействительными могут признаваться только сами сделки (договоры), но не документы, которые оформляют исполнение этих сделок, например, акты приема-передачи.

Акты приема-передачи и акты компенсации потерь не являются самостоятельными сделками, отвечающими признакам, которые устанавливает статья 153 Гражданского кодекса РФ. Поэтому их нельзя признать недействительными в связи с отсутствием согласия собственника (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 января 2010 г. по делу № А15-533/2009).

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении внесение вклада в совместную деятельность (простое товарищество)

<…>

При создании простого товарищества каждый участник (организация или предприниматель) должен внести вклад в совместную деятельность (ст. 1041 ГК РФ).

Вкладом может быть любое имущество: деньги, основные средства, материалы, товары, ценные бумаги, нематериальные активы и т. п. (п. 1 ст. 1042 ГК РФ).

Внесение вклада имуществом

Внесенное каждым товарищем имущество, которым он обладал на праве собственности, является общей долевой собственностью (абз. 1 п. 1 ст. 1043 ГК РФ). Если товарищ вносит имущество, которым он обладал на ином вещном праве (например, арендованное имущество или предметы лизинга), такое имущество признается общим, используемым в интересах всех товарищей (абз. 2 п. 1 ст. 1043 ГК РФ).

Договор о совместной деятельности

В договоре простого товарищества нужно определить:

  • денежную оценку вклада каждого участника. Если она не указана в договоре, вклады товарищей предполагаются равными по стоимости (п. 2 ст. 1042 ГК РФ);
  • обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей (п. 4 ст. 1043 ГК РФ);
  • порядок пользования общим имуществом товарищества (п. 3 ст. 1043 ГК РФ).

Если простое товарищество создано с участием организаций, участники должны определить товарища (юридическое лицо), которому будет поручено ведение общих дел и бухучета (п. 2 ст. 1043 ГК РФ).

Подробнее см. Как отразить в бухучете и при налогообложении операции по совместной деятельности*.

Документальное оформление

Порядок оформления первичных документов при передаче имущества в совместную деятельность законодательно не определен. На практике составляются те же документы, что и при выбытии активов, не связанных с реализацией. Например, при передаче объекта основных средств составьте акт по форме № ОС-1, при передаче товаров или материалов – накладную по форме № М-15.

<…>


Налоги

Участники договора совместной деятельности (простого товарищества) не образуют новое юридическое лицо (п. 1 ст. 1041 ГК РФ). Это означает, что простое товарищество не регистрируется в налоговой инспекции и не является плательщиком налогов (ст. 19 НК РФ). Все налоги (в т. ч. с доходов и имущества, полученных в рамках совместной деятельности) каждый участник простого товарищества должен платить самостоятельно.* Исключение составляет НДС, начисленный по операциям простого товарищества. Его должен рассчитать и перечислить в бюджет участник, ведущий общие дела (ст. 174.1 НК РФ).

Порядок расчета остальных налогов при передаче имущества в составе вклада в простое товарищество зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка