Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники считают, что в бухгалтерии должно быть мыло

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 января 2016 487 просмотров

В 2010г. выдали сотруднику беспроцентный займ, часть он погасил, а часть остался должен и уволился.ООО обратилось в суд и в декабре 2015г. по исполнительному листу частично займ был погашен. Нужно ли считать материальную выгоду на дату погашения займа? Если да, то за какой период?

Материальную выгоду после увольнения сотрудника считать нужно, потому что правоотношения в рамках договора займа являются гражданско-правовыми и не прекращаются после разрыва трудовых отношений с сотрудником. Увольнение не является основанием для отсутствия дохода в виде материальной выгоды (подп. 1 п. 1 ст. 212, ст. 210 НК РФ). В отношении материальной выгоды, полученной заемщиком, организация (заимодавец) выступает налоговым агентом. Поэтому с суммы материальной выгоды она должна рассчитать НДФЛ. Об этом сказано в абзаце 4 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса РФ.

До 2016 года при определении налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды за пользование беспроцентным займом датой получения доходов считалась дата фактического возврата займа. Поэтому считать материальную выгоду за 2015 г. следует в обычном порядке, на дату возврата части займа по суду (в декабре 2015 г.) за период с даты предыдущего погашения бывшим сотрудником части займа.

Обратите внимание: уволенный заемщик не состоит в трудовых отношениях с вашей организацией (налоговым агентом), организация ничего не платит заемщику, поэтому она не имеет возможности удержать НДФЛ и перечислить налог в бюджет. Вам следует сообщить в налоговую инспекцию о доходах, из которых организация не может удержать НДФЛ. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания 2015 г. Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход. Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.

Несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность.

Обоснование

1. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как рассчитать и отразить в бухучете НДФЛ и страховые взносы с материальной выгоды при предоставлении займа сотруднику

Когда возникает материальная выгода

Материальная выгода по полученному займу возникнет у сотрудника:

  • если процентная ставка по займу меньше 2/3 ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты процентов (по займам в рублях);
  • если процентная ставка по нему меньше 9 процентов годовых (по займам в валюте). Такая ситуация может возникнуть, например, при выдаче займа иностранцу;
  • при полном или частичном возврате беспроцентного займа.

Это следует из положений статьи 210, пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса РФ.

Налоговый агент

Сумма материальной выгоды облагается НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 212, ст. 210 НК РФ).

В отношении материальной выгоды, полученной сотрудником, организация (заимодавец) выступает налоговым агентом. Поэтому с суммы материальной выгоды она должна рассчитать НДФЛ и перечислить налог в бюджет. Об этом сказано в абзаце 4 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса РФ.

<…>

Дата получения дохода

Материальную выгоду нужно рассчитывать на дату получения дохода. Такой датой будет последний день каждого месяца в течение срока, на который сотрудник получил заем. Поэтому размер материальной выгоды определяйте ежемесячно независимо от даты уплаты процентов по займу. Например, на 31 января 2016 года, на 29 февраля 2016 года и т. д. Такой порядок определения дохода применяйте и при выдаче беспроцентных займов.

Об этом сказано в подпункте 7 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

Напомним, до 2016 года при определении налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды за пользование беспроцентным займом датой получения доходов считалась дата фактического возврата займа.

<…>

Материальную выгоду по беспроцентному займу, выданному в рублях, рассчитайте по формуле:

Материальная выгода по беспроцентному займу, выданному в рублях = 2/3 ? Ставка рефинансирования на дату получения дохода ? Сумма займа : 365 (366) дней ? Количество календарных дней в месяце или дней предоставления займа в календарном месяце


Если беспроцентный заем выдан в валюте, материальную выгоду рассчитайте следующим образом:

Материальная выгода по беспроцентному займу, выданному в валюте = 9% ? Сумма займа : 365 (366) дней ? Количество календарных дней в месяце или дней предоставления займа в календарном месяце


Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ставка НДФЛ

С материальной выгоды нужно удержать НДФЛ по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК РФ). Если заем выдан нерезиденту, то ставка НДФЛ составляет 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Такая ставка применяется даже в том случае, если материальная выгода возникла у нерезидента, который является высококвалифицированным специалистом. Это объясняется тем, что по ставке 13 процентов облагаются доходы нерезидентов – высококвалифицированных специалистов, полученные ими от трудовой деятельности (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ).

<…>

2. Из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу N А42-7307/2010

<…>

«4. Пункт 2.10.1. решение: эпизод, связанный с начислением пени по НДФЛ в размере 371 039,12 рублей, привлечением к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 33 618 рублей, предложения удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 168 092 рубля.

В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлена неуплата в бюджет налога на доходы физических лиц с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, облагаемой налогом по ставке 35 процентов в общей сумме 168 092 руб.

Инспекцией в ходе проверки сделан вывод о том, что общество не удержало с физического лица (Филиппова С.А.) и не перечислило в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 168 092 руб., в том числе за 1 квартал - 82036 руб., за 2 квартал - 86056 руб., что явилось основанием для начисления пени, привлечения к ответственности, а также предложения удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества по данному эпизоду указал, что поскольку на момент проведения выездной проверки (2010 год) у Общества отсутствовала возможность удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, в связи с увольнением Филиппова С.А. в июле 2008 года, налоговый агент в момент проверки направил в инспекцию сообщение о невозможности удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ, основания для предложения удержать и перечислить НДФЛ в сумме 168 092 руб., начисления соответствующих пеней и налоговых санкций по статье 123 НК РФ в сумме 33 618 руб. является неправомерным.

Апелляционный суд, считает решение суда по данному эпизоду подлежащим отмене в части признания недействительным решения инспекции по привлечению налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 33 618 рублей, начисления пени по НДФЛ исходя из суммы налога в размере 168 092 рубля за период по 15.07.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

С 01.01.2008 согласно изменений, внесенных в абз. 2 под. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляется налоговым агентом в порядке, установленном НК РФ.

В подпункте 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ указано, что датой фактического получения дохода (экономии на процентах) признается день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

Материалами дела установлено, что Общество заключило процентный договор займа от 30.11.2006 N 1-20/2006 с Филипповым С.А. на сумму 28 355 000 руб. По условиям договора займа займодавец Общество обязан передать заемщику указанную сумму в срок до 01.03.2007. Согласно п. 3.3. Договора проценты за пользование вышеуказанным займом выплачиваются Заемщиком в размере 1% от суммы займа за весь период пользования займом. Срок уплаты процентов - не позднее дня окончательных расчетов по договору. Проценты начисляются, начиная со дня зачисления заемных денежных средств на расчетный счет Заемщика или расчетный счет получателя денежных средств определенного финансовым распоряжением Заемщика. Окончательный срок возврата установлен до 30 ноября 2009 года.

Задолженность по договору займа на 01.01.2008 по данным карточки балансового счета 58 "Финансовые вложения" составила 12 452 000 руб.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что по указанному договору займа произведено начисление процентов, в размере, определенном договором. Согласно карточке счета налогового учета "Внереализационные доходы: проценты к получению" за 1 квартал сумма составила 10 348,24 руб. и за 2 квартал сумма составила 10 348,23 руб.

По данным расчетных листков уплата процентов в адрес Общества заемщиком произведена в апреле 2008 года и в июле 2008 года путем удержания суммы начисленных процентов из заработной платы Филиппова С.А.

Таким образом, в силу ст. 212, 223 НК РФ Общество, выступая налоговым агентом, по состоянию на дату уплаты Филипповым С.А. процентов, определенных договором (апрель, июль 2008 года) обязано было исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в апреле и июле 2008 года с материальной выгоды, полученной физическим лицом от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от Общества - налогового агента.

При этом, Общество в нарушение требований ст. 212, 223, 226 НК РФ не исполнило обязанность по исчислению и удержанию НДФЛ в сумме 168 092 рубля.

В оспариваемом решении налогового органа инспекция предложила налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 168 092 рубля без учета следующих обстоятельств.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.

Таким образом, в случае не исчисления и не удержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом. В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.

Следовательно, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Поскольку Общество не исчислило и не удерживало налог на доходы физических лиц в апреле и июле 2008 года, а Филиппов С.А. уволен в июле 2008 года и не состоит в трудовых отношениях с налоговым агентом, Общество не осуществляет выплаты в его пользу и не имеет возможности на момент проведения проверки удержать НДФЛ решение налоговой инспекции в части доначисления НДФЛ не соответствует положениям Налогового кодекса РФ.

В указанной части вывода суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам.»

<…>

3. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно

Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

<…>

Информирование налоговой инспекции

О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Этот срок распространяется и на сообщения о невозможности удержать НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году.

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.

Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Главбух советует: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде

Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г. № 304-КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял. Ведь пени – это санкция за несвоевременную уплату налога, а не за то, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по информированию инспекции (п. 1 ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени в таком случае начисляться не должны – применяется только ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).

После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно, то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно на основании налогового уведомления, которое ему направит инспекция. Срок уплаты налога – не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором он получил доход. Это следует из положений пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса РФ, пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

<…>

4. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Нужно ли повторно подавать форму 2-НДФЛ по окончании года, если ранее налоговый агент известил инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с выплаченных доходов. Дополнительные доходы в течение года человеку не выплачивались

Да, нужно.

Представление сведений о невозможности удержать с гражданина НДФЛ в течение года не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-363, ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513. При этом суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, указываются в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).

Главбух советует: есть основания, освобождающие налоговых агентов от повторной подачи справок 2-НДФЛ в отношении доходов, с которых невозможно удержать налог. Они заключаются в следующем.

Если организация информировала налоговую инспекцию о доходах человека, с которых невозможно удержать налог, и если до конца года никаких дополнительных доходов этому человеку организация не выплачивала, направлять в инспекцию повторную справку 2-НДФЛ не нужно. Наличие различных признаков для классификации одних и тех же доходов не влияет на состав сведений, отраженных в первоначальной справке. Сдав справку 2-НДФЛ с признаком 2, налоговый агент исполнил требования, установленные пунктом 5 статьи 226 и пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. Дублировать те же самые сведения в справке 2-НДФЛ с признаком 1 организация не должна: повторное исполнение одних и тех же обязанностей налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации применяться не должны.

Скорее всего, налоговая инспекция не согласится с подобной трактовкой законодательства. Тогда отказ от повторной подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ налоговому агенту придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2015 г. № Ф09-5794/15, ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-9209/13).

Пример уведомления налоговой инспекции о том, что организация не может удержать НДФЛ из доходов сотрудников, ставших нерезидентами

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев работает в организации по трудовому договору с января 2015 года. В период с января по июль и с ноября по декабрь 2015 года Кондратьев проживал в России.

По состоянию на 1 января 2016 года Кондратьев признается резидентом.

Организация ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в сумме 10 000 руб.

С января по март 2016 года (включительно) сотрудник находился в загранкомандировке.

За период с января по июнь Кондратьеву была начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Других доходов, облагаемых НДФЛ, Кондратьев не получал.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

Сумма НДФЛ, удержанная и перечисленная в бюджет, составила 7800 руб. (60 000 руб. ? 13%).

С 1 по 4 июля 2016 года сотрудник находился в отпуске за рубежом.

30 июля 2016 года сотрудник уволился по собственному желанию.

По состоянию на 30 июля 2016 года Кондратьев утратил статус налогового резидента (в течение предыдущих 12 следующих подряд месяцев он находился в России менее 183 календарных дней).

В связи с изменением налогового статуса Кондратьева ранее рассчитанный НДФЛ бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов.

В июле Кондратьеву начислили зарплату в сумме 10 000 руб.

Рассчитанная сумма НДФЛ к удержанию за июль составила:
(60 000 руб. + 10 000 руб.) ? 30% – 7800 руб. = 13 200 руб.

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Поэтому максимальная сумма НДФЛ, которую организация может удержать из доходов Кондратьева за июль 2016 года, составляет 5000 руб. (10 000 руб. ? 50%).

Неудержанная сумма налога составила 8200 руб. (13 200 руб. – 5000 руб.). В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ 1 марта 2017 года организация направила в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержания налога с Кондратьева и уведомила об этом самого Кондратьева. Эту сумму Кондратьев должен будет заплатить на основании налогового уведомления из инспекции в срок не позднее 1 декабря 2017 года.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка