Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 декабря 2015 33 просмотра

Наша организация является плательщиком НДПИ. В 2013 году налоговая начислилан нам большие штрафы и пени и доначислила налог по НДС и мы как бы бросили фирму. Не сдавали никакие отчеты. А весной 2015 года из Министерства нас нашли и пригрозили отобрать лицензию за то что не сдаем 5ГР. Мы пригласили максшрейдера и нам подготовили данный отчет, выяснилось что не хватает песка у нас. Мы указываем в 5 ГР то количество которого не хватает. Министерство подает данные в налоговую. Налоговая просит сдать отчетность за 2013-2014 года за то количество песка, что указано в 5 ГР. Что будет если мы не сдадим эти расчеты? Деятельность фирма не ведет, ни бухгалтера, ни директора уже нет...

Претензии будут, но они необоснованны.

Действительно, в письме Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-06-01/42704

Финансовое ведомство рассмотрело вопрос о правомерности истребования у налогоплательщика форм статистической отчетности, отражающих данные, связанные с добычей организацией – недропользователем полезных ископаемых (№ 5-гр). По мнению финансового ведомства, поскольку названные формы статистической отчетности отражают данные, непосредственно связанные с добычей организацией-недропользователем полезных ископаемых, и могут быть использованы в целях подтверждения правильности исчисления НДПИ, то истребование таких документов при проведении проверок (в том числе камеральных) не противоречит нормам налогового законодательства.

Однако, с учетом сложившейся на сегодняшний день арбитражной практики доначисление организации НДПИ с определением количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению, на основании сведений из форм государственного статистического наблюдения (№5-гр) является неправомерным.

Пунктом 1 ст. 337 НК РФ установлено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 64 разъяснено, что при применении п. 1 ст. 337 НК РФ судам надлежит исходить из того, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, что означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

Согласно п. 2 ст. 340 НК РФ стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.

Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 05.11.2013 по делу N А74-1904/2013 счел необоснованным определение налоговым органом количества добытого полезного ископаемого на основании сведений из форм государственного статистического наблюдения (№5-гр), в которых отражено движение запасов на стадии извлечения минерального сырья из недр, безотносительно к объекту налогообложения. В нарушение норм налогового законодательства налоговый орган определил количество добытого полезного ископаемого как содержание химически чистого металла в золотосодержащей руде на основании форм статистического учета, что не является правомерным. Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 № А78-5784/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2012 № А74-699/2012.

Обоснование

Из письма Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-06-01/42704


Вопрос: При проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДПИ и водному налогу налоговый орган требует представить документы статистической отчетности в связи с использованием соответствующих природных ресурсов (отчеты по формам N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", N 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче", N 11-ШРП "Сведения о потерях угля (сланца) в недрах (подземные и открытые работы)", N 2-ТП "Сведения об использовании воды").

При истребовании указанных документов налоговый орган ссылается на п. п. 3, 9 ст. 88 НК РФ.

Согласно п. 9 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе запрашивать ограниченный круг документов, а именно документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. Формы статистической отчетности не являются такими документами.

По мнению организации, у налогоплательщика отсутствует обязанность их повторного представления налоговому органу, так как формы статистической отчетности представляются в органы статистики в соответствии с российском законодательством.

Правомерно ли истребование налоговым органом на основании п. п. 3, 9 ст. 88 НК РФ документов статистической отчетности, представленных организацией в органы статистики?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части истребования налоговыми органами документов статистической отчетности в целях проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых и сообщает следующее.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 Кодекса предусмотрено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случае и порядке, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом п. 9 ст. 88 Кодекса установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе, помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 Кодекса (налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа), истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов в порядке, установленном ст. 93 Кодекса.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) в целях применения ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 0 процентов в соответствии с п. 1 ст. 342 Кодекса Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются в том числе и копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", N 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче", N 11-ШРП "Сведения о потерях угля (сланца) в недрах" и N 2-ТП "Сведения об использовании воды" за предыдущий период, отражающие информацию об утверждении балансовых запасов и их движении в результате добычи и потерь при добыче полезных ископаемых, данные о нормативах и фактических потерях при добыче полезных ископаемых, а также данные о допустимом объеме забора воды из водного объекта и потерях воды при транспортировке.

Учитывая, что указанные формы статистической отчетности отражают данные, непосредственно связанные с добычей организацией-недропользователем полезных ископаемых, и могут быть использованы в целях подтверждения правильности исчисления НДПИ, полагаем, что истребование таких документов налоговыми органами при проведении налоговых проверок, в том числе камеральных, не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка